Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет

Видео: Ежедневный массаж для детей 3 6 месяцев

С 1,5—2-летнего возраста необходимо вырабатывать у детей привычку ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, которая является важным дополнением к комплексу мероприятий по физическому воспитанию детей младшего возраста. Регулярно выполняемые утром физические упражнения оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма, повышают общий тонус, улучшают аппетит и сон ребенка, имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение.

Дети, занимающиеся утренней гимнастикой, легко просыпаются, более собранны и самостоятельны, крепче физически, имеют хорошо развитую мышечную систему и правильную осанку. В теплое время года занятия утренней гимнастикой рекомендуется проводить на свежем воздухе — в сквере, на полянке, на спортивной площадке у дома. В холодное время года или в плохую погоду утреннюю гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении без сквозняков, с открытой форточкой или фрамугой, но так, чтобы на ребенка не попадали прямые потоки воздуха, при температуре 16—17 °С.

Необходимые для проведения гимнастических упражнений предметы и пособия — коврик, мячи, гимнастическая палка, обруч, флажки и др.— следует хранить в специально отведенном для этого месте. Нужно приучать ребенка готовиться к проведению утренней гимнастики и аккуратно относиться к вещам, которые нужны для ее выполнения.

Комплекс утренней гимнастики включает не более 4— 5 упражнений для разных групп мышц — пояса верхних конечностей, спины, живота, ног, а также упражнения корригирующего характера, укрепляющие свод стопы и предупреждающие развитие плоскостопия,— поднимание на носки, ходьба на носках, на внешнем крае стопы и др.

Обычно вначале выполняются упражнения для пояса верхних конечностей, способствующие укреплению мышц грудной клетки и углублению дыхания, а затем для туловища и ног — приседания, наклоны, поднимание ног и др.

Утренняя гимнастика заканчивается подскоками или бегом, затем ходьбой. Продолжительность утренней гимнастики — 6—8 мин.

Для занятий утренней гимнастикой ребенку нужны майка, трусы, спортивные тапочки. В летние дни можно заниматься без майки и босиком.

Занятие лучше проводить до умывания. После утренней гимнастики ребенок принимает прохладный душ или его быстро обтирают влажным полотенцем. Сочетание физических упражнений с водными процедурами — эффективное закаливающее средство.

Для детей второго года жизни комплекс утренней гимнастики строится по определенному сюжету, например «Зверята в лесу», «Ракеты и самолеты» и др. Взрослый во время утренней гимнастики предлагает малышу выполнить упражнения, напоминающие движения зверей и птиц, хорошо известные ребенку, например «птички полетели» (поднять руки в стороны и помахивать кистями), будем бегать, «как лошадки» (высоко поднимая колени и оттягивая носки). Можно выполнять имитационные упражнения: «как работает мотор у самолета» (согнуть руки в локтях и совершать ими круговые движения перед грудью) или «насос» (наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо).

Каждые 2 нед упражнения утренней гимнастики заменяются новыми. С этой целью родители могут использовать отдельные гимнастические упражнения, которые были приведены в комплексах физического воспитания детей в разные периоды их жизни.

Маленькие дети делают утреннюю гимнастику с помощью взрослых, которые контролируют правильность выполнения упражнений.

Если у ребенка имеются какие-нибудь отклонения в состоянии здоровья, проводить утреннюю гимнастику можно только после консультации врача.

Комплексы утренней гимнастики I комплекс

1. Обычная ходьба по комнате — 30 — 40 с.
2. Медленный бег — 30 с.

3. Потягивание. И. п.— стать прямо, руки по швам, ноги шире плеч. На счет «раз» поднять руки вверх, сделать вдох носом и потянуться- на счет «два» — вернуться в в п.—выдох ртом. 6—8 раз. При выполнении этого упражнения взрослый может произносить слова: «Потянись вверх, ручки еще выше. Какой ты большой вырос».

4. «Деревья качаются». И. п. — стать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет «раз» наклонить туловище влево- на счет «два» — вернуться в и. п., то же вправо. По 6 раз в каждую сторону.

5. «Как дышит слоник». На счет «раз» вдохнуть воздух левой ноздрей, правую зажать пальцем- на счет «два» — выдох ртом. То же правой ноздрей. По 4 раза.



6. «Насос». И. п.— стать прямо, ноги на ширине плеч. На счет «раз» — руки в стороны — вдох- на счет «два — три — четыре» — три пружинистых наклона вперед, касаясь руками пола,— продолжительный выдох. 4—5 раз.

7. Приседание. И. п.— стать прямо, руки по швам. На счет «раз» —руки в стороны — вдох- на счет «два» — присесть, наклонить голову к коленям и обхватить их руками — продолжительный выдох. 4—6 раз. При выполнении этого упражнения взрослый говорит: «Присядь, стань маленьким и быстро стань большим».

8. И. п. — стать прямо, руки по швам. На счет «раз» — руки вперед, на счет «два» — махом правой ноги достать ладонь левой руки- на счет «три» — вернуться в и. п.- то же левой ногой. По 4—5 раз.

