Как и какую школу выбрать для первоклассника

Видео: Какую школу выбрать?

Как и какую школу выбрать для первоклассника

Видео: Зачем тестирование перед школой, или какую выбрать программу?

Все родители стремятся дать своему ребенку хорошее образование -они понимают, что полученные знания имеют огромное значение не только для развития личности ребенка, но и для его будущей профессиональной карьеры.

В современном обществе хорошее образование - это залог успеха в жизни.
Возможно, ваш ребенок уже посещал начальную школу первой ступени. В таком случае он-уже приобрел социальные навыки общения со своими сверстниками, возможно, даже выучил алфавит и овладел элементарными навыками чтения и счета. В любом случае, однако, у родителей возникает множество вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Справится ли он с теми задачами, которые ставит перед ним школа? Обладает ли он всеми необходимыми знаниями и навыками? Может быть, вашему ребенку полезнее будет остаться еще на год в детском саду?

Видео: "Работа над ошибками". Как выбрать школу для первоклассника, зачем поступать в лицей


В вашем районе, как правило, находится несколько школ, поэтому родители имеют возможность выбрать школу для своего ребенка. Вы можете отдать своего ребенка в муниципальную либо в частную школу (плата за обучение в этом случае будет выше). На первом этапе вы должны составить себе хотя бы общее представление о тех школах, которые расположены поблизости. Если вы четко представляете себе, в чем заключаются различия между этими школами, вы сможете сделать осознанный выбор. Ни одна школа в мире не может стать идеальной для всех без исключения детей. Если вы хорошо представляете себе все особенности той школы, в которую решили отдать ребенка, то сможете правильно подготовить вашего малыша к учебному году.
Педагоги все чаще начинают задумываться о том, что процесс обучения детей младшего подросткового возраста (от 10 до 13 лет) имеет свои специфические особенности. Подросткам в этом возрасте необходимо предоставить большую самостоятельность: эти дети, в отличие от младших школьников, стремятся творить, экспериментировать. При обучении подростков особое внимание следует уделить вопросам безопасности - школа должна стать для ребенка по-настоящему безопасной, дружественной средой. В образовательные программы школы средней ступени включены некоторые специальные дисциплины.

На что обратить внимание


Итак, вы хотите выбрать школу для вашего ребенка. На что следует обратить внимание в первую очередь?


Предъявляемые требования. Какие требования предъявляет школа к своим ученикам (теоретические знания, уровень физической подготовки, социальные навыки)?


Индивидуальный подход. Практикуется ли в процессе обучения индивидуальный подход к каждому ученику? Учитывают ли преподаватели личностные особенности каждого ребенка? Или, может быть, все дети изучают учебный материал одинаковыми методами, по стандартной схеме? Некоторые дети просто задыхаются в атмосфере суровой дисциплины, в то время как их сверстникам организованность и дисциплина только идут на пользу. Родители должны понять, какая окружающая среда необходима их ребенку. Если ребенок чувствует себя в школе некомфортно, он будет плохо успевать, у него появится негативное отношение к школе и к учебе.


Дети с ограниченными физическими и умственными возможностями. Отвечает ли выбранная вами школа специфическим потребностям вашего ребенка? Соблюдается ли в школе федеральный закон о защите прав лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями? Предоставляет ли школа особые образовательные услуги для таких детей? Можете ли вы с уверенностью сказать, что выбранная вами школа с радостью встретит детей, которые по своим физическим и умственным возможностям несколько уступают своим сверстникам?


Распределение по классам. По какому принципу дети распределяются в классы? Собираются ли в одном классе дети, обладающие приблизительно одинаковыми физическими и интеллектуальными возможностями? А может быть, в одном классе находятся дети, сильно отличающиеся по уровню своего интеллектуального и физического развития?



Психологический климат. Что такое психологический климат школы? Переступив порог школы, вы сразу же многое поймете. Уважительно ли относятся друг к другу ученики и преподаватели? Когда педагоги говорят с вами о детях и о своей профессии, ощущаете ли вы, что они по-настоящему увлечены своим делом? Царит ли в школе благоприятная, комфортная атмосфера? Как ведут себя дети? Проявляется ли в их поведении присущая детскому возрасту живость, подвижность? Украшены ли стены классных комнат картинами, вышивками, поделками? Звучит ли в высказываниях педагогов гордость своей школой? Сотрудничает ли школа с другими общественными учреждениями вашего района?


