Домашнее воспитание ребенка

Домашнее воспитание ребенка

Видео: Отношения в семье и воздействие на воспитание детей. Сатья дас. Карпаты 1.08.2016

Главный вопрос родителей, чьи дети воспитываются дома: как обеспечить им общение с другими детьми?

Раньше люди жили большими семьями, дети всегда имели компанию родных братьев и сестер или играли с соседскими детьми во дворах. Но сейчас все иначе. В современных семьях чаще всего один—два ребенка, и ему (им) скучно большую часть времени проводить в городской квартире. Дома стали больше, но соседи стали общаться между собой меньше. Городская квартира, такая удобная для взрослых, очень скучное в плане возможностей познания мира, живой природы и общения место. А значит — малоподходящее для пребывания в нем большую часть времени ребенка раннего возраста. Особенно если ребенок в семье один, да еще и очень любознательный. Но, конечно, это не значит, что нужно отдать ребенка в детский сад только потому, что там много детей, и создать для него еще худшие условия жизни. Лучше еще до того, как ребенок подрастет и начнет скучать, найти ему компанию для полезного и приятного общения в других местах.

Очень важно правильно расставить акценты. Не стоит говорить «ребенку необходим детский сад», стоит говорить «ребенку необходимо общение». А общение есть везде. И это очень важно — понимать, что ребенку нужно общение, и отталкиваться от этого факта, а не от того, что нужен детсад как таковой.

Ребенок имеет возможность общаться с другими детьми:

  • дома, если есть родные братья или сестры;
  • на детских площадках и в песочницах;
  • с детьми друзей родителей или родственников, приходящих в гости;
  • с детьми из специально организованных игровых групп;
  • в группах детских (развивающих) центров;
  • с детьми из домашнего детского сада (для детей с 4-х лет).

Успокаивает тот факт, что бывает трудно найти компанию или коллектив только для ребенка раннего возраста — для таких маленьких кружки и секции еще закрыты, но уже с четырех лет этот вопрос вполне решаем. Танцевальные, музыкальные, спортивные и многие другие школы готовы предложить детям разного рода общение, обучение и времяпрепровождение. Чем старше ребенок, тем больше у него возможностей, тем больше дверей для него открыто.

Возраст ролевых игр у ребенка начинается после трех лет. Но это не значит, что до этого времени ребенку не нужно общение с другими детьми — нужно, потому что оно способствует развитию, естественному обучению и познанию ребенком мира и людей в нем. Но в раннем возрасте общение с другими детьми не является обязательным, не является категорически необходимым для развития. Позже — да, ребенку нужно иметь компанию для игр, поскольку в старшем возрасте ребенок познает мир, обучается и общается через игру. И для развития дошкольника возможность играть крайне важна. В то же время у детей раннего возраста к детям постарше просто ярко выраженный познавательный интерес (как к живой игрушке). Если в семье хотя бы два ребенка, то этого вполне достаточно для того, чтобы маленький не скучал, но если ребенок один, а семья живет в городской отдельной квартире, то детскую компанию ему все-таки желательно найти как можно раньше.

В первую очередь компанию для общения и игр дети находят на детских площадках и в песочницах. Это не так мало, если гулять часто. Если у мамы есть несколько родственниц или подруг, имеющих детей, — это вообще чудесно: можно ходить в гости и приглашать гостей к себе. За рубежом, где проблема общения из-за малодетных семей давно стоит остро, появилась традиция организовывать игровые группы. Суть их в том, что мамы нескольких детей договариваются поочередно о встречах у каждой дома со всеми детьми. Мамы общаются, а дети в это время играют вместе — и все довольны. Такую игровую группу, по сути родительско-детский клуб, мы создали со знакомыми мамами в арендованном помещении и несколько раз в неделю встречаемся там с детьми.



Если общения не хватает и в этом случае, то можно записаться вместе с ребенком в детский развивающий центр. Просто игровых центров (похожих на игровые группы, упомянутые выше), как мне кажется, даже нет. Все детские центры позиционируются как «развивающие и обучающие». То есть если вы их будете посещать, то это будут занятия, на которых детей чему-то целенаправленно учат. Такой центр есть смысл посещать, только если дома совсем-совсем скучно.

Мама, которая любит не только своих, но и детей вообще, может самостоятельно организовать игровой центр или домашний мини-детсад и присматривать не только за своим, но и за чужим ребенком (или двумя-тремя, не больше). В домашний детский сад желательно приглашать только детей, которым исполнилось хотя бы 3—3,5 года. Такой сад даст маме возможность подрабатывать на дому, а дети, посещающие его, будут иметь отличную компанию для игр. Ну и, конечно, не стоит забывать, что ребенок, который всюду бывает с родителями, встречается каждый день с множеством детей и взрослых, общается с ними или просто наблюдает за ними — этот опыт также очень важен и полезен ему.

