Аллерген-специфическая иммунотерапия больных предастмой

Видео: Боремся с аллергией вместе с Ника Спринг - Клиника эстетической медицины

Раннее выявление и активное лечение больных предастмой в целях профилактики бронхиальной астмы является актуальной и важной задачей практического здравоохранения.

Предастма — это состояние, представляющее угрозу возникновения бронхиальной астмы.

В классификации бронхиальной астмы, предложенной А. Д. Адо, П. К. Булатовым (1968) впервые выделено состояние предастмы, которое предполагает различные вазомоторные расстройства со стороны слизистой носа, острый или хронический бронхит (инфекционного или атопического генеза) с элементами бронхоспазма, т. е. когда нет еще выраженных приступов удушья.

При оценке этого состояния следует принимать во внимание не только фоновые заболевания, способные трансформироваться в бронхиальную астму, но и повышенную реактивность бронхов, которую нужно считать обязательным признаком. Дальнейшее изучение предастматического состояния позволило выделить предастму как самостоятельный этап в развитии астмы.

Верхние дыхательные пути являются естественным проводником аллергенов из окружающей среды, и именно этот путь играет особую роль в аллергизации организма. Возникшие в полости носа аллергические изменения часто являются начальным моментом сенсибилизации дыхательного тракта и могут служить сигналом формирования астмы. Аллергический ринит сопутствует атопической астме в 62 - 71% случаев, утяжеляя течение бронхиальной астмы.

Аллергические риниты делят на сезонные, при которых этиологическим фактором является пыльца растений, и круглогодичные аллергические риниты, вызванные бытовыми и эпидермальными аллергенами, которые часто относят к предастматическим состояниям. Аллергический риносинусит — это предварительная стадия астматической болезни. Существует взаимосвязь между синуситом и астмой.

К предастме относятся аллергический трахеит и бронхит, когда больного беспокоит сухой приступообразный кашель, надсадный кашель «Кашлевая болезнь», а также атопические бронхиты с элементами бронхоспазма (астматический бронхит), при этом беспокоит сухой, беспричинный кашель, одышка экспираторного характера, усиливающаяся ночью, периодическое возникновение хрипов в груди. У значительной части этих больных отмечается наследственная отягощенность аллергическими болезнями.

Если у взрослых к факторам предастмы относятся всевозможные вазомоторные изменения со стороны слизистой носа, то у детей к факторам предастмы относится пищевая аллергия с явлениями аллергического диатеза, с последующим риском трансформации ее в бронхиальную астму.

При атопической форме астмы довольно часто наслаивается бронхопульмональная инфекция, в результате чего стираются клинические различия между инфекционно-аллергической и атопической формами. Очаги инфекции носа и носоглотки, а также бронхолегочного аппарата (при которых повреждается слизистая оболочка дыхательного тракта) могут явиться благоприятной почвой для внедрения инфекционных аллергенов, накопления и фиксации в клетках дыхательного тракта аллергических антител.

СИТ при аллергическом рините

Клинические проявления аллергического ринита складываются из классических признаков заболевания: приступообразного чихания, ринореи, сопровождающихся зудом в носу, глотке, ушах, заложенностью носа. Эти симптомы отмечены у большинства пациентов, страдающих аллергическим ринитом.



Длительное наблюдение за больными позволяет определить факторы, способствующие и препятствующие формированию бронхиальной астмы, что позволяет наметить пути профилактики бронхиальной астмы — тяжелого заболевания, нередко инвалидизирующего молодую трудоспособную часть населения. Как правило, больной с аллергическим ринитом в течение многих лет лечится у врачей других специальностей без эффекта и только после безрезультатного лечения направляется к аллергологу.

Собственные наблюдения за 114 пациентами с аллергическим ринитом показали, что аллергологический анамнез отягощен у 55% больных, из них у 42% аллергическими заболеваниями страдали их дети. Анализ аллергических заболеваний у родственников выявил, что на долю аллергического ринита приходится 18,4%, бронхиальную астму — 49,2%, астматического бронхита — 6,1%, поллиноза - 10,8%.

Известно, что важным диагностическим критерием является риноскопия. При анализе данных риноскопической картины фиксируется внимание на цвете слизистой оболочки носа, состоянии нижних и средних носовых раковин и наличии полипов. У больных с хроническим аллергическим ринитом атопической природы у большинства отмечается бледность и выраженная синюшность слизистой оболочки носа.

При рентгенологическом исследовании гайморовых пазух у 25,3% больных изменений в гайморовых пазухах не было, у 46,2% имелось пристеночное снижение пневматизации гайморовых пазух, а у 26,4% больных отмечено гомогенное затемнение гайморовых пазух, но при диагностической пункции гной не выявлен.



У большинства больных (74,7%) имело место сочетание ринита и синусита — то есть в аллергический процесс вовлекались, кроме полости носа, и придаточные пазухи. В таких случаях более правильно говорить об аллергической риносинусопатии.

Этилогический диагноз аллергического ринита ставится на основании данных клиники, положительных результатов кожно-аллергических тестов, данных клинико-лабораторных показателей (IgE, прямой базофильный тест). У части больных в сомнительных случаях ставится провокационный эндоназальный тест. Кожно-аллергические пробы осуществляются с набором бытовых, пыльцевых и эпидермальных аллергенов. В наших исследованиях у больных аллергическим ринитом наиболее часто выявлялась сенсибилизация к бытовым аллергенам.

