Дети и отношение к еде: исследование

Видео: ОТНОШЕНИЯ С БЫВШИМ СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОР ЕГО ЖЕНЫ ДЕТИ АЛИМЕНТЫ

Дети и отношение к еде: исследование

Видео: Семья Бровченко. Наше отношение к одежде, еде, игрушкам, косметике и др. (Часть 1)

Дети учатся есть ту пищу, которая появляется на семейном столе, и ее разнообразие они воспримут автоматически.

Видео: Как живётся на Кипре с детьми: отношение к детям, детские пособия, развлечения, еда



Однако типичное детское пищевое поведение и отсутствие информации о кормлении заставляют родителей следовать путями, которые скорее мешают компетентному приему пищи, чем развивают его. Что мы знаем о способности детей есть разнообразную пищу? Что мы знаем об эффективных и неэффективных подходах к кормлению?
Одно из самых ранних исследований, посвященных кормлению детей, было проведено в 1928 году, и принадлежит оно Кларе Дэвис, терапевту из больницы Синай в Нью-Йорке. В то время педиатры диктовали, что, сколько и как часто должны кушать дети от 7 месяцев до 3 лет- они искренне верили, что переход от сосания ко взрослой пище следует совершать, когда ребенку исполнится 3-4 года. Кроме того, считалось, что младенцы не обладают способностью регулировать количество съедаемой пищи. Дэвис проверила это предположение в эксперименте, в котором участвовали трое мальчиков в возрасте 8, 9 и 10 месяцев. Эксперимент продолжался от 6 до 12 месяцев. Она со своей командой наглядно продемонстрировала, что младенцы прекрасно себя чувствуют и хорошо развиваются на выбранном ими самими рационе, состоящем из разнообразной и здоровой пищи. В самом начале дети брали пищу в рот и выплевывали ее, но после нескольких трапез они уже узнавали и выбирали то, что хотят взять- выплевывание прекратилось. Было невозможно угадать, что ребенок захочет съесть в следующий раз. В день он мог съедать от 1 до 7 яиц, а количество съеденных бананов варьировалось от 1 до 4. Потребление молока колебалось от 11 до 48 унций (от 312 до 1360 г). Иногда дети даже пробовали соль, при этом плакали, пускали слюни, но выплюнуть сомнительное лакомство отказывалась- проглотив соль, они требовали еще1. Ко времени начала эксперимента один из мальчиков страдал рахитом, вызванным недостатком витамина D. В качестве лечения в одно из его блюд стали добавлять рыбий жир, который является богатым источником витамина D. Рыбий жир обладает специфическим вкусом и запахом, но в течение первых месяцев эксперимента мальчик охотно ел приправленное им блюдо, и общее количество съеденного ребенком рыбьего жира составило около 9 унций (255 г). Когда рахит исчез, а статус витамина D вошел в норму, мальчику продолжали предлагать рыбий жир, но теперь он начал от него отказываться. Дэвис часто понимают неправильно и цитируют ее работу в качестве доказательства того, что детям можно разрешить клянчить еду, но на самом деле ее работа скорее посвящена принципу разделения ответственности в питании. Экспериментаторы предложили младенцам разнообразную здоровую пищу, а затем разрешили им выбирать из предложенного.
Барбара Ролле, исследователь из Пенсильвании, расширила идеи Клары Дэвис и дала им новое имя. Она обнаружила, что дети и взрослые устают даже от любимой еды и ищут «чего-нибудь вкусненького». Этот процесс она назвала специфической сенсорной сытостью. Колебания склонностей у детей заставляют их есть разно образную пищу и таким образом поддерживать полноценный в питательном отношении рацион. Исследования, проведенные в Университете Иллинойса под руководством психолога Линн Бирч, наглядно показали, что дети особенно настроены на то, чтобы извлекать пользу из своих внутренних сигналов. Они Внимательно относятся к вкусу пищи и, в отличие от взрослых, предпочитают есть ту пищу, которая их привлекает в данный отрезок времени. Кроме того, один день они могут считать пищу вкусной, а другой - уже нет.
Обычно дети предпочитают знакомые блюда. Профессор питания Джин Скиннер опрашивала матерей из Теннесси, и в процессе опроса выяснилось следующее: матери в основном жаловались, что у их 12-месячных детей четко проявились предпочтения в пище, и дети начали терять интерес к еде уже после одного кусочка4. Это типичное детское поведение исследователи из Иллинойса назвали неофобией - неприятием новой пищи. Однако было также обнаружено, что дети могут пробовать новые блюда, и чем чаще они их пробуют, тем больше любят. Прежде чем они научатся любить новую еду, им потребуется попробовать ее 5, 10, а то и 20 раз за такое же количество трапез. Подобный скептицизм проявляется у детей в возрасте от 4 до 6 месяцев, когда они начинают переходить на твердую пищу. В этом случае решение проблемы для младенцев точно такое же, как и для подросших детей: повторяющееся воздействие. Дети научатся любить новую пищу только тогда, когда у них есть возможность пробовать ее снова и снова. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более восприимчивы к новому, в основном из-за того, что привыкли к оттенкам вкуса материнского молока.
Однако чтобы успешно пройти период перехода с грудного или искусственного вскармливания на полужидкую пищу, ребенок должен приобрести соответствующие орально-моторные навыки. Вирджиния Бил, нутриционист из Колорадо, выяснила, что дети в возрасте До 4 месяцев сопротивляются твердой пище, и во время кормления между ними и их матерями происходит борьба. Они начинают охотно принимать твердую пищу только после того, как им исполнится 4 месяца5. Большинство родителей начинают предлагать своим детям твердою пищу слишком рано - именно поэтому они оказываются вовлечены в борьбу, о которой говорила Бил. В 1998 году компанией по производству детского питания «Beech-Nut» был проведен опрос, результаты которого показали, что кормление детей с ложки 40% родителей рассматривают как не доставляющее удовольствия действие, которое занимает второе место после действий по смене памперсов6. Неясно, какое влияние оказывает подобное кормление на дальнейшее отношение к пище детей.
Возрастная готовность и действия родителей, когда они подают на стол одни и те же блюда, не являются единственными факторами, помогающими ребенку научиться любить новую пищу. Разрешение пробовать новые блюда по собственной инициативе тоже имеет большое значение. Дошкольники, которым предложили новый сок и позволили с ним поэкспериментировать, в следующий раз пробовали новый сок гораздо охотнее, чем дети, которым в качестве награды за попытку пообещали поход на игровую площадку. Еще помогает, когда за столом присутствует друг, которому нравится та новая пища. Заменой другу может стать достойный доверия взрослый: он должен просто общаться, быть дружелюбным, но ни в коем случае не говорить о том, что стоит попробовать новое блюдо. Кей Станек, профессор питания из Небраски, выяснил, что дошкольники лучше справляются с приемом пищи, если: с ними за столом сидят родители и/или братья и сестры- им дают время спокойно поесть- им позволяется помогать во время приготовления пищи и накрывания на стол- им разрешают брать только небольшие порции новых блюд.

