Untitled document

ЭКСКУРСИЯ В БУДУЩЕЕ

Вырастить ребенка здоровым— ваше заветное желание. В этой главе мы поговорим о нормах эмоционального,психического и умственного развития ребенка в первый год его жизни. Очень важнововремя распознать возможные отклонения в состоянии здоровья малыша, помочьему догнать в развитии сверстников, а также исправить некоторые дефекты, вызванныетем или иным заболеванием (рахитом, нарушениями неврологического характера,заболеваниями органов дыхания).

Давайте с новорожденнымна руках сделаем «экскурсию» в его будущее.

К концу первого месяцаздоровый младенец, лежа на животе, поднимает и удерживает голову в горизонтальномположении. А если поставить его ножками на стол лицом к себе, поддерживая обеимируками за грудку и слегка наклонив вперед, он должен сделать несколько шажков.Это очень забавно! Не забудьте только поддерживать его голову сзади указательнымии средними пальцами обеих рук. Он умеет фиксировать свой взгляд, появляетсяпервая улыбка. Это очень важный показатель состояния нервной системы!

К концу второго месяцагрудничок активно отвечает улыбкой на вашу улыбку и речь (говорите с ним чаще,пойте ему песенки). Если поведете перед лицом ребенка яркой игрушкой то в одну,то в другую сторону, он будет следить за ней. А в два (иногда в три) месяцамалыш, сидя на ваших руках, уже сам удерживает голову и сосредоточивает взглядна взрослых. С этого месяца он активно стремится общаться! Теперь, лежа на животе,держит голову, приподнимая плечевой пояс и опираясь на предплечья. В таком положениион чудо как хорош. Не правда ли, многие альбомы украшают такие фотографии!

В три месяца дитя гудит,поворачивает голову на звук- самостоятельно (или с вашей небольшой помощью)переворачивается со спины на бок, вправо и влево. Если, приблизивлицо к ребенку, лежащему на спине, ласково с ним заговорить, малыш порадуетрезвыми, активными движениями ручек, ножек — он как бы смеется всем тельцем,радуется. В эти минуты мать и ребенка объединяет волна счастья и взаимопонимания.Такую реакцию здорового малыша медики называют комплексом оживления, характеризуяпо ней состояние нервной системы как весьма положительную.

В четыре месяца ребенокгромким смехом отвечает на ваши заигрывания, а яркую, звучащую игрушку, подвешеннуюнад кроваткой, может ухватить и подолгу заниматься ею.

Попробуйте отойти от кроваткии позвенеть погремушкой, окликнуть его, и малыш обязательно найдет направлениеисточника звука.

В четыре-пять месяцев онотличает чужих от близких, радостно выражая удовольствие от общения с родными.Лежа на животе, приподнимается, опираясь о ладони выпрямленных рук, поле зренияего расширяется, информация об окружающем мире увеличивается.

В пять-шесть месяцев малышначинает ползать на животе. Это очень важный навык, так как ползание не толькоукрепляет мышцы, но способствует и умственному развитию: расширяет возможностиознакомления с внешним миром. Стимулируйте это движение. Поманите ребенка игрушкой,ласковым словом. Он стремится поворачиваться со спины на живот и с живота наспину, вначале с вашей небольшой помощью, а затем и самостоятельно- берет игрушку,которую ему предлагают. Именно сейчас вы услышите начало лепета. Малыш становитсяболее подвижным, пытается садиться.

В пять-семь месяцев играетс предметами, перекладывая их из рук в руки- берет игрушки из положения лежаи сидя, хорошо ползает на животе, начинает ползать на четвереньках. У него появляетсяеще больший простор для познания мира и новых ощущений. Малыш развивается нетолько физически, но и умственно, уже произносит отдельные слоги: «ма»,«ба», «да». На ваш вопрос (например: «Где ляля?»)находит и показывает игрушку. Может стоять при поддержке под мышки, полностьюразогнув юги и опираясь всей стопой.

В семь-восемь месяцев радуетразнообразием движений с игрушками, подолгу занимается ими: размахивает, перекладывает,складывает- самостоятельно садится в кроватке. Если вы не злоупотребляли памперсами,у малыша появляются навыки опрятности (просится на горшок).

В девять-десять месяцевс ним можно и нужно общаться более разнообразно: он охотно повторяет слоги,а иногда и отдельные слова. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте обовсем, что делаете, о том, что он видит. В этот же период ребенок переступаетножками, придерживаясь за неподвижную опору или родительскую руку, вскарабкиваетсяна невысокую поверхность и слезает с нее.

В девять-одиннадцать месяцевможет сам вставать и стоять, с поддержкой и даже самостоятельно.

В одиннадцать-двенадцатьмесяцев понемногу ходит самостоятельно- имеет запас простейших слов. Общениес малышом должно быть еще более разнообразным.

Сроки появления всех этихпоказателей эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первогогода жизни несколько условные — они могут появляться немного раньше или позже(в пределах одной-двух недель).