Одна мама, чьи дети с первых месяцев жизни воспитывались в детских яслях, работающих по адаптированной к раннему возрасту методике Монтессори, убеждала в том, что эта методика не просто желательна, а необходима для развития детей. На самом деле эта методика, которая в наше время используется в некоторых (очень дорогих, кстати) детских садах и яслях, была разработана для интернатских детей, для того, чтобы приблизить условия их жизни к семейным, домашним. То есть всемирно известный педагог разработала методику, чтобы облегчить участь детей-сирот или детей, лишенных родительской заботы, к тому же с отставанием в развитии (по понятным причинам — они росли не в семье), а теперь родители стараются сделать все возможное, чтобы записать своих детей в сад, работающий по этой методике. Парадокс. Зачем ребенку имитация домашних условий по специальной методике в специализированном учреждении, если он просто может расти дома?

Например, развивающая и обучающая обстановка в садах, работающих по методике Монтессори, состоит из пяти обучающих зон: зона жизненной практики, зона сенсорного развития, зона математического развития, зона языкового развития и зона космического воспитания. Все это, несмотря на необычайные названия, дает ребенку всего лишь возможность изучать окружающий мир, овладеть навыками самообслуживания и, конечно, навыками письма, счета и чтения, а также возможность заниматься творчеством. Это все то, что есть (или может быть) у каждого ребенка в обычном доме. Обыкновенная бытовая обстановка дает ребенку те же возможности для развития и обучения, причем эта обстановка существует в реальной жизни, она не создана искусственно, в чем я вижу ее дополнительное преимущество.



Ребенку не нужна специальная развивающая среда в раннем возрасте — ему нужна обычная, естественная, домашняя среда, свобода действий и общение. Общение с мамой и внимание мамы развивают ребенка лучше любой методики. Любая игра ребенка — развивающая, любая остановка — развивающая, так как он вообще не имеет никакого жизненного опыта. Для примера возьмем игру с крупами: ребенок насыпает крупы разного цвета и размера по разным ведеркам и тарелкам и таким образом развивает мелкую моторику и восприятие. Разве для того, чтобы организовать подобную игру, нужно отдавать ребенка в детсад? Не странно ли родителям слышать, что среди пособий Монтессори есть «рамки с застежками» по которым дети учатся застегивать пуговицы, пряжки, завязывать шнурки? Для этого же есть настоящие вещи — свитер, ботиночки, ремень.

Все остальное — это обычные игрушки, благодаря которым ребенок изучает характеристики предметов и учится различать их по размеру, весу, цвету, количеству и т. п. Для того чтобы изучать все это, не нужно прикладывать никаких специальных усилий, посещать обучающие центры или воспитываться в специальных учреждениях. Любой ребенок учится этому благодаря обычному ежедневному общению и обычным бытовым занятиям. Каждый день у нас дома происходит множество незапланированных «развивающих» или «обучающих» занятий с ребенком:

«У тебя — синяя машинка, а у меня — красная».

  • «Дай мне два кубика, и я помогу тебе достроить башню».
  • «Даешь мне маленький мячик? Тогда я тебе дам большой».
  • «Будешь сам мыть фасоль? Хорошо. Ты еще и тарелку моешь? Ты у меня молодец, очень чисто вымыл».
  • «Видишь, какая вода прозрачная, смотри, как быстро она льется из крана, надо закрывать его, а то польется через край. О, видишь, уже льется, давай закрывать».
  • «Смотри, у этой банки круглая крышка, потому что горлышко у нее круглое, а у этой квадратная. Сам хочешь закрутить? Конечно, попробуй».
  • «А какое дерево выше: это или это? А какое ниже?»

В самом обычном доме, в самой обычной семье присутствует достаточно развивающая обстановка для ребенка. Судите сами: есть жилая комната (или несколько), есть ванная, есть кухня, есть балкон. У всех этих помещений различное предназначение, и все их можно использовать для разных игр. Дом не худшее, а гораздо лучшее место для развития, чем специальные развивающие зоны в садике Монтессори. В ванной можно играть с водой и рисовать красками по стенам. На кухне можно играть крупами, водой, посудой и т. п. В жилой комнате можно играть обычными игрушками, использовать для игры другие вещи, рисовать, лепить, вырезать, кувыркаться, стоять на голове и вообще дома можно делать все, что в голову взбредет. Дома каждый день может быть разным, хотя дело даже не в этом, а в том, что дома — это настоящая жизнь, а в садике всего лишь занятия с непривязанными к реальности предметами.

