Социальные проблемы детей

Социальные проблемы детей

Прежде всего найдите спокойное место, где вы сможете поговорить с ребенком..

Задайте ему несколько общих вопросов, позволяющих раскрыть социальные проблемы, которые его беспокоят. В наиболее деликатной форме расскажите о том, что вы слышали и видели, и помогите ему рассказать вам о том, что он на самом деле чувствует. С его помощью постарайтесь определить характер трудностей, которые он испытывает. Говорите о конкретном поведении в спокойной и ободряющей форме, чтобы он не чувствовал себя ничтожным или безнадежным человеком. Даже если скудные социальные навыки ребенка вызывают раздражение у вас или других членов семьи, очень важно не дать ребенку почувствовать стыд и еще большую беззащитность. Избегайте таких выражений, как «У тебя никогда не будет друзей», «Не удивительно, что ты никому не нравишься» или «Ты ведешь себя как сопляк».

Довольно часто дети отрицают наличие какой-либо проблемы в их жизни, даже явной, с целью поддержания своей самооценки или для того, чтобы избежать боли и стыда. Даже тогда, когда проблема Станет очевидной, у них могут возникнуть сложности с тем, чтобы принять на себя ответственность за возникшую ситуацию и ее разрешение. Но первым главным шагом к тому, чтобы улучшить ситуацию для вас обоих, даже если на это потребуется несколько попыток с вашей стороны, является принятие факта, что проблема существует на самом деле.
Как только проблема будет выявлена и ее существование подтверждено, вы можете предпринимать действия для того, чтобы помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Социальным навыкам можно научиться. Убедитесь в том, что ребенок на самом деле понимает саму проблему, объясните ее ему (без каких-либо обвинений) понятным для него языком. Избегайте пессимистических предсказаний, а лучше помогите ребенку смотреть не вещи гораздо более оптимистично.



Вот некоторые советы.

  • Научите ребенка думать, соотнося действия и их последствия. Если он в определенной степени меняет свое поведение, например хочет поделиться игрушками с соседскими детьми, помогите ему увидеть положительные последствия такого действия, обязательно сообщите о том, что его вероятнее всего примут и полюбят сверстники.
  • Помогите ребенку находить альтернативные формы поведения, чтобы заменить действия, которые могут привести к возникновению трудностей. К примеру, если ребенок пытается разрешить конфликтную ситуацию при помощи кулаков, приведите ему пример более продуктивных методов разрешения этой ситуации, которые принимаются обществом: игра по очереди, уход от конфликтной ситуации или прекращение конфликта до того, как он достигнет критической точки.
  • Постарайтесь связать определенную проблему и ее решение с обстоятельствами, которые ребенок скорее всего еще встретит в жизни. Помогите ему научиться предвидеть ситуации, которые могут возникнуть, и обсудите их, либо же попрактикуйтесь в проявлении его реакции на них. В то же время объясните ребенку, что события в жизни не всегда будут происходить по заранее намеченному плану, и ему необходимо будет проявлять гибкость и приспосабливаться к неожиданным поворотам событий.
  • Напомните ему, что социальные навыки развиваются не сразу: им он может научиться в процессе тренировок, наблюдений, обсуждений и большей практики, пока они не станут автоматическими и естественными. Ребенок может прийти к выводу, что практиковаться лучше всего в ролевых играх, где один из родителей, братьев или сестер либо близких друзей выступает в роли ребенка, чтобы продемонстрировать альтернативное или уместное поведение. После этого участники игры меняются ролями, чтобы ребенок мог попрактиковаться и отрепетировать свои действия.
  • Предложите ребенку пригласить к вам домой его друга или одноклассника, чтобы иметь возможность понаблюдать за их взаимоотношениями и научить их некоторым соответствующим формам социального поведения. В домашних условиях обучение детей тому, что «для того чтобы иметь друга, он сам должен быть другом», может оказаться весьма убедительным. Если ваш ребенок согласится на то, чтобы вы понаблюдали за процессом его игры с целью оказания ему помощи в обретении друзей, вам будет предоставлена прекрасная возможность помочь ему в обучении.
  • Предоставьте другу вашего ребенка возможность быть ему «наставником» или «учителем» либо же позвольте ему понаблюдать за поведением его сверстников с хорошими социальными навыками и обсудить с вами или учителем то, что он увидел.
  • Помогите ребенку развить навыки или интересы, благодаря которым он сможет стать частью общества его сверстников. Сделайте это в подходящей форме и не заставляйте его менять свои привычки, чтобы он не испытывал дискомфорта,
  • Придавайте большое значение сильным сторонам и способностям вашего ребенка, которыми вы гордитесь и которые могут помочь при преодолении им социальных трудностей. Расскажите ему, что у большинства его сверстников наверняка имеется ряд проблем, над которыми им тоже приходится работать.

Следует ли обращаться к специалистам?




В некоторых случаях недостаточному развитию у ребенка социальных навыков служат или способствуют другие причины. Сюда могут относиться ссоры или напряженная обстановка в семье, проблемы со здоровьем, эмоциональное напряжение (депрессия, тревоги), речевые трудности или недостаточная внимательность. Если вам кажется, что такие проблемы только осложняют ситуацию, обратитесь за помощью к педиатру или другому специалисту.
Для того чтобы справиться с определенными трудностями у вашего ребенка, связанными с социальными навыками, подумайте о том, чтобы записаться на участие в программах обучения социальным навыкам, о которых вам расскажет психолог или педиатр, занимающийся вопросами поведения. Такие программы часто проводятся в небольших группах, чтобы у детей со сходными проблемами была возможность помогать друг другу и учиться успешным способам поведения, позволяющим им справляться с трудностями. В целом дети, достигающие наилучших результатов в этих группах, стремятся к пониманию и открыты для новых идей, обладают хорошим интеллектуальным восприятием сложившейся ситуации и готовы к обсуждению или решению проблемы в форме ролевой игры с другими подростками, которые учатся справляться с подобными проблемами.
Вне зависимости от того, работает ли ребенок с психологом в группе или индивидуально, специалист должен регулярно оценивать прогресс подростка, которого он достигает по мере того, как сталкивается с новыми, более сложными ситуациями.

Одним из самых приятных моментов для детей является одобрение его сверстниками, тогда как неприятие или осмеивание может нанести сильный ущерб самооценке ребенка и его чувству защищенности. Пытаясь помочь ребенку, помните о необходимости проявлять чуткость и оказывать поддержку на каждом этапе. Пусть ожидания будут реальными- чаще хвалите ребенка, выражайте свое одобрение и награждайте его даже за самые незначительные достижения. Самой большой наградой ребенка за эти старания станет его дружба.


Похожее