Советы по физическому воспитанию детей

Растить и воспитывать детей — это подлинное искусство, которое приходиться всю жизнь совершенствовать. Каждый ребенок тре­бует индивидуального подхода, гибкости в применении раз­личных средств и методов.

Воспитание ребенка необходимо начинать с первых дней его жизни, иначе со второго, третьего месяца после рождения он уже будет отставать в развитии.

Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать, как растет и развивается малыш. Если он растет быстро, родителей это невероятно радует. Да и ребенок сам радуется своим дости­жениям.

Видео: 15 принципов воспитания ребенка. Мои принципы воспитания. Olga Show совместно с Olga Drozdova

Каждому малышу жизненно необходимо, чтобы его лю­били, ласкали, улыбались ему, разговаривали и играли С ним. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вы­растает холодным, неотзывчивым.

Все родители хотят, чтобы их дети были послушными, приучились к здоровому образу жизни, в установленные часы ели, спали, гуляли. Режим ребенка постепенно, конечно с нашей помощью, согласуется с образом жизни всей семьи.

У каждого ребенка, свое неповторимое лицо, и столь же неповторимо его развитие. Один опережает сверстников в физическом развитии и координации движений, рано садится, встает на ножки, ходит, но поздно начинаем говорить, у него могут поздно появиться зубы, и наоборот. Один становится крупным здоровяком с широкой костью и квадратными плечами, другой остается маленьким и хрупким. Бывает, что ребенок, чье медленное развитие пугало родителей, окажется впоследствии очень одаренным учеником.

Существуют весьма сложные взаимосвязи различных качеств и типов развития при формировании человека.

Любите вашего ребенка таким, какой он есть. Только при этом условии он вырастет человеком, уверенным в сво­их силах, жизнерадостным, сможет использовать свои физи­ческие, умственные способности и наилучшим образом вос­пользоваться возможностями, предоставляемыми ему жизнью. Он не растеряется в трудных условиях.

Необходимо не только оберегать детей от заболеваний, но и создавать благоприятные условия для правильного развития их организма и укрепления здоровья. Здоровье - основа хорошего самочувствия, жизнеспособности и правиль­ного развития ребенка.

Вряд ли можно говорить об определенном характере малыша, однако отдельные элементы, из которых в дальней­шем складывается характер, безусловно, проявляются уже в раннем периоде жизни. Хорошо известно, что свойства характера ребенка воспитываются и формируются в про­цессе развития.

В первые 2—3 недели жизни малыш внутренне сосредоточен, у него почти нет контакта с внешним миром. Большую часть времени он как бы вслушивается в то, что происходит в нем самом. Когда организм подаст сигналы голода, ребе­нок всем своим существом отдается этим ощущениям и ничего другое не может отвлечь его.

После 3 недель младенец начинает замечать окружающий его мир, поворачивать голову. Он постепенно учится управ­лять своим телом: сначала головой, потом руками, тулови­щем и ногами.

Большинство новорожденных не могут донести руку до рта, засунуть палец в рот, их кулачки крепко сжаты. Роди­тели должны учить малышей хватать и удерживать пред­меты, для чего вкладывать погремушку в руку ребенка, способствовать потягиванию и захватыванию игрушки на расстоянии вытянутой руки.

Для поддержания радостного деятельного состояния ре­бенку в часы бодрствования надо давать, возможность сво­бодно двигаться. Не следует давать ему в руки или подвешивать сразу много игрушек, так как это рассеивает внима­ние и вызывает утомление.

В возрасте от 3 до 6 месяцев, когда усложняются эмоции, развиваются голосовые реакции, нужно поддерживать у детей радостное настроение, как можно больше разговаривать с ними, помогать осваивать ползание и переворачи­вание со спины на живот.

Видео: Советы по Воспитанию Детей Амонашвили Ш А

Малыши в разном возрасте начинают переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и ходить. Многое зависит от их веса и темперамента. Энергичный, подвижный ребенок стре­мится свободно передвигаться. Спокойный (чаще упитанный) малыш не спешит переходить от одного этапа развития к другому.