С аллергеном домашней пыли получено 90,8 ± 2,75% положительных тестов, с аллергеном пера подушки — 71,5 ± 4,7%, а с аллергеном шерсти овцы в 68,2 ± 5,8% из числа обследованных больных. В ряде случаев кожно-аллергические пробы ставятся не всем больным по ряду причин: выраженные изменения кожи в виде нейродермита или из-за наличия выраженной общей аллергизации больного. В таких случаях этиологический диагноз подтверждается определением аллергических антител в сыворотке крови больного с применением лабораторных тестов.

При наличии только сенсибилизации к бытовым аллергенам заболевание имеет ровное круглогодичное течение, состояние больного ухудшается при контакте с аллергеном. Из 114 больных с аллергическим ринитом бытовой этиологии у 18 со временем присоединилась пыльцевая аллергия, а у 26 — пищевая. Бивалентная сенсибилизация трансформировалась в поливалентную.

При присоединении пыльцевой аллергии заболевание имеет круглогодичное течение, но с резким ухудшением состояния больного в летнее время. Состояние больных резко ухудшается в период цветения луговых трав либо в период цветения сорных трав (амброзии) — конец августа-октябрь. В том случае, если обострение поллиноза начинается с июня и продолжается до октября, при аллергии к домашней пыли, то можно предположить о наличии у больного «сочетанного» типа сенсибилизации.

В свою очередь, при расширении спектра аллергенов, к которым отмечается гиперчувствительность больного, сформировавшееся у него состояние так называемой полисенсибилизации, является фактором, ускоряющим трансформацию атопической предастмы в бронхиальную астму. Следует отметить, что больные бронхиальной астмой в большинстве случаев обращаются к аллергологу с уже сформировавшейся аллергией к ряду аллергенов, что и усложняет лечение бронхиальной астмы.

Анализ зависимости процесса трансформации аллергического ринита в бронхиальную астму от специфической иммунотерапии проведен у 2-х групп пациентов:

1 группа — больные, прошедшие специфическую иммунотерапию (46 человек)- 2 группа — больные, не проходившие специфическую иммунотерапию, но лечившиеся неспецифическими средствами (68 человек).

1 группа больных (46 человек) получила специфическую иммунотерапию бытовыми и эпидермальными аллергенами. Больные были в возрасте от 12 до 60 лет, превалировали больные с длительным стажем заболевания (от 3 до 20 лет). В результате проведения иммунотерапии у 56,4 ± 7,3% получен отличный и хороший терапевтический эффект- у 34,8 ± 6,9% — удовлетворительный и у 8,8 ± 4,0% эффекта от лечения не было.

Изучение отдельных результатов специфической иммунотерапии в этой группе показало, что длительная клиническая ремиссия отмечена у 76% больных. При этом бронхоспастический синдром не сформировался. Проявление симптомов бронхоспазма отмечено у 24% больных. Среди них превалировали больные с длительным стажем заболевания — от 5 до 20 лет и с аллергией к 3 - 4 группам неинфекционных аллергенов. Аллергологический анамнез был отягощен у 65,7% больных.

2 группа состояла из 68 больных, не проходивших специфическую иммунотерапию. Они получали только неспецифическое лечение. Больные были в возрасте от 12 до 60 лет. Длительность заболевания аллергическим ринитом в момент обращения составляла от 1 до 21 года. У 63,3 ± 5,8% больных аллергический ринит трансформировался в астматический бронхит и бронхиальную астму. Продолжительность аллергического ринита до присоединения бронхоспастического синдрома у 46,5% больных составила 3-4 года, у 32,5% — от 5 до 10 лет, у 14% — от 11 до 20 лет и только у 7% — от 1 до 2 лет. Здесь также превалировали больные с поливалентной сенсибилизацией.

Таким образом, в 1 группе больных, проходивших специфическую иммунотерапию, только у 24% больных имело место на фоне ринита формирование бронхоспастического синдрома, в то время как во 2 группе больных, получавших только специфическое лечение (фармакотерапию), сформировались астматический бронхит и бронхиальная астма — у 63,3%. Проведение иммунотерапии явилось одним из методов, предупреждающих процесс формирования бронхиальной астмы.

Мы убедились, что специфическая иммунотерапия является методом лечения, проведение которой у больных аллергическим ринитом при удовлетворительном эффекте является фактором, препятствующим трансформации аллергического ринита в бронхиальную астму. У большей части больных, прошедших специфическую иммунотерапию, аллергический ринит не трансформировался в бронхиальную астму, а в группе больных, не проходивших специфического лечения (примерно 2/3 случаев) аллергический ринит трансформировался в астму.

К факторам «риска», способствующим трансформации аллергического ринита в бронхиальную астму, относится наследственная отягощенность аллергическими заболеваниями, сочетанная аллергия, длительное существование аллергического ринита и отсутствие своевременной специфической иммунотерапии.

Хутуева С.X., Федосеева В.Н.
Похожее