Психология и психотерапия


Центральное понятие – понятие о целостности организма и о еговзаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности. Нетпринципиальной разницы между ментальной и физической деятельностью.Ментальная деятельность – деятельность целостного организма, осуществляемаяна более низком энергетическом уровне по сравнению с физической.Любой аспект поведения человека может рассматриваться как проявлениецелого – его бытия. В терапии то, что человек делает – как ондвижется, говорит – дает также много информации о нем, как и то,что он говорит. Отвергается разделение внутреннего и внешнего,как разделение ума и тела- внешние и внутренние силы, движущиечеловеком, неотделимы друг от друга. Между индивидом и средойсуществует “контактная граница”, которая и определяет отношениячеловека и среды- контакт – формирование гештальта, уход – завершение.Ключ к ритму контакта и ухода – иерархия потребностей. доминирующаяпотребность проявляется как фигура на фоне все целостности личности.Эффективное действие направляется к удовлетворению доминирующейпотребности. Невроз – искажение процессов контакта и ухода, чтонарушает существование человека как единого организма.
“Здесь и теперь”. Наиболее важно, как человек непосредственнои в настоящем воспринимает себя и свою среду. Невротик несет всебе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого.Гештальттерапевт помогает пациенту сосредоточиться на сознаваниитого, что он переживает здесь и теперь- пациент вновь проигрываетнезавершенные ситуации, переживает их, чтобы завершить и ассимилироватьэти гештальты. Tревога – разрыв, напряжение между “сейчас” и “тогда”.Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать,репетировать, пытаться обеспечить свое будущее. Что не толькоотвлекает энергию от настоящего (постоянно создавая тем самымнезаконченные ситуации), но и разрушает открытость к будущему,которая необходима для спонтанности и роста. К психологическомуросту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее.Переживание настоящего в любой данный момент есть единственновозможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты отжизни, состоит “в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего”.
“Как” важнее, чем “почему”. Структура и функции тождественны:если человек понимает, как он делает нечто, он в состоянии понятьсамо действие. “Почему” не дает полного понимания: каждое действиеимеет множество причин, объяснение всех этих причин уводит вседальше от понимания самого действия. Каждый элемент в жизни человека– фрагмент одного или нескольких целостных гештальтов, элементне может быть понят как “следствие” какой-то “причины” вне целостнойсистемы причин, которые в это вовлечены. Акцент делается на постоянновозрастающем сознавании человеком собственного поведения, а нена исследовании того, почему он ведет себя таким образом.
“Сознавание”. Процесс развития – процесс расширения зон самосознавания-основной фактор, препятствующий в этом (в психологическом росте)– избегание сознавания. В качестве упражнения предлагается попробоватьподдерживать континуум сознавания: просто сознавать, от секундык секунде, какой опыт в данный момент переживается. Обычно этоупражнение сразу прерывают – сознается что-либо неприятное. Вкачестве избегания сознавания появляются мысли, ожидания, воспоминания,ассоциации одних переживаний с другими. Эти ассоциативные представленияне переживаются актуально- они мелькают, оставляя материал неассимилированным.Неассимилированным остается первое, прервавшее континуум неприятноепереживание. Это избегание непрерывного сознавания, прерываниесебя, не дает человеку встретить лицом к лицу и проработать неприятныепереживания. Человек застревает в незаконченной ситуации. Сознавать– уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственномвосприятии. Избегать сознавания – фиксировать какую-либо фигуру,прервать естественный свободный поток смены фигур и фона.
У человека есть три зоны сознавания: сознавание себя, сознаваниемира, сознавание того, что лежит между тем и другим – своего родапромежуточные зоны фантазии. Исследование этой промежуточной зоны(мешающей сознаванию первых двух) Перлз считал большой заслугойФрейда.
Психологическое здоровье и зрелость – переход от состояния, когдаорганизм опирается на среду и регулируется средой, к опоре насебя и само-регуляции. Tерапевтический процесс, в частности, направленна осуществление этого перехода, важнейшим элементом которогоявляется достижение равновесия. Одна из основных предпосылок гештальттерапиисостоит в том, что каждый организм обладает способностью достигатьоптимального внутреннего равновесия, а также равновесия междусобой и средой. Условием этого является сознавание иерархии потребностей.Полное установление иерархии потребностей может быть осуществленотолько посредством сознавания, включающего весь организм, таккак потребности касаются различных его частей. Решающей являетсявозможность выбирать, как сам человек соотносится со средой, опорана себя и саморегуляция – признание способности определять, какчеловек поддерживает и регулирует себя в поле, которое включаетмногое, кроме людей. Человек, опирающийся на себя, способен выбиратьсредства удовлетворения потребностей, когда они возникают- онсознает границv между собой и другими, в особенности внимателенк различению своих фантазий от других (и вообще о среде) и оттого, что воспринимается в непосредственном контакте.






