Аудиометрическое исследование слуха

Видео: Центр Слухопротезирования "Лига Слуха"

Для более точного представления о характере (нарушение звукопроведения или звуковосприятия) и степени этих нарушений применяют различные методы аудиометрии.

Тональная аудиометрия

Аудиометрия является наиболее распространенным видом и представляет собой исследование слуха с помощью чистых тонов, генерируемых прибором. Через воздушный и костный телефоны в ухо испытуемого подаются звуки разной частоты и интенсивности. Принцип аудиометрии основан на регистрации пациентом самых слабых звуков того или иного тона (порог слышимости звука), подаваемого в воздушный и костный телефоны. Получаемые графики-аудиограммы позволяют судить о состоянии слухового анализатора. Получаются типичные кривые, характерные для нарушения только звукопроведения, либо только звуковосприятия, либо имеется смешанная тугоухость.

Речевая аудиометрия

С помощью специальных речевых аудиометров удается графически установить уровень разборчивости речи, также подаваемой в телефон с разной интенсивностью. При ряде патологических процессов в звуковом анализаторе с помощью этого вида исследования удается уточнить характер тугоухости. На рисунке показаны аудиограммы, типичные для нормального слуха, нарушения звукопроведения и звуковосприятия. Так, при перцептивной тугоухости (кохлеарный неврит), несмотря на повышение интенсивности звука, не наблюдается 100 % разборчивости речи, в то время как в случае нарушения звукопроводящего аппарата эта 100 % разборчивость возможна при значительном усилении звуков речи.

 Типы тональных аудиограмм
Типы тональных аудиограмм:
1 — нормальный слух: кривые костной (а) и воздушной (б) проводимости идут вместе на уровне порока слышимости- 2 —нарушение звукопроведения- 3 — нарушение звуковосприятия- 4 — смешанная тугоухость

Помимо тональной и речевой аудиометрии, существует ряд тестов, позволяющих с большей вероятностью уточнить характер тугоухости и уровень поражения рецепторного аппарата.

Феномен ускорения нарастания громкости (ФУНГ) основан на парадоксальном факте: иногда лица с резким снижением слуха на одно ухо начинают слышать подаваемый в оба уха сильный звук, как одинаково воспринимаемый. Например, человек слышит левым ухом лишь звук интенсивностью 60 дБ. Другое ухо воспринимает этот звук при интенсивности 15 дБ. При скачкообразном повышении звука, подаваемого одновременно в оба уха, наступает момент, когда человек заявляет, что он слышит обоими ушами звук одинаковой интенсивности — произошло выравнивание громкости. Но для лучше слышащего уха потребовалось усиливать звук на 65 дБ (уровень, на котором зафиксирована одинаковая громкость, составил 90 дБ), а для плохо слышащего уха всего на 30 дБ. Этот факт может свидетельствовать о поражении в левом ухе волоскового отдела спирального органа.



Типы речевых аудиограмм. Кривые разборчивости речи
Типы речевых аудиограмм. Кривые разборчивости речи:
1 — в норме- 2 — при нарушении звукопроведения- 3 — при нарушении звуковоспринимающего аппарата



В детской отиатрической практике используют методы объективной аудиометрии с записью электроэнцефалограмм в ответ на звуковые раздражения. У детей до 3 лет используют метод "игровой аудиометрии", 1—2 лет — регистрацию рефлексов при звуковых раздражениях слухового анализатора.

Исследования слуха у детей раннего возраста и даже у неродившегося плода стали возможными благодаря тонким электронным исследованиям. Используются методики объективной регистрации слуховых вызванных потенциалов, регистрации рефлексов: реакция века, зрачка в ответ на звуковое раздражение слухового анализатора. "Игровая", "картинная" аудиометрия основана на сочетании воздействия зрительного и звукового раздражителей: вырабатывается рефлекс, при котором ребенок сможет увидеть понравившуюся ему куклу
или картинку лишь в том случае, если он нажмет кнопку, услышав в наушнике звук той или иной интенсивности.

Импедансометрия

Этот вид аудиометрического исследования относится к методам объективной аудиометрии, позволяющей судить о функциональном состоянии структур среднего уха. По уровню регистрируемого акустического импеданса (сопротивления) судят о работе стапедиальной мышцы, смещающей стремя в окне преддверия. Широко используется тимпанометрия — надежный объективный способ оценки функции цепи слуховых косточек, слуховой трубы, барабанной перепонки, а также взаимоотношений этих анатомических структур. Выделяют 3 типа тимпанограмм, по которым можно узнать о функциональном состоянии звукопередающей системы среднего уха (рис. 5.18).

В связи с определенными успехами кохлеоимплантации, т.е. использования сложных структур "искусственного уха", внедряемого в височную кость в случаях полной развивающейся вследствие поражения улитки глухоты, но при сохранившемся слуховом нерве, применяют специальные методы исследования состояния слуха.

Для практического врача имеет значение знакомство с методами симуляции тугоухости, глухоты. Одним из таких методов является метод Ломбарда. Мнимый глухой читает вслух какой-либо текст. В ходе чтения в оба уха направляют сильный звук от специальных трещоток (трещотка Барани), чтобы полностью выключить слух. Если человек симулирует глухоту, то он непроизвольно начинает читать громче, глухой человек продолжает читать с той же громкостью.

Результаты комплексного исследования слуха заносятся в специальную карту — бланк, где приведены данные об исследовании речью, камертонами, виды аудио-грамм, показатели импедансометрии. Чаще для постановки предположительного диагноза достаточно речевой аудиометрии и камертонального исследования.

Ю.М. Овчинников, В.П. Гамов

Похожее