Рефлексы положения. Методы изучения вестибулярного аппарата

Сравнивая ощущения, получаемые при помощи отолитового, ампулярного и звукового анализаторов, следует сказать, что рефлексы положения сильно автоматизированы и редко доходят до сознания. Более четкие ощущения мы получаем от более поздно развившегося ампулярного анализатора. Так, например, ощущение кругового движения (при выключенном зрении) отчетливо воспринимается нами, хотя мы и не можем себе дать отчета, каким именно органом мы воспринимаем вращательное движение- отсутствует также тонкий анализ самого движения (например, плоскости вращения, скорости и т. д.). Наблюдается нередко неправильная оценка (например, иллюзия противовращения). Наиболее поздно развился и достиг наибольшего совершенства звуковой анализатор, обеспечивающий тончайший анализ звуков и дающий наибольшее богатство ощущений. Вызванные же звуками рефлексы, замыкающиеся у человека в подкорке, имеют для него второстепенное значение.

Изучение этих трех анализаторов шло в обратном порядке. Знакомство с основными свойствами слухового анализатора началось очень давно. Первые сведения о функции полукружных каналов получепы около столетия тому назад, а «отолитовая» эра началась лишь в XX веке.

При изучении физиологии вестибулярного анализатора мы встречаемся с рядом методических трудностей. Основной из них является то, что сигнализация о положении тела в пространстве и обеспечение равновесия совершаются множеством рецепторов и механизмов, тесно связанных друг с другом. Ввиду этого определение удельного веса вестибулярного анализатора в этом комплексе представляет трудную задачу. Кроме того, как было указано выше, многие вестибулярные реакции у человека заторможены благодаря высшим надсегментарпым образованиям центральной нервной системы. Добавочные затруднения возникают при раздельном изучении функции отолитового и ампулярного анализаторов.



Поэтому вестибулярные рефлексы рекомендуется исследовать при выключенном зрении и при пассивных движениях. Хотя более естественными и представляются активные движения, но их механизм более сложен и при этом кинестетический анализатор подвергается более диффузному раздражению. Для разделения функции ампулярного аппарата от отолитового прибора следует опять применять ряд искусственных методических приемов. В целях анализа это совершенно необходимо, хотя в норме функции обеих систем тесно связаны: наблюдается синерги-ческое действие при физиологических раздражителях (например, на глаза и мускулатуру тела) и антагонистическое при сильных и биологически неадекватных раздражителях, при которых отолитовый раздражитель может оказать тормозящее влияние на ампулярные рефлексы.

вестибулярный аппарат


При изучении рефлексов положения перемещение головы в новое положение следует совершать медленно, так как тонические рефлексы практически неутомимы и изменение тонуса длится все время, пока голова находится в данном положении. Ампулярные же рефлексы выражены тем сильнее, чем быстрее совершается движение головы, и после небольшого последействия они прекращаются. Вращение животного при изучении ампулярных реакций всегда следует производить в горизонтальной плоскости даже при исследовании функции вертикальных каналов, придав голове соответствующее положение. Вращение животного в других плоскостях (например, при кувыркании) одновременно раздражает и отолитовый аппарат, давая суммарную реакцию.

Видео: 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

Наиболее верным приемом раздельного изучения функции отолитового аппарата и полукружных каналов является изолированное разрушение одного из рецепторов. У низших животных удается изолированно разрушить саккулюс, у млекопитающих же это было выполнено лишь в единичных случаях [у кроликов Ферстигом (Versteegh)]. Отделить же функции ампул и утрикулюса пока не удавалось.

Ценные результаты были получены при помощи метода, предложен ного Виттмаком (1909). При помощи быстрого центрифугирования удается оторвать отолитовые мембраны (с более тяжелым удельным весом) от статического пятнышка. Однако отрыв отолитовой мембраны еще не гаранта рует полного выключения отолитовогорецептора.

Видео: Урок №5 "История цитологии как науки"

После аналитического изучения функции отдельных частей вестибулярного анализатора следует подойти к синтезу деятельности вестибуляр ного анализатора, изучая ее на целостном здоровом организме.

Источник: http://meduniver.com
Похожее