9. Медленный бег — 30 с.
10. Обычная ходьба — 30 с.

Через две недели в этом комплексе можно заменить два-три упражнения, например, такими:
1. «Самолеты летят». И. п. — стать прямо, руки вдоль туловища. Взрослый говорит: «Самолеты полетели, полетели!» Ребенок, стоя с разведенными в стороны руками, наклоняет туловище то вправо, то влево, размахивая руками.

2. «Мотылек сел на цветочек». По команде взрослого «мотылек сел на цветочек и сложил крылышки» ребенок из и. п. стоя быстро приседает, обхватывает голени руками и слегка опускает голову, потом встает и прячет руки за спину.



3. И. п. — стать прямо, руки на поясе. Боковые циклоны туловища. Взрослый произносит: «Часы стучат тик-так», «тик-так».

4. «Ласточка» — лечь на живот, руки вперед, а потом в стороны. Прогнуться, оторвать плечи и ноги от мола. Зафиксировать позу, ноги вместе, лицо приподнят!», смотреть вперед.

5. «Червячок» — лечь на спину, руки плотно прижать к туловищу. Отталкиваясь поочередно лопатками и ягодицами, сильно прогибаясь, продвинуться на 0,5- 1 м. Ноги не сгибать в коленях и по возможности не опираться на пятки

II комплекс (с погремушкой )

1. Ребенок ходит по комнате под удары погремушки, которая находится в руках у взрослого. Темп ходьбы то медленный, то быстрый. 3—4 раза. В конце упражнения дать ребенку погремушку.

2. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, ребенок держит погремушку в одной руке. Взрослый побуждает ребенка поднять погремушку вверх и потрясти ее, затем опустить вниз. То же другой рукой. По 5—6 раз.

3. «Пружинки». И. п. — стоя, руки на поясе, погремушка на полу. Ребенок ритмично полуприседает и выпрямляется. 6 — 8 раз, затем перерыв и еще 5 — 6 раз. Взять погремушку.

4. И. п.— стоя, ноги вместе. Ребенок должен наклониться и положить погремушку на пол. Выпрямиться, протянуть руки вперед («нет погремушки»). Присесть, взять погремушку. Выпрямиться, потрясти ею («нашлась»). 5—6 раз.

5. И. п. — стоя, ноги свободны. Вытянуть руки вперед («покажи погремушку»). Руки опустить и спрятать за спину («нет погремушки»). 5—6 раз.

6. Бег с погремушкой 30—40 с.
7. Ходьба в спокойном темпе 1,5—2 мин.

III комплекс (в паре с ребенком )

1. Взять ребенка за талию, поднять вверх и держать 3—5 с над головой- опустить (рис. 98). 3—5 раз.
2. Взяв ребенка за руки, взрослый помогает ему подпрыгивать как можно выше на двух ногах (рис. 99). 5— 10 раз.
3. Посадив ребенка на плечи, взрослый приседает и встает (рис. 100). 8—10 раз.
4. Держа ребенка за ноги, взрослый помогает ему сделать стойку на руках (рис. 101). 3—5 раз.
5. Ребенок делает стойку, кладя руки на стопы взрослого. Держа ребенка в таком положении за ноги, взрослый 20—40 с ходит по комнате (рис. 102).

Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет
Рис. 98-102. Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет. III комплекс

IV комплекс (в паре с ребенком)

1. Взрослый сидит на полу, руки на опоре, ноги согнуты, ребенок на нем верхом (рис. 103). Взрослый выпрямляет руки, поднимает туловище. Ребенок остается на нем в положении верхом, удерживается в вертикальном положении (рис. 104). 4—6 раз.

2. Взрослый сидит с прямыми ногами, на которых лежит ребенок лицом кверху (рис. 105). Сгибая ноги в коленях, взрослый приподнимает ребенка, придерживая его за плечи. Ребенок старается удерживать туловище выпрямленным (рис. 106). 5—6 раз.

Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет. IV комплекс
Рис. 103-107. Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет. IV комплекс

3. Взрослый и ребенок вместе приседают (ребенок спиной к взрослому). Взрослый берет ребенка под локти, поднимает вверх, ребенок удерживает ноги согнутыми в течение 8—10 с. Выпрямляясь, ребенок встает на пол (рис. 107). 3—4 раза.

4. Взрослый и ребенок лежат на полу лицом друг к другу, в их согнутых руках находится гимнастическая палка. На счет «раз» — поднять палку, выпрямить руки вверх и прогнуться, на счет «два» — вернуться в и. п. (рис. 108). 4—5 раз.

Рис. 103-107. Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет. IV комплекс
Рис. 108. Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет. IV комплекс

5. Взрослый стоит на коленях, опираясь руками о пол. По его просьбе ребенок подползает под него, опираясь на колени и предплечья, или на животе (рис. 109). 5—6 раз.

Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет. IV комплекс
Рис. 109. Утренняя гигиеническая гимнастика детей до 3х лет. IV комплекс

Антипкин Ю.Г.
Похожее