Очень важно уметь выявлятьсостояние мышечного тонуса — степень напряжения мышц. У здорового доношенногомалыша в возрасте до трех месяцев при попытке отвести его ручки в стороны, согнутьи разогнуть их чувствуется небольшое сопротивление- до четырех месяцев — этоже отмечается при разведении ножек, их сгибании и разгибании. Для такого возрастаэто физиологическое (нормальное) напряжение мышц. Ребенок постарше свободнопозволяет делать эти и другие движения — вы уже не почувствуете прежнего сопротивления.Нормальный (физиологический) мышечный тонус — важный показатель благополучия:он определяет своевременное формирование у ребенка требуемого уровня психомоторногои физического развития.

Недоношенные дети отстаютв развитии от своих сверстников, как правило, пропорционально массе тела прирождении: чем она была меньше, тем больше отставание. Так, например, если здоровыйдоношенный ребенок удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясьна руках матери, в два-три месяца, то у недоношенного малыша этот навык появляетсяв пять месяцев, если при рождении он весил 1750 г, в четыре — до 2000 г, в три-четыремесяца — до 2500 г.

Ориентиры для мамы

Первый месяц

Физическое развитие. Кконцу месяца прибавка массы тела — в среднем на 600 г- увеличение длины тела— на 3 см, увеличение окружности головы — на 1-1,5 см

Питание. Оптимальное —материнское молоко. 6 кормлений через 3-3,5 часа. Ночной перерыв — 6 часов.При искусственном вскармливании — молочные смеси от 80 мл в начале до 100-120мл на кормление.

Второй месяц

Физическое развитие. Прибавкамассы тела — в среднем 800 г, увеличение длины тела — на 3 см, окружности головы— на 1,5 см.



Питание. 6 кормлений через3,5 часа по 120-140 мл + фруктовые (яблочный, лимонный, вишневый...) соки, начинаяс 1/2 чайной ложки до 5-6 чайных ложек.

Третий месяц

Физическое развитие. Прибавкамассы тела в среднем на 800 г, увеличение длины тела — на 2,5 см, окружностиголовы — на 1,5 см.

Питание. 6 кормлений через3,5 часа по 130-150 мл + соки и яблочные пюре, от 1/^чайной ложки до 5-6 чайныхложек.

Возможные проблемы. 1.Просит есть нерегулярно — чаще, реже, среди ночи. В первые 4-6 недель пойдитеему навстречу, при грудном вскармливании у здорового ребенка к этому сроку вырабатываетсянужный ритм. При искусственном отклонения от графика допустимы в пределах 20-30минут, ночной перерыв обязателен.

2. Плохо переносит соки,фруктовое пюре — можно отложить их введение до трех месяцев. При грудном вскармливанииони менее обязательны, чем при искусственном.

3. Беспокоят кишечные колики.Профилактика и помощь: укладывание перед едой на живот, поглаживание животапо часовой стрелке, тепло на живот (согретая пеленка),специальные детские травяные чаи с фенхелем, ромашкой- положение — вертикальнона руках у взрослого.

Четвертый месяц

Физическое развитие. Средняяприбавка массы тела — 750 г, увеличение длины тела — на 2,5 см. Начиная с этогомесяца каждая последующая прибавка массы тела обычно уменьшается на 50 г.

Психомоторное развитие.Радуется, видя мать, поворачивает голову в сторону, откуда раздается голос,звон погремушки. При ласковом обращении взрослого оживляется, громко смеется,поднимает ручки, размахивает ими.

Питание. 6 кормлений через3,5 часа по 150-170 мл. При вскармливании грудью или смесями, максимально приближеннымик грудному молоку, — дополнительно только соки и фруктовое пюре. Введение желткаи творога по последним рекомендациям отнесено на более поздние сроки.

Пятый месяц



Физическое развитие. Прибавкамассы тела — 700 г, увеличение длины тела — на 2 см. Общая масса тела удваиваетсяпо сравнению с первоначальной.

Психомоторное развитие.Свободно берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее, поворачивается со спинына живот, ровно стоит при поддержке под мышки, певуче гулит, ест с ложки полужидкуюпищу.

Питание. С середины месяца— прикорм овощным пюре, от чайной ложки постепенно довести до 180-200 г. Наполную порцию — 5 г сливочного или растительного масла. Соки — до 50-60 мл в2 приема, фруктовое пюре — до 50 г. Разнообразные соки и пюре, все новое начинатьс уменьшенных порций.

Шестой месяц

Физическое развитие. Прибавкамассы тела — 650 г, увеличение длины тела — на 2 см. Показатели гармоничностиразвития: ширина плеч составляет `/4 длины тела. Окружность грудной клетки превышаетокружность головы.

Психомоторное развитие.Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи, переворачивается с живота наспину, подолгу занимается игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую,начинает произносить первые слоги.

Питание. С конца пятого— начала шестого месяца после полной замены одного дневного молочного кормленияовощным пюре — переход на 5-разовое кормление через 4 часа. Начать также постепенновводить второй прикорм — кашу (второе утреннее кормление). Общий объем пищи,включая соки, — не более литра.

