Инфекции позвоночника: диагностика и лечение

Инфекции позвоночника: диагностика и лечение

Первичные патологии спины возникают именно из-за травм, проблем кровоснабжения и синтеза некоторых белков тканей, составляющих опорную или, так сказать, двигательную часть спины.

Заболевания и аномалии развития мышечных тканей неизбежно ведут к появлению таковых и в позвоночнике. А уж дегенерация элементов позвоночного столба гарантирует нам развитие ряда осложнений и, нередко, заболеваний органов, внешне не имеющих к спине никакого отношения.

Видео: ГРИПП И ДРУГИЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ИНФЕКЦИИ: АЛГОРИТМЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ часть 1

Вторичные поражения позвоночного столба — процесс прямо противоположный. Как правило, начинается заболевание совсем в другом органе, по причинам, совершенно не зависящим от качества работы позвоночника. Самые распространенные варианты таких патологий — инфекция, остеопороз, рак, различные виды и формы миопатии. Поскольку о патологиях мышц и их последствиях мы много говорили выше, миопатии мы пропустим. И начнем с наиболее часто угрожающей каждому организму болезни — инвазии посторонних организмов.

Увы, от необходимости хотя бы как-то контактировать с окружающим миром мы избавиться не можем. А в нем всегда жили, живут и будут жить после нас возбудители заболеваний — бактерии, вирусы, грибы, простейшие. Конечно, не все это «население» обязательно вредит нам. Например, многие бактерии, попав в организм извне, размножаются в разных отделах желудочно-кишечного тракта, помогая им выполнять положенные функции.

Если микрофлора пищеварительной части кишечника погибает, мы о гибели этих бактерий непременно очень жалеем. И стремимся восстановить колонию самыми разными средствами. Другой вариант — условно болезнетворные микроорганизмы. Они «условно» вредны потому, что у здорового организма симбиоз с ними создается вполне неплохо, при полном взаимопонимании и соблюдении политики нейтралитета. Допустим, мы годами можем быть носителями грибка стопы, даже не догадываясь об этом. Пока мы не перейдем на тесную, жаркую, неудобную обувь или не перестанем следить за гигиеной ног, этот грибок для нас вполне безопасен. Точно так же обстоят дела с грибком рода Candida. Естественная микрофлора половых органов его не включает. Но после инфицирования им с нами не произойдет ровно ничего. Для появления кандидоза нам потребуется угнетение иммунитета или гибель полезной микрофлоры.

Аналогично, мы часто даже не догадываемся о наличии у нас некоторых штаммов вируса гепатита (скажем, Е или TTV). Но все же большинство попадающих в наше тело представителей других форм жизни начинает активную вредящую деятельность в его тканях, чем и вызывает реакцию иммунитета.

Спинной мозг, подобно головному, защищен от большинства проходящих во всем теле процессов гематологическим барьером. Это особая структура стенок кровеносных и лимфатических сосудов, питающих какой-либо орган. Гематологический барьер препятствует проникновению сквозь стенку сосуда в ткани органа каких-то веществ. Скажем, гематоэнцефалический (барьер головного мозга) является самым мощным среди аналогичных структурой он не пропустит в ткани мозга не то что явно чужеродный лекарственный препарат или вирус. Благодаря ему в ткани головного мозга зачастую не могут проникнуть даже собственные гормоны тела и иммунные тельца.



Гематологический барьер спинного мозга отличается чуть меньшей разборчивостью. Однако нам следует иметь в виду, что абсолютное большинство находящихся в крови веществ не попадает и в его ткани. Поэтому если врачу необходимо ввести некий лекарственный препарат именно в спинномозговой ствол, ему приходится делать инъекцию прямо в него, ja не в вену или мышцу. Сравним, допустим, с головным мозгом, для лечения которого чаще всего приходится применять трепанацию и вводить средство прямо под нижнюю оболочку органа.

В любом случае назначение гематологических барьеров понятно. Заключается оно в необходимости оградить тот или иной орган от действия на него посторонних процессов, влияющих на весь организм. В случае с отделами ЦНС речь идет далеко не только о возбудителях инфекций. Работа центральной нервной системы очень зависит от уровня кортикостероидных гормонов (норадреналин, адреналин, серотонин и пр.), и их всплески в крови ей ни к чему. Затем, ей определенно не пойдет на пользу чрезмерная активность лейкоцитов в ее тканях. Ну и, конечно, лишние эпизоды заражения — это уж точно не то, в чем она нуждается для нормальной работы.