Ползать дети начинают в 5—6 месяцев и хорошо овладе­вают этим навыком к 7 месяцам. Существует много разных способов ползания: пятясь назад, в сторону, на выпрямленных ногах и руках, на четвереньках, на одном колене и одной вытянутой ноге. Некоторые дети без ползания, сразу из сидячего положения переходят в стоячее. Заметьте, если ребенок умеет быстро ползать, он обычно начинает позже ходить. А тот, который неуклюже ползает или вообще не умеет ползать, часто раньше начинает ходить.

Дети 6 - 9 месяцев овладевают многими движениями, на­чинают понимать речь. Необходимо использовать, расширяю­щийся интерес их к окружающей обстановке, побуждать вы­полнять новые позы и движения. Это доставляет детям ра­дость. Задача родителей — способствовать развитию и освое­нию более сложных навыков, которые не могут развиваться без помощи взрослого.

Большинство детей начинают хорошо сидеть в 7 - 9 месяцев, некоторые только в год. Сначала, если вы возьмете ребенка за ручки, он пытается подтянуться и сесть. Однако сажать его в подушки не следует до тех пор, пока он не смо­жет самостоятельно сидеть в течение нескольких минут. Можно, играя с малышом, подтягивать его до сидячего положения и ненадолго усаживать к себе на колени или в коляску, подкладывая под спину подушку. При этом необ­ходимо следить, чтобы он не сидел в наклонном положении, чтобы спина и шея были выпрямленными.

Стоять с поддержкой ребенок обычно начинает в 7 -9 ме­сяцев, самостоятельно стоять - в 9 - 12 месяцев. Некоторые дети обычно упитанные, спокойные, не умеют стоять и поз­же, хотя они абсолютно здоровы. Пусть вас это не волнует. Придет время, и они научатся стоять уверенно.

Многие дети, научившись вставать, не знают, как сно­ва сесть, и подолгу стоят, пока не устанут. А если их поса­дить, оторвав ручки от перил кроватки или манежа, они снова подтягиваются и встают. В подобном случае рекомен­дуется дать малышу какую-нибудь интересную игрушку, чтобы подольше удержать его в сидячем положении. В один прекрасный момент он, постояв, сам попробует осторожно опуститься и сесть. А вскоре научится двигаться вдоль перил манежа, держась вначале двумя ручками, а потом одной.

У детей от 9 месяцев до года в связи с дальнейшим разви­тием речи появляется большая потребность общения со взрослыми, поэтому во время занятий с ними нужно все больше расширять крут предметов и действий, не ограничи­вать их деятельность.

Заниматься с ребенком надо очень терпеливо. Когда он овладеет нужным умением, следует постепенно, последова­тельно переходить к следующему по трудности упражнению. Малыши очень ценят внимание к себе и стремятся быть бли­же к тому, кто не только ласков, но и больше с ними занимается.

Большинство детей начинают ходить между 12-м и 15-м месяцами, а некоторые даже в 9 месяцев. Нет необходимости учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его нельзя будет остановить.



13—14-месячные дети обычно уверенно, самостоятельно ходят. Хождение ведет к глубоким изменениям в общем развитии детей, их эмоциональном состоянии, перестраива­ет поведение и отношение ребенка к окружающему. Хождeние для малышей становится потребностью, они много и самостоятельно ходят, проявляя исключительную подвижность.

Одни дети охотно играют в манеже и до полутора лет, а другие уже в 9 месяцев стремятся из него выбраться. Необ­ходимо выпускать, их из манежа, когда им становится в нем неинтересно.

На втором году жизни круг желаний и интересов ма­лышей расширяется, в связи с чем усложняются и задачи родителей. Простые занятия с игрушками заменяются игрой, в которой большое место занимают впечатления, получае­мые извне.

Надо поддерживать у детей интерес к играм и развивать, у них заинтересованность результатами действий.

Дети постепенно приучаются преодолевать препятствия в виде горки, лестницы, узких проходов, осваивают пере­шагивание, перелезание. Увлекаясь передвижением, дети очень любят перемешать, санки, тележки, носить стулья и другие предметы.

Родители должны так организовать жизнь малыша, чтобы он мог удовлетворять свою потребность в движениях (хождении, лазании) и при этом правильно чередовать движе­ния с отдыхом. Взрослым следует принимать активное участие в занятиях с детьми и, таким образом, способствовать совершенствованию их движений.

