Untitled document

ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

Двенадцатый месяц не являетсяпереломным в жизни ребенка, но он завершает первый год жизни, самый ответственныйи сложный. За эти двенадцать месяцев ваш малыш подрос на 25 см, масса его телаувеличилась почти втрое. У него прорезалось 8 зубов.

На двенадцатом месяце последнеекормление грудью следует заменить на кефир или коровье молоко. Мама в этот периоддолжна надевать туго затягивающий грудь бюстгальтер или бинтоваться широкимбинтом, меньше пить жидкости, и через 2-4 дня выделение молока может полностьюпрекратиться. Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, или когдаон нездоров, или если ему сделана профилактическая прививка.

К году ребенок начинаетходить самостоятельно, умеет взбираться на ступеньки. Если он делает это неуверенно,это скорее всего связанос неприятными воспоминаниями: падением, ушибом и т. п. Малыш боится оторватьсяот вас или от стенки — дайте ему в руки игрушку, за которую он будет как быдержаться, можно предложить ему держаться за коляску и т. д.

Приобретая малышу обувь,помните: косточки у него очень мягкие, они только начинают твердеть. Старайтесьвыбрать обувь, которая хорошо держит лодыжку. Никаких швов, складок, никакогодавления на пальцы. Подошва должна быть гибкой (но не очень) и иметь удобныйизгиб, каблучок обязателен. Обувь должна быть просторной. Нормальное расстояниемежду большим пальцем ноги и носком ботинка -- 0,5-1 см. Проверять размер обувинадо тогда, когда ребенок стоит, в этом положении нога занимает наибольшую площадь.

Обувь нужна не на целыйдень — час-два ребенок может оставаться дома босиком или в тонких, и тоже нетесных, носочках.

Летом было бы полезно походитьпо траве, песку, мелкой гальке, а сейчас — по ворсистому ковру, паласу. Этои закаливающая процедура, и упражнение, укрепляющее стопу. Когда ребенок подрастет,вы сможете включать в его гимнастический комплекс и более эффективные упражнения.Например, после года — ходьбу по ребристой доске. Дело в том, что ребенок рождаетсяс плоскостопием, и неправильная обувь, недостаток физической активности могутэто закрепить. Пусть ходит, ползает, топает — ив ботиночках, и босиком!

«Нельзя»и «надо»

Овладение ходьбой и речьюне всегда идет параллельно. Ребенку словно не хватает сил, чтобы одновременнопреуспевать в двух таких сложных областях. У хорошего ходока нередко запаздываетслово, а быстро набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычноначинают говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны,которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг — лингвистический взрыв,обвал, фонтанирование слов.

В норме ребенок к годупроизносит 10-15 коротких слов, но понимает гораздо больше. Да и вообще он сейчаспонимает и хочет больше, чем умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детейповышенную капризность, боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом.Проявите терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше говорить,тем спокойнее будет становиться.

К нему уже можно, и нужно,обращаться с просьбами типа: «Подыми платочек», «Принеси кубик»,«Дай мне лялю», «Положи ложку», «Открой ротик».



С ним пора рассматриватьдетские книжки, рассказывать, что там нарисовано, спрашивать: «Что это?»,«Кто это?». Он умеет показать, где глаза, нос, уши у него самого,у мамы, у папы, способен к некоторым обобщениям — знает, что и живая кошка Мурка,и игрушечная, и нарисованная в книжке — это все «кис-кис». Узнаетна фотографии хорошо знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.

При одевании, раздевании,укладывании спать пытается быть не только объектом ваших действий, но и активнымучастником. Это стремление надо поддерживать, направлять. Говорите ему: «Подымиручки», «Повернись», «Давай натянем колготки».В процессе такого партнерства, сотрудничества лучше и скорее развивается речь.

Вы уже успели прочувствоватьхарактер своего малыша — покладистый ли он, спокойный, ласковый, или строптивый,своевольный, настойчивый. Во многом это объясняется врожденными свойствами,а они очень устойчивы. «Обломать», переделать, скажем, строптивого,импульсивного упрямца, вырастить его послушным тихоней невозможно, разве чтоценой развития у него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так чтоне ставьте себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать,развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить все нежелательное.

Ребенок не так прост, каккажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, пробуетразные модели поведения.

«На!» — протягиваетон вам свой измусоленный сухарик и испытующе смотрит. Обязательно возьмите,скажите «спасибо», похвалите за доброту. «Бах!» — сразмаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит. Сделайте строгоелицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите ему, что вы огорчены,недовольны.

Среди слов и понятий, которыеребенок должен усвоить, есть два ключевых, важнейших, это: «нельзя»и «надо». На них, в сущности, зиждется нравственное воспитание человека,его будущие жизненные установки. А пока — они оберегают безопасность малыша,помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, который теперь становитсядля него все более открытым.



И педагоги, и врачи единодушныв том, что запретов не должно быть слишком много. Это не дает желаемых результатов,скорее наоборот.