Деятельность главных отделов ЦНС для организма столь важна, что их повреждение может привести к немедленной смерти и гарантированно приводит к инвалидности. Оттого закономерно, что тело устроено так, чтобы защитить сверхчувствительные волокна нейронов от малейших воздействий извне, кроме самых необходимых, разумеется. В нашем же случае все это означает только одно: инфекции костной и хрящевой ткани, а также воспалительные процессы в них вполне возможны и допустимы. Но инфицирование самого спинного мозга — вариант достаточно редкий и смертельно опасный. Однако исключить его полностью, конечно, не сможет никакая естественная защита.



В любом случае большинство эпизодов инфицирования спинного мозга возбудителем является результатом длительного присутствия его в каких-то других тканях и постепенного, планомерного распространения по всему телу. Например, от момента заражения сифилисом при половом или бытовом контакте до поражения спирохетой отделов ЦНС часто проходят годы и десятки лет. Точно так же обстоят дела с туберкулезом костей. Эта патология трудно поддается лечению, часто принимает хроническую форму. Спустя многие годы борьбы она может поражать позвонки, за которыми, несомненно, вскоре последует и спинномозговой канал.

Диагностика и лечение инфекций позвоночника

Первое, что нам вообще следует сделать, — это заподозрить, что в организм попала инфекция. Иногда это достаточно просто: к примеру, если возбудитель проник в ткани через место их травмы, инфицированная рана, царапина, волдырь обязательно воспалится. Если мы заразились воздушно-капельным путем или с пищей, у нас, как минимум, поднимется температура, начнется рвота или понос, общее недомогание — ломота в суставах, слабость, головокружения.

Но существует ряд возбудителей, которые умеют «обходить» даже самую здоровую иммунную систему в мире. Сбитая с толку их обманными ходами и маскировкой, она порой может выдавать самые странные реакции. Причем эти реакции, как правило, значительно слабее обычных, выглядят как бы беспорядочными и проходят без лечения, сами. Впрочем, у них есть и другое свойство — появляться через некоторое время вновь, в периоды коренных изменений в организме. Допустим, во время сезонной перестройки обмена веществ, после стресса или другой болезни, при гормональных сбоях и естественном цикле у женщин и т. д. и т. п.

По иронии, как раз такие «скрытные» инфекции и представляют для отделов ЦНС особую опасность:мы о них не знаем, а значит, мы их не лечим. А между тем, возбудитель все это время продолжает размножаться, захватывая все новые ткани. Рано или поздно он сам найдет способ обойти любой гематологический барьер, или ему поможет в .том простая случайность. И как же нам заподозрить, что мы уже чем-то больны, на этапе, пока наша центральная нервная система находится в относительной безопасности? Разберемся в наиболее частых «странных» реакциях организма.

  1. Недомогание по вечерам, когда мы знаем, что здоровы, не слишком устали и не переживаем никакой биохимический стресс (климакс, ПМС, гормональную терапию).
  2. Необъяснимые эпизоды повышения температуры в отсутствие стрессов. Спустя 30-60 минут температура спадает сама, причем прием жаропонижающих средств почти не влияет на время, в течение которого она держится.
  3. Симптомы, похожие на заболевание гриппом, только в легкой форме, проходящие самостоятельно, быстро, бесследно. Например, боль в горле вечером, которая наутро не обернулась ни хрипотой в голосе, ни кашлем, ни температурой — просто прошла за ночь.
  4. Спонтанные высыпания и другие поражения кожи. Например, множественные, возникающие одновременно воспаления всех пор на одном участке тела, покраснение и шелушение пятнами, схожие с веснушками участки потемнения и другие необычного вида реакции. Следует помнить, что причудливой формы высыпания, которые сами появляются и исчезают, характерны для заболевания сифилисом.
    А мокнущие эрозии, схожие с крупными угрями или нарывами, часто являются признаком поражения и одним из видов туберкулеза. Наконец, крупные красные пятна с повышенной температурой, ощущением припухлости и жжения означают рожистое воспаление — инфицирование стафилококком.
  5. Кратковременное, спонтанное припухание лимфатических узлов на самых разных участках тела. Как правило, после рассасывания припухлостей на одном участке они возникают уже на другом. Однако следует помнить, что если мигрирующие участки опухания свидетельствуют о скрытой инфекции, то появление где угодно на теле постоянного тяжа из вздувшихся лимфоузлов означает рак. Скорее всего, опухоль, давшая метастаз или серию метастазов в лимфатическую систему, расположена в тканях, неподалеку от новообразования, что мы обнаружили. В любом случае даже один и малозаметный такой участок требует немедленного обращения к онкологу.