Разнообразие культур. Обучаются ли в школе дети из другой расовой, этнической и социально-экономической среды? Нет никаких сомнений, что общение со сверстниками самых разных культур приносит ребенку большую пользу. Гордится ли администрация школы своим многонациональным коллективом? Какого подхода придерживается администрация школы в отношении праздников, имеющих религиозное содержание?
Имеются ли в школе дополнительные образовательные программы по изучению культурных и этнических особенностей различных народов? Есть ли у детей возможность общаться со своими сверстниками из других школ (регулярные встречи, переписка и т.п.)? Оказывают ли родители помощь школе в организации такого рода мероприятий?
Относятся ли преподаватели одинаково ко всем детям, независимо от уровня материального благосостояния их родителей? Если, например, класс едет на экскурсию, все ли дети принимают участие в этом мероприятии или, может быть, лишь те, чьи родители имеют возможность оплатить эту услугу? Если ребенок получает бесплатное питание, приходится ли ему в столовой стоять в отдельной очереди?

Видео: Как выбрать школу

Директор школы. Является ли директор главной фигурой в школе? Наблюдаете ли вы, как директор заходит по утрам в классы, здоровается с детьми? Личность директора имеет огромное значение: директор задает тон всей жизни школы, является организатором всего учебного процесса.


Количественное соотношение школьников и преподавателей. Каково оптимальное количественное соотношение детей и преподавателей в школе? Ученые полагают, что в школе начальной ступени на каждого преподавателя должно приходиться не более 25 учеников. Если на каждого преподавателя в школе приходится более 30 учеников, эффективность учебного процесса резко снижается. Следует иметь в виду, однако, что далеко не во всех случаях родителям можно ориентироваться на указанные цифры. Если в классе собрались дети, которые нуждаются в особом внимании со стороны педагогов, то даже соотношение «один преподаватель на 15 учеников» может оказаться недостаточным. В подобной ситуации необходимо присутствие в классе еще одного педагога-ассистента. Напротив, если в классе собрались дети, умеющие работать самостоятельно, количественное соотношение детей и педагогов может быть несколько увеличено.




Преподаватели. Как организовано общение детей и педагогов? Посвящают ли педагоги большую часть учебного времени лекциям? Существует ли обратная связь между ребенком и педагогом? Проходят ли учебные занятия преимущественно в форме диалога между школьниками и педагогом? Контролируется ли при этом уровень знаний школьников? Организована ли на занятиях работа в небольших группах? Школьники при этом учатся сотрудничать друг с другом, работать в команде.


Материальные ресурсы школы. Какими материальными ресурсами располагает школа (библиотека, классы для занятий живописью и музыкой, справочно-информационный центр, спортивные залы и площадки)? Имеются ли в школе компьютерные классы и доступ к Интернету? Уроки физкультуры имеют особое значение для физического и духовного здоровья ребенка. На таких занятиях должны гармонично сочетаться общеукрепляющие упражнения с теми, которые направлены на овладение определенными моторными навыками. В некоторых школах уроки физкультуры проводит классный руководитель, однако в большинстве случае в школе имеется педагог по физическому воспитанию.
Когда школа проводит спортивные соревнования, игры и олимпиады, царит ли во время состязаний дух партнерства, сотрудничества или, наоборот, жесткого соперничества, конкуренции? Что является приоритетом для школьников - победа или участие? Если во время спортивных соревнований на площадке царит дух соперничества, конкуренции, ребенок будет испытывать эмоциональный и психологический стресс.
Если школа испытывает недостаток финансовых средств, то в первую очередь, как правило, сокращаются расходы на программы по физическому воспитанию детей. В подобной ситуации классному руководителю (особенно если он имеет необходимую квалификацию) зачастую приходиться брать на себя обязанности педагога по физическому воспитанию. Иногда родители школьников организуют для своих детей спортивные и оздоровительные мероприятия.

