Гестационный сахарный диабет

Гестационный сахарный диабет

Гестационный сахарный диабет (ГСД) диагностируют тогда, когда у беременной впервые обнаруживается повышенный уровень глюкозы крови натощак или в 75 г пероральном тесте толерантности, причем по критериям, специально разработанным для беременных.

Если через 6 недель после родов выявленные нарушения углеводного обмена исчезают, то диагноз ГСД относится уже к категории ранее перенесенных болезней. В противном случае определяют тип сахарного диабета в зависимости от фенотипических его признаков. Также следует иметь в виду, что после родов явный ГСД может также трансформироваться в НТГ или НГН, что требует для верификации диагноза проведения теста толерантности к глюкозе после родов.
Заметим также, что диагноз ГСД до момента завершения беременности остается предположительным (диагностической гипотезой), поскольку отсутствуют какие-либо диагностические тесты, позволяющие на момент его выявления определить, у кого из беременных он после родов исчезнет, а у кого нет. В итоге верификация диагноза ГСД оказывается ретроспективной.
ГСД выявляется примерно у 4% беременных. У 10% женщин с диагностированным ГСД после родов диабет не исчезает и «трансформируется» в СД2. У половины женщин с ГСД СД2 развивается в ближайшие 10 лет, т.е. ГСД — существенный фактор риска развития СД2.
Скрининг на ГСД рекомендуется большинству беременных женщин.
Риск развития ГСД оценивают на первом пренатальном визите к врачу.
Женщины с очень высоким риском развития ГСД должны скринироваться на диабет безотлагательно после подтверждения беременности.



{module директ4}



Критерии высокого риска ГСД:


Тест толерантности к глюкозе проводится у женщин с ИМТ > 25 кг/м2 и имеющих хотя бы один дополнительный фактор риска:

  • физически неактивные;
  • семейные формы СД2, наличие родственников первой линии родства, больных диабетом;
  • роды большим плодом (> 4500 г) или мертворождение в анамнезе;
  • артериальная гипертензия > 140/90 мм рт.ст.;
  • ХС-ЛПВП<35 мг% и/или уровень триглицеридов >250 мг% (2,82 ммоль/л);
  • поликистоз яичников;
  • ранее выявленные А1с>6,5%, НТГ или НГН;
  • другие клинические состояния, часто сочетающиеся с сахарным диабетом (например, ожирение высокой степени, черный акантоз);
  • сердечно-сосудистые болезни в анамнезе- а также
  • многоводие;
  • глюкозурия;
  • возраст женщины старше 30 лет.


Всем женщинам с повышенным риском развития ГСД, в том числе и тем, у которых он не был выявлен в начале беременности, пероральный тест толерантности к глюкозе должен быть проведен на 24—28-й неделе беременности.
В исследовании НАРО, в котором участвовало -25 000 беременных женщин, установили, что риск осложнений беременности у беременной, плода и у новорожденного пропорционально зависит от уровня гликемии на 24—48-й неделе беременности, причем даже когда уровень глюкозы крови находился в ранее признанных нормальными пределах. А для некоторых осложнений даже не существует четкой границы гликемии, выше которой риск резко бы возрастал. Эти данные послужили поводом для пересмотра в 2010 году ранее принятых критериев диагностики гестационного сахарного диабета в пероральном 75 г тесте толерантности к глюкозе. Теперь диагноз гестационного сахарного диабета в 75 г пероральном тесте толерантности устанавливается по нижеследующим критериям, существенно отличающимся от тех, что используются для диагностики диабета у небеременных.
Диагноз гестационного сахарного диабета устанавливается, если хотя бы в одной из трех точек уровень гликемии равен пороговому значению или выше его. Таким образом очевидно, что если натощак у беременной выявляется уровень глюкозы плазмы > 5,1 ммоль/л, то пероральный тест толерантности проводить не нужно, так как сахарный диабет установлен по определению — гликемия повышена в одной точке теста наверняка, а значит, нет смысла выяснять ее уровень в других точках. Но повторное исследование тощаковой гликемии не помешает.
Новые критерии ГСД значительно увеличат его распространенность. С учетом несомненно неблагоприятного влияния гипергликемии как на сам плод, так и течение беременности более высокие требования к диагностике нарушения углеводного обмена у беременных, чем небеременных, кажутся вполне оправданными. Вместе с тем следует заметить, что на сегодня недостаточно данных, которые бы показали преимущество новых критериев диагностики ГСД и пока не разработаны обоснованные алгоритмы наблюдения за этими женщинами после родов, которые, вероятно, должны быть менее жесткими по сравнению с ранее использовавшимися более высокими показателями порогов гликемии.
У женщины с ГСД и уже родившей ребенка перед выпиской из больницы нужно исследовать уровень гликемии натощак или в случайно выбранное время суток. Если диабета не обнаружится, то через 6—12 недель после родов рекомендуется провести стандартный ПТГГ (75 г глюкозы). Если нарушений углеводного обмена в тесте не выявится, то повторные ПТТГ рекомендуется проводить ежегодно или не реже чем один раз в три года.


Похожее