Реабилитация детей и подростков с атопическим дерматитом в условиях поликлиники. Немедикаментозные методы лечения

В комплексной терапии больных атопическим дерматитом с успехом используются физиотерапевтические методы. Программа подбора физиопроцедур представлена в табл. 23.

При тяжелом течении атопического дерматита и преобладании иммунокомплексного механизма патогенеза эффективен плазмаферез. В тяжелых случаях необходима иммуносорбция с удалением из крови IgE.

В комплексной терапии атопического дерматита благоприятный эффект оказывают иглорефлексотерапия, лазеро- и магнитопунктура.

При социальной дезадаптации детей показана психотерапевтическая коррекция, в первую очередь рациональная и игровая психотерапия.

Таблица 23. – Программа подбора физиотерапевтических процедур в зависимости от периода течения атопического дерматита

Характер воздействия

Период течения атопического дерматита

обострение

стихание

ремиссия

Электрофорез лекарственных веществ с седативным эффектом

+

+

+

Электросон

+

+

+

Магнитное поле низкой частоты на очаги поражения

+

+

;

Ультразвуковая терапия пораженных участков

+

+

;

Ультрафиолетовое облучение

;

+

+

Лазеротерапия пораженных участков

+

+

;

Аппликации парафина, озокерита

;

+

+



Индуктотермия на область проекции надпочечников

+

+

+

Обучение пациента и его семьи

Нами разработана обучающая программа для подростков 12–18 лет больных атопическим дерматитом [Новикова М.Е., Жерносек В.Ф. Инструкция к обучению в аллергошколах детей и подростков 12–18 лет, больных атопическим дерматитом. – Мн., 2005. – 17с.], благодаря реализации которой удается повысить комплайнс врачебных назначений, осуществлять оптимальный контроль и самоконтроль течения заболевания.

Образовательные программы должны предусматривать знакомство пациента с базовыми сведениями о природе и триггерах атопического дерматита, его симптомах. Пациентов и их родителей необходимо научить идентифицировать факторы, провоцирующие обострение атопического дерматита.

Пациент необходимо также научить избегать контакта с этими факторами, ухаживать за пораженными участками кожи и самостоятельно контролировать течение заболевания. Обязательным элементом обучающих программ должно стать обучению решению психологических проблем, связанных с атопическим дерматитом.

Пациент должен научиться противостоять стрессам и минимизировать негативные социальные последствия программ лечения конкретных заболеваний. Занятия с психологом, основанные на поведенческом подходе, помогут пациенту разорвать порочный круг «зуд–расчесывание». Считается, что проблемы, связанные с правильным питанием, диагностикой и лечением пищевой аллергии, необходимо обсуждать даже с маленьким ребенком.

Диспансеризация

Диспансерное наблюдение за больным атопическим дерматитом проводится не менее 2 лет с момента последних высыпаний. Кратность наблюдения и объем обследования определяется соответствующими приказами МЗРБ.

Реабилитация (медицинский, физический, психологический аспекты)

Поликлинический этап(реабилитация непрерывная)

Перечень лечебно–реабилитационных услуг и процедур для больных экземой и дерматитом (Мн., 2003):

– Дозированная климатотерапия: гелиотерапия – 15, аэротерапия – 15, талассотерапия – 15.

– Лечебная физическая культура: лечебная гимнастика – 15– 18, терренкур – 15–20, ЛФК в бассейне – 12– 15.

– Лечебный массаж: гидромассаж – 10–12, вибромассаж – 10.

– Бальнеогрязелечение: ванны минеральные – 10–12, ванны кислородные, жемчужные, пресные, лекарственные, ароматические –10–12, ванны суховоздушные – 10–12, ванны радоновые – 10–15, гидроколонотерапия – 3, души лечебные – 10–12, парафиновые и озокеритовые аппликации – 12– 16, грязевые аппликации – 10–15, грязевые ванны – 10–12.

– Электросветолечение: ультразвуковая терапия – 8–10, электрофорез лекарственных веществ – 10, электросон – 10, магнитотерапия – 10–15, лазеротерапия – 10–12, индуктотермия – 10, СМВ – 10, ДМВ – 12, дарсонвализация местная – 10–15, ультратонтерапия – 10–15, КВЧ–терапия – 10, лечение поляризованным светом – 10–15, УФО местное – 3–5.

– Рефлексотерапия – 8–12.

– Психотерапия – 5–10.

– Диетотерапия: индивидуальная гипоаллергенная.

Клинические реабилитационные группы

КРГ–1.2 – дети с атопическим дерматитом любой степени тяжести без вторичного инфицирования, не имеющие астено–невротического синдрома и невротических реакций, сопутствующей патологии внутренних органов, развившейся;

КРГ–2 – пациенты с повторными эпизодами вторичного инфицирования, астено–невротическим синдромом и невротическими реакциями, сопутствующей патологией внутренних органов, развившейся на основе атопического дерматита;



КРГ–3 — дети с тяжелым течением атопического дерматита, имеющие группу инвалидности по основному заболеванию.

Критерии ограничения жизнедеятельности

Параметры

КРГ–1.2

КРГ–2

КРГ–3

Самообслуживание

ФК–0

ФК–0

ФК–1

Мобильность

ФК–0

ФК–0

ФК–0

Общение

ФК–1

ФК–1

ФК–2

Обучение

ФК–0

ФК–1

ФК– 1, 2

Ориентация

ФК–0

ФК–0

ФК–0

Контроль поведения

ФК–0

ФК–1

ФК–1, 2

Игра

ФК–0

ФК–0, 1

ФК–1, 2

Медицинский аспект реабилитации

КРГ–1.2

1. Организация гипоаллергенного быт.

2. Индивидуальная гипоаллергенная диета.

3. Лечебно–косметический уход за кожей.

4. Местная противовоспалительная терапия по показаниям. 5. Повторные курсы антимедиаторной и мембраностабилизирующей терапии.

6. Обучение пациента и его семьи.

КРГ–2 КРГ–3

Дополнительно к рекомендациям КРГ–1.2:

1. Иммуномодулирующая терапия.

2. Коррекция обменных нарушений.

3. Коррекции сопутствующей соматической патологии.

4. Коррекция дисбиоза кишечника по показаниям.

5. Седативные и психотропные средства с учетом рекомендаций психоневролога.

Физический аспект реабилитации

КРГ–1.2

1.Физиотерапевтические воздействия с противовоспалительным и репаративным местными эффектами.

2.Санаторно–курортное лечение в периоде ремиссии.

КРГ–2

Дополнительно к КРГ–1:

1.Физиотерапевтические процедуры с седативным эффектом.

2. Рефлексотерапия.

КРГ–3

Как и в КРГ–2.

Психологический аспект реабилитации

КРГ–2, КРГ–3 – методы психологической коррекции.

Жерносек В.Ф., Василевский И.В., Кожарская Л.Г., Юшко В.Д., Кабанова М.В., Попова О.В., Рубан А.П., Новикова М.Е.


Похожее