Особенности исследования бинокулярного зрения

Видео: Бинокулярное зрение. Патология бинокулярного зрения при косоглазии

Восприятие глубины, т. е. оценка расположения предметов внешнего мира относительно их расстояния от нас и друг от друга, возможно лишь при бинокулярном зрении. Максимальное расстояние, на котором мы еще можем отличать глубину предметов при дистанции (расстоянии между зрачками) 50 мм, составляет 1 км, при дистанции 72 мм — 1,5 км. Следовательно, способность различать расстояния больше выражена у лиц с широко поставленными глазами.
Формирование бинокулярного зрения происходит в период от 2 мес до 5— 10 лет и закрепляется до 15 лет.
При рождении ребенок сознательного зрения не имеет, глаза двигаются независимо друг от друга. В возрасте 2—4 недель ребенок смотрит на свет.
До 2 мес развиваются общие движения глазных яблок, укрепляются условно-рефлекторные связи между сетчаткой и движениями глаз. В акт аккомодации подключается конвергенция. В возрасте 4—5 мес. отмечается продолжительная фиксация предмета, со второго полугодия формируется фузия.
Для существования бинокулярного зрения необходимы определенные условия:
  • острота зрения на каждый глаз не ниже 0,3—0,4 дптр;
  • полный объем движений глазных яблок;
  • параллельное положение глазных яблок при взгляде вдаль;
  • соответствующая конвергенция при взгляде с близкого расстояния;
  • наличие изейконии;
  • способность к фузии;
  • попадание изображения на корреспондентные точки сетчатки (рис. 1). 

Видео: Рефракция. Исследование бинокулярной системы. (03.09.2013. Лектор: Ринская Н.В.)

Корреспондентные и некорреспондентные изображения в поле гороптера и за его пределами
Рис. 1. Корреспондентные и некорреспондентные изображения в поле гороптера и за его пределами
Если рассматриваемый предмет фокусируется на диспарантных (неидентичных) точках, то его изображение передается в разные участки коры большого мозга, вследствие чего наблюдается диплопия (двоение). Это легко проверить, если зафиксировать взгляд на каком-то предмете, а потом, нажимая пальцем через веки на глазное яблоко, сместить его в сторону от общей точки фиксации — возникнет диплопия.
Принципиальная схема бинокулярного зрения изображена на рис 2.
Схема бинокулярного зрения: восприятие мозговым отделом зрительного анализатора идентичных изображений на сетчатке обоих глаз
Рис. 2. Схема бинокулярного зрения: восприятие мозговым отделом зрительного анализатора идентичных изображений на сетчатке обоих глаз
Зрение одним глазом — монокулярное — дает представление лишь о высоте, ширине, форме предмета и не позволяет судить о расположении предметов в пространстве. Теми же признаками характеризуется одновременное зрение, при котором в коре большого мозга воспринимаются импульсы то от одного глаза, то от другого.
Для исследования бинокулярного зрения существуют несколько способов:
1. Опыт с установочным движением: пациент фиксирует близкий предмет одним глазом, второй глаз врач закрывает непрозрачной заслонкой. Если имеется бинокулярное зрение и если глазное яблоко было отклонено, то при убирании заслонки оно сделает движение в обратную сторону, чтобы перевести в этом глазу изображение предмета на желтое пятно.



2. Опыт с палочками — проба Кальфа, когда пациенту предлагают попасть в конец горизонтально расположенной палочки концом другой палочки, которая находится в его руках. При наличии бинокулярного и стереоскопического зрения человек сразу попадает в другою палочку, расположенную на разном расстоянии от обследуемого. При отсутствии бинокулярного зрения попадание затруднено (количество ошибок превышает 60 %).
3. Опыт Соколова (опыт с «дыркой» в ладони). Пациент приставляет к одному глазу трубку, скрученную, например, из бумаги или картона, и располагает возле отдаленного конца этой трубки раскрытую ладонь второй руки со стороны другого глаза. При наличии бинокулярного зрения пациент видит в центре ладони «дырку». При одновременном зрении, в отличие от бинокулярного, «дырка» не совпадает с центром ладони. При монокулярном зрении «дырка» не появляется.
4. Цветотест Белостоцкого—Фридмана. Тест основывается на принципе распределения полей зрения обоих глаз с помощью фильтров красного и зеленого цвета. Для проведения исследования применяется цвето-тест — полый футляр с помещенной лампочкой. На передней стенке футляра имеется четыре кружка — два красных, зеленый и белый. Больной смотрит на прибор с расстояния 5 м. Не корректируя линзами зрение, надевают красно-зеленые очки: перед правым глазом расположено красное, а перед левым — зеленое стекло. До начала исследования проверяют качество фильтров: поочередно закрывают щитком левый и правый глаз- больной видит сначала два красных, а потом — три зеленых кружка. Исследование проводят с открытыми глазами При наличии бинокулярного зрения больной видит четыре кружка, в этом случае белый кружок приобретает цвет стекла, расположенного перед ведущим глазом- при монокулярном — видны или два красных, или три зеленых кружка- при одновременном зрении — пять кружков.
5. Проба с призмой является объективным методом исследования. Пациент фиксирует взгляд на небольшом предмете. Призму силой 8—10 дптр приставляют к одному глазу (основанием к виску) на 20—30 с и наблюдают за незакрытым глазом, а потом убирают ее и наблюдают за глазом, который находился под призмой. Приставление призмы смещает изображение на сетчатке, оно оказывается на диспаратном участке, и человек с бинокулярным зрением ощущает двоение. Чтобы устранить его, глаз под призмой отклоняется к носу на величину призмы. Незакрытый глаз остается неподвижным. Убирание призмы снова смещает изображение на сетчатке и вызывает диплопию. Двигаясь от носа к виску, глаз, который находился под призмой, возвращается в исходное положение, где не ощущается двоение. Второй глаз не изменяет свое положение.
Движения глаз, связанные с направлением изображения в корреспондирующую точку, что обеспечивает слияние образов, называются фузионными. Наблюдаются одинаковые фузионные движения глаза, находящегося под призмой, когда ее приставляют к какому-нибудь из глаз. Если бинокулярное зрение отсутствует, фузионные движения не наблюдаются. Когда призму приставляют к глазу, изображение от которого угнетается, двоение не ощущается, глаза остаются неподвижными. Расположение призмы перед фиксирующим глазом смещает изображение предмета в сторону.
Чтобы продолжить рассматривание, глазу под призмой нужно установить зрительную ось на предмет, повернув его к носу на величину призмы. Второй глаз повторяет все движения фиксирующего глаза. Когда призму убирают, оба глаза возвращаются в исходное положение. Проба с призмой — это объективный метод исследования, который дает возможность сделать вывод о состоянии бинокулярного зрения даже у малоконтактных детей младшего возраста.
Жабоедов Г.Д., Скрипник Р.Л., Баран Т.В.
Офтальмология

Похожее