Во всем, что допустимо,уступайте ребенку- то, чего действительно нельзя, — запрещайте твердо. Это правилонадолго, на все детство. Но е,сли старшему вы можете объяснить, почему нельзя,малыша лучше переключить, отвлечь от запретного.

Приноровился он, например,сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.

«Нельзя!» —говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его на пол — это наказание.Есть другой вариант: попытаться переключить, перестроить озорной жест на ласковый.Потянулась рука к очковой оправе, перехватите ее, скажите: «Поправь убабушки очки, поцелуй, погладь бабушку...»

Или добрался малыш до книжкии рвет ее. «Нельзя!» — строго говорите вы и забираете ее у него.А взамен приносите, к примеру, картинки на толстом картоне — их не порвешь,зато можно перебирать, рассматривать. Хорошо на такие случаи иметь в запасенесколько привлекательных для малыша вещиц, которые он редко видит, показатьему что-то неожиданное. На языке физиологии, это называется «создать новыйочаг возбуждения».

Или: невзлюбил ребенокумываться, капризничает, вырывается. «Надо, надо», — ласково приговариваетевы, а сами делаете воду потеплее, осторожнее действуете руками.А умыв, причесав, подводите к зеркалу: «Посмотри, какой ты чистенький,красивый». В зеркало дети обычно смотрятся с большим интересом, хотя себяв этом возрасте толком еще не воспринимают, и этот интерес сможет смягчить,загладить впечатление от только что пережитых неприятностей.

В общем, ваша тактика должнабыть гибкой, вариантов компромисса много. Главный же принцип: стараться, чтобыкаждому «нельзя» противопоставлялось альтернативное «можно»,а каждое «надо» осуществлялось наименее обременительным для ребенкаобразом.

Между младенчествоми детством

Двенадцатый месяц — последниечетыре недели младенчества, с года начинается раннее детство. Может быть, увашего малыша оно уже началось, а, может, он еще немного дольше побудет младенцем.Ведь биологический возраст — определенный уровень зрелости организма — не всегдаточно совпадает с возрастом хронологическим. Но при всех условиях пора понемногуготовиться к новой ступеньке роста.

На двенадцатом месяце болеетонкими становятся вкусовые ощущения ребенка, он уже не опасается новых блюди с любопытством заглядывает в тарелки взрослых: что там такое они едят? Какбы это попробовать?

Конечно, ему можно ещедалеко не все, однако, стол после года будет приближаться к общему. С этоговозраста разрешается (если нет диатеза) не только желток, а целое яйцо- в менюзавтраков присутствуют селедочный паштет, хлеб с маслом и тертым сыром, омлет,ленивые вареники со сметанным соусом, обед начинается с овощной закуски — тертойсвеклы, моркови, помидорного салата, на второе — рыбные и мясные суфле- в полдникк молоку или кефиру — печенье, кукурузные хлопья.

Что-то из перечисленногоуже можно попробовать и сейчас. Но основной режим питания, как и весь распорядокдня, остается прежним: четыре кормления, два дневных сна, две, а лучше три,прогулки. В холодные дни разумнее вместо двух прогулок, скажем, по два часапогулять по часу-полтора,но зато три раза. Впрочем, ребенок уже достаточно закален, чтобы гулять в любуюпогоду, была бы правильно подобрана одежда. Гигиенисты считают наиболее подходящейдля зимы одежду в три слоя. Первый — домашнее платье, костюмчик, второй — шерстянаякофточка и рейтузы, третий — шубка, пальто, а в идеале — утепленный комбинезон.На голове плотная шерстяная шапочка, на ногах — теплые сапожки.

Сам, без поддержки, ребенокходить еще не очень-то умеет. Поводите его за ручку, попеременно то за правую,то за левую, помогите взобраться на маленькую горку, сойти с нее, покажите,как можно, держась за спинку санок, толкать их вперед. Дети способны прозаниматьсяэтим довольно долго — а лучшего упражнения и не надо!

Копать снег лопаткой, строитьгорку он еще не сможет, но с интересом будет наблюдать, как это делает мама.Хочется мамину горку растоптать? Пожалуйста! Возводить, разрушать возведенное,снова строить — это ведь любимое детское занятие, буквально, потребность. Выувидите это не раз, когда ребенок станет старше и будет самозабвенно игратьс песком или снегом.

Дети любят проверять, «чтополучится, если...». Пусть пошагает по свежевыпавшему снежку, а потомразглядывает свои следы. Может и мама пошагать рядом: вот какие у мамы следыбольшие, а у него — маленькие! А если потопать ножками (согреться!), будут ониглубже? А может, стоит посмотреть, нет ли на снегу следов вороны, собаки?

Нарисуйте палочкой на снегусолнышко, домик, елочку. Скоро и у вас дома будет елка — первая елка вашегоребенка. Он подойдет к ней, сам, рассмотрит игрушки, найдет под елкой свой первыйподарок от Деда Мороза. Пусть на такой счастливой ноте и начнется его раннеедетство, пусть будет оно счастливым!


Похожее