Диагностика и лечение кори

Видео: Корь

Диагноз кори, как правило, устанавливают на основании клинико-эпидемиологических данных. Наличие кори и данных о вакцинации против нее в анамнезе почти полностью исключает диагноз кори. Сведения о контакте с больным корью имеют относительное значение, поскольку случайные контакты часто не выявляются. В катаральном периоде подозрительным на корь являются сочетание ларингита, ринита и конъюнктивита, нарастание катаральных явлений в течение 2—3 дней, наличие энантемы.
Решающее диагностическое значение имеет появление пятен Филатова—Коплика. В периоде высыпания диагноз основывается на наличии катарального периода, предшествующего появлению сыпи, этапности высыпания, характерного вида элементов сыпи на фоне бледной кожи, последовательности их превращения. Лабораторные методы (обнаружение гигантских клеток в носовом отделяемом, выделение культуры вируса, обнаружение вирусного антигена с помощью ИФА и антител методом РТГА, РСК или ИФА) на практике применяют редко.
В катаральном периоде корь дифференцируют с ОРВИ и гриппом. Отличительными признаками кори являются более медленный темп развития катаральных явлений, интоксикации, наличие выраженного конъюнктивита со светобоязнью и отеком век, воспалительных изменений слизистой оболочки ротоглотки и появление пятен Филатова—Коплика.
В периоде высыпания дифференциальный диагноз проводят с краснухой, энтеровирусной инфекцией, псевдотуберкулезом, менингококкемией, скарлатиной, инфекционным мононуклеозом, токсико-аллергическим дерматитом, синдромом Стивенса—Джонсона.
Краснуха отличается от кори слабой выраженностью или отсутствием катаральных явлений, появлением сыпи не позднее 2—3-го дня болезни, одномоментностью высыпания преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей, лице, спине, ягодицах. Элементы сыпи более мелкие, бледные, не сливаются между собой и исчезают через 2—4 дня без пигментации. Увеличиваются преимущественно затылочные и заднешейные лимфатические узлы.
При энтеровирусной инфекции не поражается слизистая оболочка ротоглотки, отсутствует этапность высыпания, катаральные явления выражены слабо, появление сыпи не сопровождается нарастанием интоксикации и лихорадки. Часто имеются другие проявления болезни: поражение ЦНС, диспепсический синдром, миалгии.
При генерализованных формах псевдотуберкулеза катаральные явления выражены слабо. Интоксикация и лихорадка выражены с первых дней болезни. Сыпь мелкопятнистая, скарлатиноподобная. Пятнисто-папулезная сыпь обычно локализуется вблизи суставов, этапность высыпания отсутствует. В то же время наблюдаются полиморфизм клинических проявлений, боли в животе, полиартрит, гепатит.
При менингококкемии начало болезни бурное с озноба, резко выраженной интоксикации, гипертермии. Сыпь появляется на 1—2-й день, она геморрагическая, в редких случаях в первые часы может быть папулезной.



При скарлатине начало болезни также острое. С 1-го дня — высокая лихорадка, интоксикация, ангина. Конъюнктивит, ринит, ларинготрахеит отсутствуют. Сыпь появляется одномоментно в 1-е сутки, мелкоточечная, расположена на фоне гиперемированной кожи. В крови нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом формулы влево.
При инфекционном мононуклеозе сыпь появляется обычно после применения ампициллина с целью лечения тонзиллита, редко вне связи с антибиотикотерапией. Сыпь может быть пятнисто-папулезной, но характерные для кори признаки (этапность, склонность к слиянию) отсутствуют. Не выражены конъюнктивит и ринит. В то же время резко выражена полиаденопатия, в крови на фоне лейкоцитоза и лимфоцитоза имеется большое количество атипичных мононуклеаров.

Лечение кори

Госпитализацию осуществляют по клиническим (тяжелое течение болезни, осложнения) и эпидемиологическим показаниям. В большинстве случаев проводят симптоматическую терапию на дому. Помещение, в котором находится больной, должно быть затенено. Показано обильное питье. Назначают ингаляции, противокашлевые средства. В стационаре проводят дезинтоксикационную терапию. Имеются данные об эффективности препаратов интерферона (лейкинферон). Антибиотики назначают при присоединении бактериальных осложнений. Ослабленным больным, детям до 1 года по индивидуальным показаниям можно превентивно назначать антибиотики широкого спектра действия.

Прогноз

В прошлом летальность при кори достигала 10 %. В настоящее время летальные исходы редки, они в основном связаны с развитием коревого энцефалита, при котором летальность составляет 20—30 %.

Профилактика

Наиболее эффективным методом профилактики кори является вакцинация живой коревой вакциной (ЖКВ). Используют как отечественную вакцину, так и импортные вакцины, зарегистрированные в России. Вакцинацию производят однократно в возрасте ребенка 12—15 мес. Вакцину вводят подкожно. В возрасте 6 лет проводят ревакцинацию. У некоторых вакцинированных развивается общая прививочная реакция, напоминающая клинику митигированной кори. Эффективность вакцинации составляет 95—98 %.
Вакцину по показаниям применяют и для экстренной профилактики кори. С этой целью также используют нормальный человеческий иммуноглобулин, который вводят внутримышечно контактным детям в возрасте от 3 мес до 2 лет, непривитым и неболевшим корью, а также ослабленным больным вне зависимости от возраста. Оптимальный срок введения иммуноглобулина — до 5-го дня после контакта, доза 1,5—3,0 мл.
Больных корью изолируют до 5-го дня периода высыпания, при наличии пневмонии срок увеличивают до 10 дней. Помещение, в котором находился больной, проветривают. Контактные лица, не болевшие корью, не вакцинированные и не получившие иммуноглобулина, изолируются на 17 дней, получившие иммуноглобулин — на 21 день.
Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я.

Похожее