Что мешает воспринимать новую пищу?



Как стало ясно из предыдущей темы, детям необходимы повторяющийся опыт с новой пищей, поддержка взрослых и отсутствие давления во время приема пищи. Даже, казалось бы, позитивное давление, такое как поощрение, только ухудшает отношение ребенка к еде. Дети с трудом учатся любить новую пищу, если им дают слишком мало возможностей для учебы и оказывают слишком много давления. Какие же ошибки в кормлении, по мнению исследователей, приводят к тому, что ребенок начинает плохо есть? Если коротко, дети плохо едят, когда родители давят на них, пытаются убедить, ограничивают меню только теми блюдами, которые ребенок охотно ест, не обеспечивают малыша регулярными и бесперебойными приемами пищи.
Множество родителей совершают ошибку, когда охотно встают к плите, чтобы приготовить ребенку альтернативу не понравившемуся блюду - тем самым они все равно заставляют ребенка есть. Исследования Скиннер из Теннесси показали, что 70% матерей, чьим детям исполнилось 16 месяцев, предлагают альтернативу, когда им кажется, что дети едят недостаточно- еще 10% признались, что заставляют детей или идут на подкуп. В Торонто Марсия Пелчат и Патриция Плинер выяснили, что неохотно пробуют новую пищу те дети ясельного возраста, матери которых готовят на скорую руку альтернативное блюдо и ставят на стол только любимую пищу своих детей. Эти матери жаловались, что дети слишком разборчивы, что они неохотно пробуют новые блюда, любят питаться всухомятку, избегают целых групп продуктов, например овощей, мало едят или вообще не интересуются пищей. Чтобы заставить детей есть, они подгоняют, награждают и наказывают своих детей. Исследователи из западного Массачусетса обнаружили, что родители склонны бросаться сразу в две крайности. С одной стороны, они обеспечивали детей структурированными приемами пищи и перекусами, а с другой - контролировали их размеры порций и выбор блюд. Мало того, между основными приемами пищи детям позволялось лазать в холодильник или буфет.
Проблемы с кормлением не являются чем-то из ряда вон выходящим, как и неправильное пищевое поведение. Трудно сказать, что является причиной, а что следствием, но нет сомнений, что эти вопросы взаимосвязаны. Обзор специальной литературы за 1986 год показал, что пищевыми проблемами занижаются 25% педиатров, а еще 33% связаны со специализированными центрами, работающими с пороками развития. Озабоченность врачей вызывают беспорядочные пищевые привычки, вспышки гнева во время еды, задержки с самостоятельным питанием, трудности в восприятии разнообразных консистенций пищи, многочисленность нелюбимых блюд и такие пищевые расстройства, как младенческая руминация, детская тучность и нервная анорексия. Станек обнаружил, что неправильное пищевое поведение со стороны родителей детей 2-5 лет включает следующие моменты: заключение сделки, предложение взятки и давление- кроме того, за то, чтобы ребенок поел, родители обещают дать ему специальное блюдо, например десерт- они делают из еды наказание, награждают за хороший аппетит, уговаривают ребенка покушать^ играют с ним во время еды- берут на себя ответственность за прием пищи ребенком и кормят его, когда он есть отказывается- наказывают, если ребенок отказывается поесть- заставляют ребенка съедать с тарелки все до крошки.
Какое заключение мы можем сделать из всего сказанного? Дети рождаются с умением принимать разнообразную пищу, но сохранить его они могут только с помощью взрослых. Они наблюдают, как родители принимают разнообразную пищу, и думают (конечно, на своем уровне), что однажды они тоже будут ее есть. Это их желание следовать по стопам родителей и расти легко уничтожить, если бросаться в крайности, то есть быть слишком требовательными или, наоборот, слишком снисходительными. Детям нужна поддержка взрослых, их пример уважения к пище- именно взрослые дают детям возможность экспериментировать и овладевать навыками обращения с пищей. Не пытайтесь заинтересовать детейгза-интересованность является частью детства.

Видео: С.Н. Лазарев | Преодоление зависимости от еды


Похожее