Питание детей. Соблюдаются ли в«школе принципы здорового питания?
Получает ли ребенок в школьной столовой по-настоящему питательные и полезные для здоровья блюда? Насколько эта пища соответствует тем теоретическим принципам здорового питания, которым ребенка обучают в классе? К сожалению, это последнее обстоятельство зачастую скрыто от внимания родителей. Школа, как правило, закупает продукты оптом, со скидкой, поэтому в таких продуктах зачастую содержится много жиров и соли. Полезные для здоровья продукты (например свежие овощи для салатов), обычно стоят значительно дороже, требуют особых условий хранения, к тому же кулинарная обработка таких продуктов занимает значительно больше времени.
Многие школы обращаются за помощью к родителям, к различным общественным организациям своего района. Они начинают внедрять инновационные программы здорового питания школьников. При этом администрация школ стремится, чтобы в тех блюдах, которые предлагаются детям в школьной столовой, было как можно меньше жиров и соли. Например, в школах стараются исключить из рациона детей картофельные чипсы и другие продукты, которые обжаривались в масле. В столовых появилось молоко низкой жирности. В некоторых случаях несколько школ объединяются и закупают свежие фрукты и овощи для детей оптом, по сниженным ценам. Преподаватели рекомендуют школьникам приносить в школу низкокалорийные, полезные для здоровья перекусы.
Некоторые школы присоединились к правительственной программе по организации здорового питания школьников. Эта правительственная программа призвана обеспечить полноценное, здоровое питание детям из малообеспеченных семей. Если школа, в которую вы хотите отдать своего ребенка, участвует в подобных программах, это свидетельствует о приверженности ее администрации принципам здорового питания.

Безопасность. Соблюдаются ли в школе правила безопасности? Безопасность детей должна стать предметом особой заботы педагогов. На всей территории школы (в классной комнате, на игровой площадке, в столовой, в спортивном зале) ребенок должен чувствовать себя в абсолютной безопасности. Во многих школах педагоги ведут своего рода «дневники происшествий» - они заносят в отдельную тетрадь информацию о несчастных случаях, травмах и других чрезвычайных происшествиях, приключившихся с детьми в течение дня. Собранная информация подвергается тщательному анализу, затем администрация вносит свои предложения по совершенствованию системы безопасности в школе.
Задумайтесь, является ли выбранная вами школа по-настоящему безопасной для вашего ребенка. Соблюдается ли в здании школы запрет на курение? Являются ли безопасными для ребенка те предметы, оборудование, материалы, которыми он ежедневно пользуется? Функционирует ли в здании школы вентиляция? Поддерживается ли в помещениях комфортная для здоровья ребенка температура? Если у вас есть такая возможность, проведите замеры уровня содержания радона в здании школы. Насколько качественной является водопроводная вода, не содержится ли в ней свинец? Из каких материалов построено само здание школы, входит ли в число этих строительных материалов асбест?

Как организовано медицинское обслуживание детей? Как обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи? Обеспечены ли дети медикаментами и санитарно-гигиеническими средствами? Имеется ли в школе медицинский пункт? Проводятся ли регулярные медицинские осмотры?
Является ли безопасность детей безусловным приоритетом для администрации школы? Стремится ли школа стать образцом, примером во всем, что касается здоровья ребенка?


Внеклассная работа и организация досуга школьников. Как организована внеклассная работа школьников? Существуют ли в школе соответствующие программы, клубы, кружки? Иногда сами родители организуют для своих детей различные внеклассные мероприятия, однако при этом школа должна располагать соответствующими материальными ресурсами. В случае необходимости обратитесь за помощью к общественным организациям вашего региона.
Если вы почувствовали себя в школе «нежеланным гостем», если администрация школы отказывается отвечать на ваши многочисленные вопросы (под предлогом занятости или под любым другим), ни в коем случае не сдавайтесь и не позволяйте сбить себя с толку. Общаясь с педагогами, продемонстрируйте свою готовность к сотрудничеству. Вас могут, например, попросить перенести ваш визит на другое, более удобное для администрации время. Отнеситесь с пониманием к такой просьбе. Педагоги наверняка с радостью ответят на все ваши вопросы, если вы проявите уважение к их профессии. Директора школ, как правило, гордятся своим учебным заведением и охотно рассказывают о нем, поэтому ваше желание узнать как можно больше о той школе, где будет учиться ваш ребенок, найдет у них самый горячий отклик.

