Физическая реабилитация при травматической деформации кисти

Видео: Болят сухожилия, суставы? Реабилитация: что принимать, что делать

Людям, получившим двигательную терапию по поводу деформации ладонной поверхности кисти и пальцев, после снятия швов и шины накладывали глухую гипсовую корригирующую повязку. При этом освобождали от фиксации тыльную сторону пальцев ногтевых и средних фаланг. Проводили пассивные и активные движения освобожденных суставов с целью профилактики контрактур и тугоподвижности. В это же время им назначали комплекс физиотерапевтических процедур: грязелечение, парафиновые аппликации, электрофорез с калием и гидрокортизоном.

Двигательную терапию во втором и третьем периодах проводили в сочетании с физиолечением. При этом длительность периода зависела от возраста больного, тяжести предшествующей деформации и наличия сопутствующих заболеваний (Матев, Банков, 1981- Усольцева, Машкара, 1986- Ли Синь, 1997).

Нами разработано несколько видов упражнений, которые способствовали пассивным и активным движениям. Рекомендуем проводить их в следующем порядке с длительностью упражнений для каждого вида по 3—5 мин: сгибание и разгибание пальцев в пястно-фаланговом суставе, сгибание и разгибание во всех межфаланговых суставах пальцев, отведение и приведение каждого пальца, изолированное отведение при фиксации остальных пальцев, круговые движения пальцев кисти изолированно, противопоставление I пальца, сгибание и разгибание пальцев совместно с лучезапястными суставами, сгибание и разгибание в лучезапястном суставе, круговые движения лучезапястного сустава, приведение и отведение в лучезапястном суставе, супинация и пронация с разнообразными движениями пальцев. Кинезитерапия и физиолечение (гидро- и пеллоидотерапия) проводились в клинике под нашим контролем, дома под контролем обученных родственников.

При разработке пассивных и активных движений пальцев кисти с целью рефлекторного воздействия двигательного анализатора на периферическую нервную систему и сократительную деятельность мышц основное внимание уделяли синхронности однотипных упражнений для обеих кистей (здоровой и пораженной).

Для разработки суставов все виды движений осуществляли медленно с постепенным увеличением амплитуды движений. При этом необходимо помнить, что усилия должны быть дозированными и малоболезненными. Внимание больного отвлекали беседами с положительным эмоциональным фоном, легкой музыкой.



В период разработки движений в суставах вначале проводили пассивные движения также с помощью инструктора и родственников. После нескольких процедур больной самостоятельно начинал выполнять задание в нарастающем темпе от простых к более сложным с увеличением их количества и сокращением периодов расслабления или отдыхов в сочетании с физиопроцедурами. Прежде чем приступить к разработке движений пальцев, объясняли цель проводимых занятий, после чего больные сознательно выполняли различные двигательные акты, зная конечную цель.

После приема ванн или тепловых процедур под контролем 2—3 раза в день проводили вначале пассивные, а затем активные движения. Достигнутые успехи закреплялись физиопроцедурами, которые способствовали уменьшению болей, улучшению подвижности в суставах и трофики конечностей.
Во втором периоде возрастает стремление больных действовать самостоятельно, но в то же время нет уверенности в результатах своих действий.



Больной часто удручен, сосредоточен на тяжести своего состояния, эмоционально лабилен, постепенно, с трудом овладевает основными навыками движений. В связи с этим проводимые занятия были направлены на улучшение психоэмоционального состояния и восстановление утерянных или нарушенных функций, а также приобретение новых двигательных возможностей путем увеличения амплитуды движений в суставах, закрепления функции хвата и подготовки к социально-бытовым навыкам (стирка, умывание, удерживание стакана, ложки и вилки, чистка зубов, выкладывание кубиков, брусков и кирпичиков, застегивание пуговиц, формирование различных фигур из мозаики, игры с набивными мячиками до 1 кг, пересчитывание счетных палочек, рисование кистью, перелистывание книги).

В третьем периоде занятия носили более целенаправленный характер с учетом возраста, тяжести последствий травмы и профессиональных интересов. Физические упражнения подбирались так, чтобы они способствовали максимальному движению в суставах и восстановлению координации, необходимой для пальцев кисти. Проводимые мероприятия должны связываться с трудовыми процессами, имеющими отношение к определенным профессиям. Это особенно необходимо учитывать при реабилитации людей, имеющих культи кисти и дефекты пальцев (перестановка деревянных цилиндров, разрабатывание эспандером, захват настольной лесенки, перелистывание страниц, работа с детскими конструкторами, пользование ручной дрелью, напильником, набором для выпиливания по дереву, печатание на машинке и др.).

Физические упражнения такого типа помогали приобрести бытовые, трудовые и спортивные навыки, способствовали восстановлению силы мышц и выработке точной координации движений кисти и пальцев людей с повреждением кисти.

Для ликвидации остаточных явлений и повышения силы мышц поврежденной кисти в комплекс лечебной гимнастики включали также упражнения с предметами с усилием, напряжением и сопротивлением. С этой целью использовались эспандеры, булавы, гантели, гимнастические палки, мячи. Некоторые упражнения (висы, захваты) выполнялись у гимнастической стенки. Силу и двигательные возможности оценивали по данным биомеханических и антропометрических исследований.

Следует отметить, что кинезитерапия в сочетании с физиотерапией в реабилитации больных с посттравматическими деформациями кисти и пальцев играет важную роль в полноценном и целенаправленном восстановлении нарушенных функций. Особое значение это приобретает в связи с необходимостью не только сохранить степень коррекции после операции, но и воссоздать прежние двигательные навыки. При утрате некоторых сегментов кисти и пальцев существенную роль играет выработка компенсаторных механизмов или приспособительных движений для приобретения бытовых и профессиональных навыков.

Пархотик И. И.
Похожее