Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития у детей

Навешивание ярлыков.

Едва ли еще какой-либо диагноз помимо «задержки психического развития» (ЗПР) ставит такое обидное клеймо на ребенке. Это звучит как оскорбление. В течение многих лет по отношению к таким детям и взрослым употреблялись самые различные термины: «умственно отсталые», «слабоумные», «неполноценные» и тому подобное. Однако, на мой взгляд, дело вовсе не в терминах, которыми мы пользуемся, а в изменении наших представлений об этой проблеме. Задержка психического развития — это такая же болезнь, как слепота или глухота, которая затрудняет людям жизнь в обществе без специальной поддержки. Если они получают такую поддержку, то могут жить полной и продуктивной жизнью. Они могут любить и быть любимыми. Они могут приносить пользу обществу. Не надо стыдиться этого диагноза.

Замедленное физическое и психическое развитие

Многие в целом вполне здоровые дети позже других достигают ключевых вех развития, таких как самостоятельная ходьба или использование в речи полных предложений. Если ребенок слишком медленно осваивает какие-то навыки, ему ставят диагноз «замедленное физическое развитие», который не дает представления о причинах такого замедления и прогнозов на будущее. Развитие у маленьких детей идет зачастую неравномерно, оно может совершать скачки даже безо всякого вмешательства со стороны врачей и других специалистов.

У некоторых детей замедление в развитии сохраняется и в последующем. В этом случае становится очевидно, что они учат и осваивают определенные навыки намного медленнее, чем остальные. Таким детям уже ставят диагноз «задержка психического развития». В отдельных тяжелых случаях, когда ясно, что болезнь вызвана дисфункцией головного мозга, такой диагноз может быть поставлен даже в возрасте 1—2 лет. Большинству детей этот диагноз не ставится до тех пор, пока они не пойдут в школу.

Определение задержки психического развития

Определение задержки психического развития (ЗПР) менялось с течением времени. Сейчас специалисты не только рассматривают результаты тестов на коэффициент интеллектуальности (IQ), но обращают внимание и на то, как ребенок выполняет повседневные действия, такие как прием пищи, причесывание, одевание, на его коммуникационные способности, выполнение школьных заданий и домашних обязанностей. В прошлом в этом заболевании выделяли легкую, среднюю и тяжелую степень. Хотя специалистам трудно отказаться от этой терминологии, сегодня они больше обращают внимание на уровень поддержки, в которой ребенок нуждается в повседневной жизни. Нужна ли ребенку помощь только иногда и в определенных обстоятельствах (например, в школе) или он нуждается в ней большую часть времени и в большинстве ситуаций? Диагноз ЗПР перестал быть клеймом и стал констатацией необходимости оказания ребенку помощи в жизни.

Причины ЗПР



Если мы имеем дело с задержкой психического развития в тяжелой степени, то определить ее причину часто бывает довольно просто. Это может быть, к примеру, лисс-энцефалия (аномалия развития головного мозга) или краснуха (вирусная инфекция, которая у детей протекает легко,  но может вызвать серьезные повреждения мозга плода, если ею заразится беременная женщина). Многие наследственные заболевания, в частности синдром Дауна, также ведут к задержке психического развития.

Если же мы имеем дело с задержкой психического развития в легкой степени, то зачастую определить ее причины очень трудно. Мы знаем, что на развивающийся мозг могут оказывать влияние самые разнообразные факторы, например попадание в организм свинца или ртути или плохое питание в первые месяцы жизни. Употребление матерью алкоголя во время беременности также является известной причиной ЗПР. Похоже, что курение при беременности оказывает такое же воздействие, хотя и в меньшей степени. Нам известно, что все эти факторы, как правило, ведут к снижению IQ. Но когда дело касается конкретного ребенка, то нельзя со всей точностью утверждать, что именно тот или иной фактор стал причиной ЗПР. Большинство случаев задержки психического развития характеризуются как идиопатические. Проще говоря, это означает, что причины нам неизвестны.