От отдельных действий ребенок переходит к отображе­нию нескольких связанных между собой действий, происходящих в определенной последовательности. Так и возникает сюжетная игра, причем она все более и более усложняется.

Видео: Особые Советы по воспитанию Сына. Канал Ираиды Арсени

В игре ребенок изображает не только часто восприни­маемые события (укладывание кукол спать, движения поезда, трамвая), но даже однократные впечатления (гудок паровоза, мяукание кошки). Постоянно играя, он закрепляет полученные впечатления, расширяет свои знания о предметах и их свойствах, развивает движения. Во время игры, встречаясь с различными затруднениями, малыш развивает свои умственные способности, сообразительность, умение настойчиво добиваться поставленной цели, закрепляет различные навыки в совместной игре, приучается считаться с интересами товарищей.

Необходимо стараться не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его paдостей преодоления некоторых посильных для него трудностей.

Очень важно, чтобы в каждой семье имелись для развития движения детей двигающиеся игрушки, предметы для пе­реноски и катания, разборные игрушки, звучащие пред­меты и проч.

Во время прогулок на воздухе детям также нужно помочь организовать игры. Для этого следует приобрести совки, лопатки, корзинки, кружки, ложки, ведра.

При правильной организации у детей развиваются сообразительность, умение настойчиво добиваться постав­ленной цели, закрепляются различные навыки в совместной игре, малыши приучаются считаться с интересами това­рищей.

Задача родителей - способствовать развитию самостоя­тельной деятельности каждого ребенка. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблю­дают за окружающим, рассматривают картинки, по разнооб­разным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения.

Чем младше ребенок, тем больше содержание его само­стоятельной деятельности зависит от непосредственных воздействий взрослого. В 10 - 11 месяцев малыш, играя, в ос­новном будет проделывать с игрушками только те действия, которым его обучили взрослые. На втором и третьем году жизни повышается значение личного опыта ребенка, появляется возможность совершенствовать приобретенные умения ребенок по указанию взрослого «садится за руль», подра­жая шофеpy, или «ставит градусник», как это делает мать, когда он болен).

Игрушка наталкивает детей на элементарные действия без помощи взрослого. Ecли взрослый не подскажет новый способ игры, ребенок будет играть примитивно, однообраз­но. Без объяснения ему будут непонятны многие явления окружающей жизни, а следовательно, они не окажут должного влияния на его деятельность.

На протяжении первых тpex лет жизни решающее значе­ние для развития детей имеет непосредственное влияние взрослых. Формы этого влияния различны: на первом году значительное место занимает показ, на втором и третьем году — речь, поведение взрослых, их разговор с ребенком и между собой, их взаимоотношения.

Когда ребенок перекладывает игрушку из одной руки в другую, учится ползать или толкает кубики, делая вид, что это «поезд», он занят напряженной работой, изучает мир. Малышу нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно. Каждый день, каждую минуту ребенок стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности. В этом должны помочь ему родители.

У детей 2- 3 лет необходимо поощрять стремление к самостоятельности (самим одеваться, умываться, доставать игрушки, преодолевая препятствия). Важно подбирать наи­более полезные игры, способствующие совершенствованию у них координации движений, ловкости, точности.

Занятиями детей нужно умело руководить, нельзя разре­шать им, не закончив одну игру, переключаться на дpyгую. Рекомендуется разговаривать с ними во время игр, при­учать их к opганизованности, аккуратности, уборке игрушек на место.

Однако у детей до 3 лет еще недостаточно развито вни­мание, поэтому им надо давать несложные задания (что-то принести, найти) . Усложнять, их следует постепенно.

Особенно внимательным должен быть подход к детям, отстающим в развитии. Учитывая их быструю утомляе­мость, легкую возбудимость, нужно при занятиях физическими упражнениями чаще менять движения и обязательно чередовать их с паузами отдыха.

Характер ребенка, его отношение к жизни, его будущее в руках родителей. Каждый должен стремиться воспитывать ребенка деятельным, жизнерадостным, добрым и, главное, здоровым . А воспитать здорового ребенка не так просто -для этого нужны знания, умение и терпение.


Исаева Е.И.


Похожее