Возможные проблемы. Могутвыявиться не замеченные ранее неврологические отклонения, ребенок отстает вразвитии движений, мало или совсем не улыбается, не реагирует на ласковую речь,резко запрокидывает голову, при испуге закатывает глаза так, что почти не виднозрачка. Необходима консультация невропатолога. Четвертый месяц — типичное времяпроявления рахита. Самый очевидный его признак — повышенная потливость головы,ладоней и стоп. Необходимые меры: увеличить пребывание на свежем воздухе, провестипо назначению врача курс лечения витамином D.

Седьмой месяц

Физическое развитие. Прибавкамассы тела — 600 г- прибавка длины тела — 2 см.

Психомоторное развитие.Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросагь. Начинаетползать, к концу месяца уверенно передвигается на четвереньках.

Питание. 5 кормлений через4 часа. Дополнительно к четвертому кормлению (в 18 часов) — творог, растертыйс молоком или фруктовым пюре, начиная с одной до 3—4 чайных ложек. С серединымесяца добавлять в овощное пюре сваренный вкрутую желток, начиная с крошки до`/4 ~ V2-

Восьмой месяц

Физическое развитие. Прибавкамассы тела — 550 г- прибавка длины тела — 2 см.

Психомоторное развитие.Сам садится и ложится, встает, держась за барьер, стоит, переступает. Выполняетпросьбы: «сделай ладушки», «дай ручку». Пьет из чашки,которую держит взрослый.

Питание. 5 кормлений через4 часа. К овощному пюре (третье кормление в 14 часов) добавлять растертое мясноепюре из постной свинины, говядины, начиная с чайной ложки до 50 г (порция вместес овощным пюре — 220-250 г). Желток давать с кашей.

Девятый месяц

Физическое развитие. Прибавкамассы тела — 500 г- прибавка длины тела — 1,5 см.

Психомоторное развитие.На вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимоот их месторасположения. Знает свое имя. Подражая взрослому, повторяет за нимслоги, воспроизводит интонацию.

Питание. 5 кормлений через4 часа. Первое и последнее — грудное молоко или молочная смесь. В четвертоекормление (в 18 часов) молоко или смесь постепенно заменить кефиром плюс 40г творога. Общее количество сока к этому возрасту — 70 г (в два приема), фруктовоепюре — 60 г.

Возможные проблемы. Аллергическиереакции на какие-нибудь введенные в рацион продукты: воспаление, покраснениекожи щек, различные высыпания, зуд, беспокойство. Исключить самые вероятныеаллергены — яйцо, клубнику, морковь и другие фрукты и овощи красного и оранжевогоцвета, мясо курицы, коровье молоко. Выясняя, чего не переносит ребенок, вестипищевой дневник, записывать, что он ел и`какие появились реакции, не даватьдва новых продукта в один день.

Десятый месяц

Физическое развитие. Прибавкамассы тела — 450 г, увеличение длины тела — на 1,5 см.

Психомоторное развитие.По просьбе взрослого разнообразно действует с предметами: закрывает и открываеткоробочку, вкладывает мисочку одну в другую, вынимает из мисочки или коробочки,кладет их обратно. Может взять мелкий предмет пинцетообразным движением двухпальцев — большого и указательного.

Питание. Набор продуктовостается прежним. Каши можно разнообразить, делая ассорти из разных круп, добавляяв них фрукты: яблоко, банан, ягоды, В кашу кладут 5 г сливочного, в пюре — 5г растительного масла. При склонности к запорам полезно пюре из сливы, персика.

Одиннадцатый месяц

Физическое развитие. Прибавкамассы тела — 400 г, увеличение длины тела — на 1,5 см.

Психомоторное развитие.Стоит самостоятельно, делает первые шаги. По просьбе находит мяч, часы, машинку.Надевает кольца пирамидки, снимает их. Умеет поставить кубик на кубик. Произноситпервые слова-обозначения: «дай», «на», «ав»,«ба».

Питание. При грудном вскармливаниииз двух оставшихся кормлений одно (утреннее) заменить кефиром, Мясное пюре постепеннозаменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяцараз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.

Двенадцатый месяц

Физическое развитие. Кгоду первоначальная (при рождении) масса тела утраивается, общая прибавка длинытела — 25 см,

Психомоторное развитие.Узнает по фотографии знакомого взрослого. Выполняет поручения —.«принеси»,«найди», «отдай». Легко повторяет за взрослым новыеслоги, произносит до десяти слов. Знает слово «нельзя».

Питание. К пюре с мясомили рыбой предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощейлибо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенокпросыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее (пятое)кормление грудью заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит,отменить вообще.

Возможные проблемы. 1.Ребенок не жует, давится комочками, у нервных детей может развиться привычнаярвота Более тщательное перетирание не выход. Главная мера: стимулировать интересребенка к еде, его самостоятельность и активность, давая в правую руку ложку,в левую — кусочек хлеба, моркови (если нет диатеза), цветной капусты, ломтикогурца, четвертушку очищенного яблока.

2. Не любит садиться нагоршок. Проверить, удобен ли он. Не проявлять излишней настойчивости — это можетусилить протест. Предлагать процедуру спокойно, доброжелательно, в момент наибольшейвероятности успеха — после сна, через 15-20 минут после еды. За отсутствие результатане порицать. Памперсы надевать только на прогулку.


Похожее