Дети с незначительной степенью ЗПР обычно происходят из семей, где с ними совершенно не занимаются в плане умственного развития. Пока еще не установлено, является ли недостаточная интеллектуальная стимуляция причиной ЗПР. Скорее здесь идет речь о сочетании нескольких факторов. Однако совершенно определенно можно сказать, что хорошие программы дошкольной подготовки ускоряют интеллектуальное развитие таких детей. Родители должны читать вслух своим детям, покупать им книжки с картинками. Это также улучшает развитие речи у детей, что является ключевой частью теста IQ. Такая дополнительная стимуляция не означает, что в задержке психического развития детей виноваты родители. Я хочу лишь сказать, что мозг — это очень восприимчивый орган. Если правильно стимулировать его, то он может развиваться стремительными  темпами.

Что требуется детям с ЗПР

Всем детям для максимального использования своих возможностей необходимо, чтобы их любили и принимали такими, какие они есть. Детям с ЗПР, как и всем остальным, нужна стимуляция и задания, которые соответствовали бы уровню их способностей.

Например, ребенок 7 или 8 лет все еще хочет играть в ролевые игры, а его сверстники с нормальным развитием уже перешли к настольным. В этом случае ему нужны партнеры, с которыми он мог бы общаться и играть на равных, даже если они намного младше. В школе таких детей следует зачислять в классы, где они чувствуют себя комфортно и могут общаться на одном уровне с остальными.

Определение в школу

Очень важно найти для ребенка подходящую школу. Целесообразнее всего в этом случае обратиться за советом к психологу или детскому психиатру. Нельзя допустить, чтобы ребенок попал в класс, где дети намного опережают его в умственном развитии. Каждый день, прожитый ребенком в сознании, что он не в состоянии держаться наравне с другими, будет постепенно разрушать его уверенность в себе. Если же ребенка за неуспеваемость оставят на второй год в том же классе, это нанесет ему сильную травму. Не стоит откладывать его определение в школу из-за задержки в психическом развитии. Программа подготовительного класса может оказать огромную помощь детям с замедленным физическим или умственным развитием.

Ребенок с серьезным отставанием в развитии

Если ребенок в 1,5 или 2 года еще не может самостоятельно садиться, не проявляет интереса к людям и предметам, то проблема в этом случае значительно усложняется. За таким малышом требуется самый тщательный уход, как за грудным младенцем. Будет ли такой ребенок воспитываться дома или в специальном интернате, зависит от степени задержки его развития, от темперамента, от отношения к братьям и сестрам и оттого, найдутся ли для него товарищи по играм и занятиям, с которыми он будет себя чувствовать комфортно. Имеет значение также и то, есть ли в школе специальный класс, куда его можно устроить, и подходит ли ему этот класс. Однако главное обстоятельство, которое следует учитывать, состоит в том, смогут ли родители вынести все тяготы ухода за ним и принесет ли это им удовлетворение. Раньше считалось, что дети с задержкой психического развития должны направляться в специализированные интернаты и учиться в отдельных классах. Сейчас специалисты придерживаются мнения, что таким детям лучше жить дома и посещать обычные школы.

Подростковый возраст и переход ко взрослой жизни

Дети с задержкой психического развития растут точно также, как и все остальные. В подростковом возрасте у ребенка с ЗПР появляются такие же желания и страхи, как и у других детей, но он при этом сталкивается с дополнительными трудностями. Поскольку его самостоятельность ограничена, ему труднее вписаться в общество — сходить в кино, на прогулку с друзьями. Ему также сложнее усвоить социальные правила, которые определяют взаимоотношения полов. Хотя многие люди полагают, что люди с психическими отклонениями не испытывают или не должны испытывать сексуального влечения, на самом деле это не так. Своевременное и последовательное половое воспитание и обучение правилам человеческого общения важно для нормально развивающихся детей, но еще важнее для детей с психическими особенностями.

Мысли о том, каким образом ребенок с замедленным психическим развитием найдет свое место во взрослом мире, беспокоят многих родителей. Сейчас система образования уделяет все больше внимания проблеме специального обучения таких молодых людей, чтобы помочь им обрести подходящую профессию и научить жить самостоятельно.


Похожее