Неспособность к обучению

Неспособность к обучению

Еще совсем недавно признавались только две причины того, что ребенок испытывает трудности с чтением, письмом и арифметикой.

Либо он не старается, либо глупее всех остальных. Теперь мы знаем, что у многих неуспевающих учеников причиной отставания являются особенности нервной системы и психические нарушения.

Что такое неспособность к обучению? Существует немало детей, которые при всем своем старании отстают в учебе. Это касается и мальчиков, и девочек, но чаще за помощью к специалистам приходится обращаться мальчикам. Они нередко хорошо говорят и могут иметь незаурядные способности в сферах, не связанных со школьной учебой, таких как искусство или механика. Чаще всего проблемы возникают с чтением, хотя бывает и так, что ребенок хорошо читает, но абсолютно не способен совладать с математикой.

Многие из таких детей испытывают крайне негативное отношение к учебе и убеждены, что они просто глупее своих одноклассников. На самом деле это не так. Порой в порыве отчаяния они бросают школу и оправдывают себя тем, что в этом виновата сама школа.

Под неспособностью к обучению понимаются особенности развития мозга ребенка, которые мешают усвоению учебного материала. К ним не относятся факторы, вызванные неправильной методикой преподавания, серьезными нарушениями зрения и слуха, эмоциональными проблемами (например, депрессией или повышенной тревожностью) или физическими расстройствами вроде детского церебрального паралича. Правда, стоит отметить, что эти проблемы зачастую сопутствуют плохой успеваемости.



Многие дети, которым ставят диагноз «неспособность к обучению», в плане интеллекта не уступают другим, но показатели коэффициента IQ у них ниже среднего. Это объясняется отсутствием у них способности к чтению и математике.

Видео: Дислексия и дисграфия

Что чувствуют дети. Дети, неспособные к обучению, знают, что с ними что-то не в порядке, но не могут понять, что именно. Учителя и родители настаивают на том, что им надо больше стараться. Иногда ценой неимоверных усилий им даже удается добиться какого-то результата. Например, ребенок тратит 5 часов на выполнение домашнего задания, рассчитанного на 30 минут, и получает хорошую оценку. В этом случае учитель удивляется, почему он все время не может работать так же, и делает вывод, что ребенок просто ленится.

Ребенок же, в свою очередь, чувствует полное истощение и начинает подозревать, что все дело в его собственной глупости. Кроме того, он, вполне естественно, обижается на учителя, которому невозможно угодить.



Как видите, неспособность к обучению может легко перерасти в серьезную эмоциональную или поведенческую проблему. Некоторые дети предпочитают в таком случае роль классного клоуна или бунтаря, лишь бы отвлечь внимание одноклассников от своей низкой успеваемости. С их точки зрения, лучше быть хулиганом, чем тупицей. Другие дети просто молча страдают. Они «забывают» сдать домашнюю работу и никогда не участвуют в классных мероприятиях. Выход своим разочарованиям и обидам они зачастую дают в драках.

Постановка диагноза неспособности к обучению

Если вы подозреваете, что ваш ребенок не способен к обучению, добейтесь его тщательного обследования. Во многих крупных клиниках есть отделения, где подобные комплексные обследования проводятся опытными специалистами. В их число входят, как правило, педиатры, имеющие большой опыт в выявлении поведенческих проблем у детей, методисты, психологи и социальные работники. Полное обследование может занять несколько часов. Вам должно быть представлено подробное заключение, в котором излагаются особенности состояния ребенка и его диагноз, а также подробные рекомендации по исправлению сложившейся ситуации.

В некоторых странах также можно провести обследование ребенка непосредственно в школе. Например, в США Федеральный закон 1997 года об образовании лиц, имеющих физические и психические недостатки (см. ниже), предписывает средним учебным заведениям проведение многопрофильного обследования, включающего в себя тесты результатов обучения (насколько ребенок овладел чтением и математикой), определение интеллектуального уровня (стандартный тест IQ) и других аспектов, таких как зрение, слух и владение речью. В состав комиссии обычно включают учителя, который преподает у ребенка, психолога, методиста, логопеда и родителей. Если выявляются проблемы медицинского характера, то к работе комиссии привлекаются и врачи. На комиссию возлагается обязанность разработки детального плана по оказанию помощи ребенку в учебе. В соответствии с законом этот план вступает в силу только с согласия родителей. Кроме того, он должен регулярно корректироваться в соответствии с изменившимися потребностями ребенка.

Вышеупомянутый закон, охватывающий всех детей с физическими и поведенческими расстройствами, включая СДВГ, дислексию и недостаточное владение речью, носит весьма общий характер. Он затрагивает и менее распространенные заболевания, включая существенные нарушения зрения и слуха, детский церебральный паралич и многие другие психические и эмоциональные расстройства. Любое состояние ребенка, которое затрудняет его обучение в обычной школе, подпадает под действие этого закона.

Видео: Учебная технология (или технология обучения самостоятельного) ч.1

Основной принцип закона состоит в том, что любой ребенок имеет право на «бесплатное и отвечающее его потребностям образование», которое должно проводиться «в максимально благоприятной обстановке». Это положение заслуживает того, чтобы разобрать его подробнее. «Бесплатное» означает, что образование оплачивается из средств округа, штата или федерального правительства (чаще всего оплата осуществляется из всех трех источников). «Отвечаюшее потребностям» означает, что ребенок должен получить все необходимое ему для учебы. Если ему для этого требуется, к примеру, слуховой аппарат, ему должны его предоставить. Если ему нужно специальное кресло для поддержки тела, то такое кресло ему предоставляется. Если он нуждается в помощи в учебе, то школа обязана предоставить необходимую помощь. «В максимально благоприятной обстановке» означает, что ребенка нельзя отправлять в специальное учебное заведение и отрывать его от класса только по причине психических, умственных или физических недостатков. Раньше бытовала общепринятая практика, что детей, которые не могли «нормально» учиться отправляли в специализированные классы и школы. Сегодня это считается «недопустимым вмешательством в личную жизнь».

Лечение неспособности к обучению

Прежде всего, каждый человек должен признать, что такая проблема, как неспособность к обучению, действительно существует. Затем учителя и родители должны определить, насколько ребенок на самом деле стремится к учебе, и дать оценку его усердию, а не конечному результату. Ребенок должен убедиться, что он в действительности вовсе не «бестолочь», а просто столкнулся с проблемой, которую необходимо решить. Он должен знать, что с помощью родителей и учителей эту ситуацию можно исправить.

Конкретные методы лечения зависят от типа нарушения. При дислексии самым эффективным способом является интенсивное изучение букв и звуков, которым они соответствуют. Для этого необходимо задействовать все органы чувств ребенка. Он должен ощущать пальцами вырезанные из дерева буквы, сам вырезать их ножницами из бумаги, делать печенье в форме букв и пробовать на вкус. Постоянно появляются все новые экспериментальные методы лечения, и некоторые из них весьма многообещающи. В дополнение к методам, которые используются непосредственно для того, чтобы научить ребенка читать, существуют и такие, которые позволяют вам как бы «обойти» эту проблему. Так, например, ребенок, испытывающий трудности с чтением, может прослушать содержание книги в магнитофонной записи. Если у ребенка плохой почерк, ему можно разрешить выполнять письменные задания на компьютере. Учителя должны постоянно обращать внимание ученика на его сильные стороны и всячески развивать их.


Похожее