Пути психологического развития.
Первый – завершение незавершенных ситуаций – это уровень клише,уровень знакового существования. Здесь обозначения контакта: “Хелло”,“Доброе утро”, “Прекрасная погода, не правда ли” и т.д.
Второй – уровень ролей или берновских игр. Это уровень “как будто”,здесь люди притворяются такими, какими они хотели бы быть.
Реорганизовав эти два уровня – достигаем уровня тупика (анти-экзистенциональный)или уровень фобического избегания. Здесь переживается пустота,ничто. Именно отсюда, избегая этого ничто, человек обрывает сознаваниеи возвращается на уровень ролей. Если же поддерживает сознаваниесебя – внутренний взрыв. Этот уровень – смерть, страх смерти,состоит в парализованности противоположных сил.
Если оставаться в соприкосновении, контакте с этим умиранием,достигается последний уровень – эксплозивный, уровень внешнеговзрыва. Сознавание этого уровня составляет проявление подлиннойличности, истинной самости человека, способного переживать и выражатьсвои эмоции.
Взрывы, которые человек переживает , проявляясь из уровня смерти:
Взрыв горя, содержащий проработку потери или смерти, которые ранеене были ассимилированы-
Взрыв оргазма у сексуально заблокированного человека-
Взрыв гнева, если гнев ранее подавлялся-
Взрыв радости и смеха.
Основные невротические механизмы – типы нарушения контактной границы.
Интроекция – присвоение человеком стандартов, норм, способов,мышления, установок и способов действия, которые не становятсяего собственными, не перевариваются им. Одно из следствий – человектеряет способность различать, что он действительно чувствует,а что хотят, чтобы он чувствовал другие или просто чувствуют другие.И. -вляется определяющей для борьбы “собаки сверху и собаки снизу”,то есть “собака сверху” – набор интроецированных правил и норм,пока эти нормы не ассимилированы, их требования будут восприниматьсякак незаконные и навязываемые со стороны.
Проекция – тенденция человека переложить на других ответственностьза то, что исходит от него самого – импульсов, желаний, поведения,– стремление поместить вовне то, что принадлежит человеку. Всесновидения – проецированные фрагменты психики самого человека.
Влияние – человек не может принять ощущения границы, не можетдифференцировать себя от других. Следствие – невозможен здоровыйритм контакта и ухода, невозможно принятия отличия между людьми.
Ретрофлексия – “обращение назад на себя” – энергия направляетсяна себя (а не на изменение среды и действий в ней), человек разделяетсебя на субъект и объект собственных действий.
Один из аспектов контакта и ухода – отношение с другими людьми.Чувство принадлежности к группе – первичный психологический импульсвыживания. Неврозы возникают из ригидности в определении контактнойграницы по отношению к другим людям и неспособности найти и поддерживатьнадлежащее равновесие в отношениях с ними.
Tерапевт – экран проекций, на котором пациент видит свои недостающиевозможности- задача терапии – чтобы пациент вернул себе эти возможности.Tерапевт – искусный фрустратор. Предлагая пациенту удовлетворениев виде внимания и принятия, терапевт одновременно фрустрируетего, отказываясь давать ему поддержку, которой ему внутренне недостает- терапевт помогает пройти клиенту через свои точки избеганияи тупики. юервое – помочь пациенту увидеть, как он постоянно прерываетсебя, избегает сознавания, играет роли и т.д. наиболее эффективнаработа в группе, чем индивидуальная терапия. В группе люди могутисследовать свое положение, свои отношения и свое поведение поотношению друг к другу. Очень полезной может быть поддержка группыв “безопасном проявлении”, отождествление с конфликтами другихчленов группы и их проработка.


Похожее