Хирургическое лечение ишемической болезни сердца

Видео: Империя здоровья. Хирургическое лечение ишемической болезни сердца и её осложнений

Какими бы значительными ни были современные успехи консервативной терапии больных с ИБС, инвазивные (интракоронарные) вмешательства все чаще используются в повседневной практике лечения ИБС.

Операции на коронарных сосудах (КС) представляют собой одно из самых значительных достижений медицины последних десятилетий и являются наиболее действенным методом лечения ИБС. За последние 30 лет коронарная хирургия достигла значительных успехов. В результате кардиохирургического вмешательства восстанавливается коронарный кровоток, устраняются основные клинические проявления ИБС, повышается физическая работоспособность, улучшается качество жизни больных, снижаются риск возникновения сосудистых катастроф и смертность.

Среди методов прямой реваскуляризации миокарда успешно используют операции АКШ, наложение маммаро-коронарного анастамоза (МКА), чрескожную транслюминальную коронарную ангиопластику (ЧТКА) со стентированием, ротационную и прямую артерэктомию, лазерную ангиопластику и др. В настоящее время в ряде городов проводится коронарное шунтирование на работающем сердце без искусственного кровообращения.

Последний вид операции имеет следующие преимущества:
° отсутствие осложнений, связанных с кардиоплегией, что важно у больных преклонного возраста при наличии хронического нарушения церебрального кровообращения;
° существенно короче восстановительный период;
° экономический эффект для клиники и пациента.

В начале 80-х г., когда в бывшем СССР хирургические методы лечения ИБС начали широко внедряться в клиническую практику, большинство терапевтов, даже достаточно известных в нашей стране, негативно восприняли этот вид лечения. Потребовалось около 10 лет, чтобы правильно оценить полученные положительные эффекты оперативного лечения коронарной болезни сердца. В настоящее время уже никто не сомневается в очевидном преимуществе хирургического вида лечения перед консервативными. Следует сказать, что до настоящего времени в российских клиниках крайне недостаточно выполняются такие операции. В расчете на 100 тыс. населения АКШ проводится всего 2-3 операции и ЧKB — 2,9. Это почти в 100 раз меньше чем в развитых странах Европы и США.

По данным В.М. Клюжева и соавт. (1998), операция АКШ в 75-85% случаев способствует избавлению от болевого синдрома, повышению толерантности к физическим нагрузкам, возвращению многих больных к прежней трудовой деятельности и снижению риска возможных осложнений.



Наиболее известны и распространены баллонная ангиопластика, которая может сочетаться с другими воздействиями на атеросклеротически измененный коронарный сосуд- установка металлического каркаса — эндопротеза (стенда), выжигание бляшки лазером, разрушение бляшки быстро вращающимся буром и срезание бляшки специальным атеротомическим катетером.

Непосредственная клиническая эффективность транслюминальной коронарной ангиопластики довольно высока. Прекращаются приступы стенокардии и улучшается сократительная функция левого желудочка. Показанием к проведению ангиопластики коронарных артерий является стенокардия I-IV ФК при поражении одной или более коронарных артерий.

Операция ЧТКА наиболее часто выполняется пациентам, имеющим короткий коронарный анамнез и одно-, двухсосудистое поражение венечных артерий. Риск развития острого инфаркта при проведении ЧТКА составляет не более 1-3%. В ближайшем и отдаленном периоде риск летального исхода невелик.

Одним из главных осложнений коронарной ангиопластики является рестеноз коронарных сосудов, который наступает у 30-40% больных в первые 6 мес после вмешательства. Применение стенов позволило снизить риск его развития в 2 раза (Mack М., 1999). Сама операция и проводимые в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях реабилитационные мероприятия уже в течение 3 мес приводят к быстрому и стойкому повышению физической работоспособности. Следует знать, что эти больные подвержены высокому риску не только коронарных, но и сосудистых осложнений другой локализации. Все это определяет необходимость проведения длительной вторичной профилактики.



При выраженном поражении основного ствола левой коронарной артерии предпочтительно хирургическое лечение. Непосредственный риск смерти, сопряженный с хирургическим вмешательством, составляет в среднем около 3% и существенно варьируется в зависимости от статуса оперируемых больных (возраст, перенесенный ИМ, сопутствующие заболевания, сахарный диабет и др.). В раннем периоде после операции у больных возможны осложнения со стороны центральной нервной системы, почек, желудочно-кишечного тракта, кровотечения, медиастениты, инфекции, венозные тромбозы и тромбоэмболии. Среди осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы превалируют периоперационные инфаркты (у 5-15% больных), сердечная недостаточность, перикардиты (у 7-8%), нарушения ритма (чаще мерцание предсердий).

После проведенных реабилитационных мероприятий по поводу АКШ стойкая стабилизация состояния сохраняется у большинства пациентов, миниум, в течение 24 мес. В более поздние сроки в связи е дальнейшим прогрессированием атеросклеротического процесса в других коронарных сосудах или развитием рестеноза шунта, толерантность к физическим нагрузкам может снижаться.

Следует отметить, что правильно проведенный маммаро-коронарный анастамоз редко тромбируется, так как внутренняя грудная артерия, сохраняя нормальное питание, не только остается живой, но и не подвергается дегенеративным изменениям. Срастание маммарной и коронарной артерий происходит быстро и обычно без выраженного тромбоза. Считается, что операция наложения маммаро-коронарного анастамоза имеет преимущество в продолжительности сохранения результата вмешательства: в 90% случаев артериальный шунт сохраняет проходимость более 10 лет.

Показаниями к прямой реваскуляризации миокарда служат:
°  больные, перенесшие ИМ с низкой толерантностью к физической нагрузке — 75 Вт включительно и ниже;
°  больные с ранней постинфарктной стенокардией;
°  больные со стабильной стенокардией ФК II и выше;
°  пациенты без приступов стенокардии, но с частыми эпизодами «немой» ишемии и/или нарушением ритма сердца высокой градации, определяемые методом суточного ЭКГ-мониторирования;
°  пациенты с Q-необразующим ИМ (мелкоочаговым) и продолжающимися приступами стенокардии, не поддающимися консервативному лечению;
°  больным с нестабильной стенокардией. Нельзя проводить АКШ:
°  пациентам со злокачественной формой артериальной гипертонии;
°  пациентам с тяжелым течением сахарного диабета;
°  больным с ХСН II стадии (ФК III) и выше;
°  больным с тяжелыми сопутствующими заболеваниями;

Нестеров Ю.И.
Похожее