Фонаторная функция гортани. Голосовая роль гортани

Источниками звука в музыкальных инструментах могут служить струны, перепонки, пластинки, бруски, разной длины трубки или столб воздуха, заключенный в корпусе того или иного инструмента.

Видео: биология человека

Духовые инструменты, несколько напоминающие по своим принципам действия голосовой аппарат человека, делятся на два основных вида: губные (флейта) pi язычковые (кларнет). В губных инструментах струя движущегося воздуха посредством тренрш о твердый, наискось срезанный край трубы («губы») приводит в звучание наполняющий ее воздушный столб.

Вдуваемая струя в звучании тона не участвует, а является побуди тельной силой к зарождению тона. В язычковых инструментах звук возникает вследствие вибращш язычков.



В органе подражание человеческому голосу (регистр vox humana) достигается мягко звучащей трубой с ударяющим язычком, снабженной сверху цилиндрической, а снизу конической, отчасти закрытой надставной трубой. Одновременно звучит закрытая флейтовая труба, усиливающая основной тон язычковой трубы.

Остальные положения сложного акта голосообразования различными исследователями разделяются не единодушно. Даже такое, казалось бы, очевидное заключение, что именно голосовые связки являются основными частями аппарата голосообразования, имеет своих противников. Не только врачи древности, как Гиппократ и Гален, но и некоторые наши современники [Негус (V. Е. Negus)] подвергают сомнению роль связок в генерации звука.

Видео: Компьютерная томография при патологии гортани и трахеи

голосовая функция гортани


Попытки объяснить механизм голосообразования предпринимались учеными с давних пор. Мышечно-эластические складки, заложенные в гортани и называемые голосовыми связками, или «голосовыми губами», по терминологии немецких авторов, сравнивались с «губами» и «язычками» духовых инструментов. По аналогии с ними генерация звука рассматривалась как чисто физическое явление.

Видео: Мышцы глотки | 3D Анатомия человека | Внутренние органы

В 1779 г. петербургский врач X. X. Крацтенштейн построил искусственную гортань («говорящую машину»), применив впервые в аппарате «проходящие» язычки, и смог воспроизводить гласные звуки. С тех пор большинство исследователей считает истинные голосовые связки аналогом «язычков» духовых инструментов.

Процесс образования звука можно представить себе двояко. Либо колеблющийся в неподвижной воздушной среде язычок сам вызывает образование звуковых волн, либо проходящий через трубу воздух прерывается вибрирующим язычком на отдельные периодические импульсы. Гельмгольц исследовал «проходящий» язычок при помощи вибрационного микроскопа и установил, что звучащей частью является не сам язычок, а разделяемые его колебаниями воздушные толчки.

Видео: Функция надгортанника

Сам язычок при наблюдавшихся маятникообразных колебаниях должен был давать простой тон. Но так как доказано, что звуки, производимые язычками, весьма богаты обертонами, то они могут быть образованы только колебаниями воздушной струи. Он пишет: «Звук происходит здесьот той же причины, как и всирене, металлический диск которой не производит никаких колебаний,—посредством воздушных толчков».

Следовательно, воздушная струя проходит между натянутыми с определенной силой голосовыми связками и благодаря их эластичности с некоторой частотой прерывается на отдельные порции, чем и воспроизводится звук.

Источник: http://meduniver.com
Похожее