Организация оказания помощи пострадавшим с сочетанными и множественными травмами в ростовской обл.

Ростовская область занимает территорию немногим более 100 км2. В ней имеется 17 городов и 43 района, где проживает 3 млн городского и 1,5 млн сельского населения. По территории Ростовской области проходят трассы федерального, областного и местного значений, протяженность которых составляет 12000 км. Это объясняет достаточно высокий автомобильный травматизм. Кроме того, в Ростовской области возрождается тяжелое машиностроение, легкая промышленность и сельское хозяйство, строительство, а это сопряжено с увеличением производственного травматизма.

В г. Ростове-на-Дону работают 2 областных травматологических отделения: в ГУЗ РОКБ - на 50 коек и в ГУЗ ОБ № 2 - на 60 коек, в которые, в основном поступают больные из территорий области, очень мощным отделением в Ростове является отделение множественной и сочетанной травмы, созданное в 1992 году, в своем составе оно имеет 75 коек.

На юге, востоке и севере области в крупных промышленных центрах имеются травматологические отделения в г. Волгодонске (70 коек), Таганроге - два отделения по 60 коек, в Шахтах - на 110 коек, и эти отделения выполняют функции межтерриториальных центров по травматологии. Например, в г. Шахты из 17 травматологов 12 имеют высшую категорию по специальности.

Все отделения достаточно хорошо оснащены диагностической аппаратурой - рентгеновской, ультразвуковой, а в больницах г. Ростова - и компьютерной, лабораторной, что способствует достаточно быстрой и высокодостоверной диагностике при ЧМТ, травмах груди, живота и переломах костей и суставов. В ряде городов области главные врачи больниц изыскали возможности купить современные, отечественного производства металлоконструкции для остеосинтеза при переломах по неотложным показаниям, что способствует грамотному, адекватному оказанию помощи больным с множественными и сочетанными повреждениями.

Большое внимание Минздрав области уделяет взаимоотношению сотрудников ГИБДД, скорой помощи и лечебных учреждений по оказанию помощи при автоавариях. С этой целью все дороги закреплены за теми или иными ЛПУ. Так, например, республиканская автотрасса М-4 (Москва - Ростов-на-Дону) разделена на участки, которые обслуживаются травматологическими отделениями городов Каменск-Шахтинского, Гуково, Шахты, Новочеркасска, Аксая, Ростова-на-Дону.



В Ростовской области существует и выполняется установка - если в хирургическое или травматологическое отделение поступают одновременно 3 пациента или более с тяжелой сочетанной травмой, то в любое время суток врач из районной или городской больницы докладывает о пострадавших на санитарную авиацию ГУЗ РОКБ, и по телефону ведение больных согласовывается со специалистами. При необходимости в ЛПУ области выезжают специалисты РОКБ. В настоящее время автомобильный парк РОКБ имеет 24 легковые машины скорой помощи «Волга» и 3 реанимобиля, оснащенных современной дыхательной и реанимационной аппаратурой. Так, за последние 3 года в районы и города области специалисты областных лечебных учреждений для оказания помощи травмированным пациентам выезжали 1211 раз, транспортировка на себя бралась в 206 случаях.



За последние 3 года процент больных с множественными и сочетанными повреждениями в травматологических и хирургических стационарах области колеблется от 9 до 16%. Летальность в этой группе больных колеблется в пределах от 3 до 7%. Для улучшения лечения данной группы больных в ЛПУ области травматологи ежегодно направляются на учебу в РостГМУ, ведущие клиники Москвы и Санкт-Петербурга и др.

Проводятся дни травматологов, общества травматологов-ортопедов Ростовской области, где обсуждаются вопросы диагностики и тактики ведения травмированных, рассматриваются клинические примеры, в районы и города выезжают ведущие специалисты РОКБ и отделения сочетанных повреждений с докладами, компьютерными презентациями. Выпускаются методические пособия и информационные письма сотрудниками областных учреждений и кафедры травматологии РостГМУ. Травматологи области анализируют свои наблюдения и публикуют их в различных сборниках местного и республиканского значения. Разбираются случаи смерти от сочетанных повреждений на КИЛИ в районных и городских ЛПУ с участием областных травматологов, а также приглашаются травматологи из области для разбора летальных исходов на КИЛИ в РОКБ. Ставятся вопросы оснащения травматологических и хирургических отделений области аппаратурой, оборудованием, инструментарием перед местными и областными органами власти, а также перед Минздравом области.

Считаем, что повышение уровня профессиональной подготовки врачей, улучшение снабжения диагностической аппаратурой, лекарственными препаратами профильных отделений, серьезная работа КИЛИ во всех ЛПУ области способствует уменьшению числа летальных исходов у больных с множественными и сочетанными травмами.


Иванов В.И., Сикилинда В.Д., Саркисян В.А.
ГУЗ «Ростовская областная клиническая больница», РостГМУ, ГБСМП № 2


Похожее