Нельзя сказать, что методика Монтессори чем-то плоха. Наоборот — если ребенок все-таки идет в детский сад, то лучше пусть это будет сад, работающий по частично адаптированной к нашему времени и возрасту детей методике Монтессори. Или же пусть это будет домашний детский садик, если вы доверяете человеку, его организовавшему. Но считать, что методика Монтессори для детей, воспитывающихся дома, необходима, неправильно.

Несколько фактов о домашнем воспитании:

  • ребенка воспитывает любящий близкий человек, поэтому он всегда будет чувствовать заботу, ощущать безопасность и защищенность, необходимые для его полноценного развития и обучения;
  • ребенок всегда сможет получить эмоциональную поддержку от близкого человека;
  • дома обеспечен индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку в обучении, еде, играх и общении;
  • ребенок имеет возможность разнообразного и разновозрастного общения, возможность наблюдать за реальной жизнью и быть ее участником;
  • между детьми и родителями сохранятся близкие, доверительные отношения.

Чего нельзя дать дома из того, что есть в детском саду? Такого нет. Зато дома можно дать то, чего не дадут в саду: любовь и заботу. Я еще раз хочу подчеркнуть, что для ребенка в первые три—пять лет жизни необходимо, чтобы мама или другой близкий человек находились в поле зрения (в поле досягаемости). Присутствие близкого человека для ребенка звучит как сигнал: «все хорошо, все в порядке, я в безопасности, мир дружелюбен». Ребенку важно это чувствовать, чтобы он не пребывал в состоянии повышенной тревожности, а спокойно изучал окружающий мир, рос здоровым и мог в будущем успешно строить и сохранять любые личные и профессиональные отношения.

Всегда, в любой дискуссии о том, где же лучше воспитываться ребенку — дома или в детском саду, — находится человек, который в конце возьмет и скажет: «Да, все так, дома можно дать все то же, что и в детском саду, но все равно дома будет иначе, чем в детском саду». Да, я согласна, действительно дома все будет иначе. А зачем нужно, чтобы было именно так же? Да ведь в этом и смысл — чтобы было иначе! Универсальные методы воспитания и обучения доказали свою несостоятельность в современном мире, потому пришло время действительно применить индивидуальный, личностно-ориентированный подход в уходе, воспитании и обучении детей. Это невозможно осуществить в массовых дошкольных учреждениях — только в семье.

Видео: Детский сад или домашнее воспитание. Утро с Губернией. 04/08/2016. GuberniaTV

Все вышесказанное относится и к школе. Обучение детей в кругу семьи является, на мой взгляд, более эффективным и естественным способом получения среднего образования в XXI веке. Чтобы получить общие знания, в школу ходить совсем необязательно.

Дома учились такие выдающиеся личности, как Александр Бородин (ученый-химик и композитор), Александр Грибоедов, Марк Твен, Иван Бунин, Агата Кристи, Чарльз Диккенс, Максим Горький Томас Эдисон (изобретатель, предприниматель), Джордж Вашингтон и Абрахам Линкольн (президенты США), Уиллард Бойл (ученый, лауреат Нобелевской премии по физике 2009 г.), Чарли Чаплин (киноактер, сценарист, композитор, режиссер), Эндрю Карнеги (предприниматель, мультимиллионер). Мы, ходившие в школу, даже не все эти имена знаем. Кого-то учили учителя, кого-то родители (например, Т. Эдисона учила мама), кто-то много учился сам. Многие из них даже начальную школу не окончили, а еще больше известных людей не окончили среднюю школу. Среди них Генри Форд, Джек Лондон, Фрэнк Синатра и многие другие. Наконец, большое количество людей, добившихся успеха, не имеют высшего образования. Таким образом, важно понимать: «не посещали школу (ВУЗ)» и «были необразованными» — это разные веши.

Время требует, чтобы был выбор формы обучения. Массовые государственные школы сослужили хорошую службу развитию общества, но со временем стали своего рода конвейером, выпускающим среднестатистического человека, у которого образование — среднее, возможности — средние, мысли — средние, поведение — среднее. Это «среднее» сейчас даже хуже, чем должно быть «среднее», оно на самом деле гораздо ниже среднего. Так не пора ли подумать о достойной альтернативе школьному обучению.


Похожее