Естественно, обнаруженную инфекцию лечить самостоятельно мы не сможем и не станем — это было бы самой неудачной затеей, какая только могла прийти нам в голову. Речь идет только о косвенных, не всегда понятных, если об этом не задуматься, признаках наличия у нас в теле возбудителя. Сами мы точно не определим ни его тип, ни его вид — это может сделать только врач. Тем более компетентное мнение и специальное аналитическое оборудование потребуются нам для выяснения масштабов поражения, степени запущенности инфекции, подбора методик лечения!
Что же до инфицирования хряща, диска или оболочки спинного мозга, то признаки у него тоже имеются. Правда, их легко перепутать с простым остеохондрозом. Основным симптомом заражения позвоночного диска выступает боль. Она выражена достаточно явно, характер ее ноющий или стреляющий, обычно больной указывает на довольно обширную площадь иррадиации, но без особых затруднений определяет его центр. Эта боль постоянна, никак не зависит от интенсивности нагрузок на позвоночник вообще или данный конкретный его участок. Боль не снимается нестероидными противовоспалительными и анальгетиками, но несколько стихает после приема антибиотиков — особенно в сочетании с каким-то из указанных средств.

Поражение непосредственно спинномозговой оболочки и нейронов спинного мозга тоже некоторое время проявляется лишь болями — острыми, стреляющими, иррадирующими по всей протяженности позвоночника. Более того, нередко больные чувствуют такие же острые боли на периферии — в руках, ногах, отдельных участках брюшной полости. Как правило, с инфекцией спинномозговой оболочки и самого ствола пациенты обращаются в больницу в течение первых нескольких дней. Боли эти весьма мучительны и не снимаются вообще никакими лекарствами или манипуляциями. Последнее понятно: спинномозговой канал, в отличие от диска, находится уже под защитой гематологического барьера, и лекарства в него попросту не попадают.

Тем не менее к моменту обращения ситуация чаще всего уже весьма сложна. У пациента наблюдаются множественные пароксизмы, двигательные расстройства, мигрирующие очаги жгучих болей, полной нечувствительности и паралича. Согласимся, что в такой ситуации даже самый большой поклонник нетрадиционной и «одомашненной» медицины понимает серьезность своего положения и необходимость немедленного обращения к врачу, то есть туда, где имеются антибиотики узкого спектра, способные помочь телу справиться с возбудителем, и специализированное оборудование, которое может доставить их прямо в целевые ткани, минуя защитный барьер. Нужно отметить, что при всей тяжести симптомов инфекции спинномозгового ствола внешних изменений в нем может вообще не наблюдаться. Вплоть до последних стадий, когда пациенту эти изменения уже и не суть важны.

Итак, если у нас постоянно болит спина, едва ли это остеохондроз. Боли при остеохондрозе тоже постоянны, но постоянны относительно. При нем можно подобрать позу, в которой они утихнут почти мгновенно. Кроме того, у них есть свойство затухать во время отдыха и постепенно нарастать вплоть до жжения и спазма в процессе нагрузок. Разумеется, боли из-за воспаления диска или спинномозгового канала не зависят от активности пациента ни в малейшей степени.

От грыжи воспаление отличить еще проще, ведь при ощупывании больного участка мы не обнаружим никакой грыжи. Хотя можем заметить небольшое местное повышение температуры — правда, без каких бы то ни было признаков припухания, так как мышц этот процесс не касается. Что до радикулита, то он, может, и сопровождается похожими ощущениями со стороны нейронов. Но помимо этого он сопровождается хрустом, и нейронная симптоматика напрямую зависит от интенсивности хруста, а также амплитуды движения позвонков.

У всех больных радикулитом очень четко сохраняется чувство смещения костей — того, что одна кость или отросток задевает другую. Пациент отчетливо ощущает взаимосвязь между вспышками боли и впечатлением, что отдельные сегменты позвоночника весь период обострения боли расположены по отношению друг к другу неправильно. Конечно же, при заражении тканей позвоночника ничего подобного больной не испытывает. А боль носит куда более постоянный, чем при радикулите, характер.


Похожее