Круглогодичные школы
В некоторых школах учебный год продолжается не 180 дней, как принято, а 220. Цель такого эксперимента - сделать обучение более эффективным: за 10 недель летних каникул дети зачастую утрачивают полученные знания и навыки, у них пропадает рабочий настрой, теряется вкус к учебе. Иногда школам приходится пересматривать свои учебные планы и программы, чтобы избежать переполнения классов. В таких школах занятия проводятся круглый год, однако продолжительность учебного года школьников при этом не превышает 180 дней.
Главный недостаток программы «220 дней» заключается в нехватке финансовых ресурсов, так как преподавателям в этом случае приходится работать сверхурочно, а это означает, что их заработная плата должна быть увеличена. Подавляющее большинство школ в наши дни испытывают острую нехватку финансовых средств, поэтому они стараются избежать любых дополнительных расходов.
В любом случае, однако, родителям следует позоботиться о том, чтобы за время летних каникул их ребенок не утратил полученных в школе знаний и навыков (особенно это относится к тем детям, у которых возникают трудности с усвоением учебного материала). Вы окажете своему ребенку большую услугу, если будете регулярно читать ему познавательные книги, играть в развивающие игры. Например, попросите ребенка подсчитать, в какую сумму обойдется ваша поездка к морю во время летних каникул. Задайте ребенку несложную арифметическую задачу - пусть он самостоятельно подсчитает, какое расстояние пришлось преодолеть вашей семье за время вашего летнего отпуска. Если вы ходите по магазинам, составьте список купленных вещей и предложите ребенку подсчитать их общую стоимость. Если вы путешествуете в автомобиле, попросите ребенка ежедневно производить несложные подсчеты: какое расстояние вы преодолели за день, сколько километров отделяет вас от цели вашего путешествия и т.п.

Школы нового типа


В современном обществе появляется множество образовательных учреждений, практикующих нетрадиционный подход к учебному процессу. Возможно, вас заинтересуют некоторые методы и приемы, которые используются в таких учебных заведениях. Например, в некоторых школах все классы собраны «под одной крышей», между помещениями нет стен. Каждый преподаватель обладает индивидуальным стилем, манерой преподавания. Некоторые преподаватели предпочитают традиционный подход (во время урока дети сидят за партами и выполняют задания преподавателя), другие же являются сторонниками свободного стиля: они разрешают школьникам свободно передвигаться в пределах классной комнаты (когда дети работают в малых группах, они общаются между собой, обсуждают поставленную задачу). Если манера преподавания педагога, его стиль общения находятся «в одной тональности» с индивидуально-личностными характеристиками вашего ребенка, можно с уверенностью сказать, что процесс обучения будет протекать успешно. Дети, которых в семье приучили к строгой дисциплине, зачастую прекрасно чувствуют себя в атмосфере неформального, живого общения. По-настоящему квалифицированный педагог всегда сможет скорректировать свою манеру преподавания таким образом, чтобы его ученики не испытывали никаких затруднений в учебном процессе.
Обратите внимание и на такой нюанс: как педагог общается с детьми, как он улаживает возникающие между школьниками споры и конфликты. В каких областях знания преподаватель является признанным авторитетом, какие предметы стали его «любимым коньком»? •
Если в вашем школьном округе существуют учебные заведения, исповедующие нетрадиционный подход к учебному процессу, включите их в ваш список: возможно, ваш ребенок будет с радостью ходить в такую школу. Школы нового типа, как правило, уделяют особое внимание одному из аспектов учебной программы (академические дисциплины, искусство, иностранные языки). В такие школы чаще всего поступают дети, которые проявили особые способности к какому-либо предмету.

Школы религиозных организаций и частные


За последние годы в стране появилось множество частных школ. Такие школы зачастую функционируют под эгидой той или иной религиозной организации. Родители могут руководствоваться самыми разными мотивами, когда принимают решение отдать своего ребенка в частую школу. Это могут быть некая особая философия, которой придерживаются педагоги школы, нетрадиционные методы обучения- высокая репутация школы, ее авторитет в академических кругах- ярко выраженная религиозная направленность всего учебного процесса- и наконец семейная традиция.


Если вы собираетесь отдать своего ребенка в частную школу, вам необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:

  • Какие требования предъявляются к ребенку администрацией школы?
  • Какой манеры преподавания придерживаются педагоги школы, каков их стиль общения с детьми?
  • Каково количественное соотношение преподавателей и учащихся?
  • Какие дополнительные образовательные услуги предоставляет школа (например специальные курсы для детей с нарушениями речи и слуха)?
  • Соблюдаются ли в школе необходимые меры безопасности?
  • Могут ли родители в случае необходимости воспользоваться скидками в плате за обучение?

Поинтересуйтесь, имеются ли у преподавателей школы и ее административного персонала соответствующие лицензии. В частных школах (в отличие от муниципальных) зачастую придерживаются гораздо менее строгих правил в отношении квалификации преподавательского состава. Удостоверьтесь, что выбранная вами частная школа располагает всеми необходимыми материальными ресурсами. Необходимо учесть и еще одно обстоятельство: во многих случаях частные школы становятся недоступными для детей из малообеспеченных семей, так как плата за обучение достаточно высока. Попав в такую «элитную» школу, ребенок оказывается в своего рода социальной изоляции - он не может общаться со сверстниками из иной социальной и культурной среды.


Похожее