Эмоциональные потребности ребенка

Эмоциональные потребности ребенка

Забота о ребенке в раннем возрасте.

Личность ребенка активно формируется в первые 2—3 года жизни под воздействием родителей или заменяющих их людей. Дети, за которыми ухаживают любящие и восхищающиеся ими родители, растут и развиваются нормально. И напротив, дети, воспитывавшиеся в сиротских приютах и проводившие целые дни без присмотра в своих кроватках, увядают и физически, и интеллектуально, и эмоционально. (Эти данные позаимствованы из результатов  исследований, провалившихся в 1950-е годы детских домах США. Как ни печально, недавно мы получили точно такие же данные по результатам исследований с участием детей, усыновленных из сиротских приютов в других странах.)

Видео: Эмоциональные потребности ребёнка

Родители отдают детям свою любовь, они гордятся их маленькими успехами, радуются, играя с ними или отвечая на их вопросы, предоставляют им свободу для игр, следя при этом за тем, чтобы они ничего не натворили. Родители читают малышам книжки и разговаривают с ними обо всем, что их окружает. Все это укрепляет глубокую эмоциональную связь между ними и умственные способности детей.

Сохранят ли дети  на всю жизнь свой оптимизм или вырастут пессимистами, будут ли они относиться к окружающим людям с любовью и доверием или станут нелюдимыми и подозрительными — все это во многом зависит от отношения к ним тех людей, которые заботились о них в первые 2 года жизни. Личные качества родителей и других людей,   ухаживающих за детьми, играют при этом чрезвычайно важную роль.

Одни воспитатели относятся к ребенку, изначально предполагая в нем только самое плохое, постоянно упрекая его и в чем-то подозревая. Дети, воспитанные в таких условиях, сами начинают сомневаться в себе и испытывают чувство вины. Человек, враждебно относящийся к окружающим, всегда найдет сотню поводов для того, чтобы сорвать свое плохое настроение на ребенке, а ребенок отвечает ему такой же враждебностью. Другие испытывают потребность постоянно подавлять ребенка, и, к сожалению, им это зачастую удается.

В первый год ребенок, чтобы получить то, что ему необходимо, вынужден рассчитывать на понимание, интуицию и доброту окружающих его взрослых людей. Если взрослые проявляют к нему безразличие, то и ребенок может вырасти бесчувственным и безразличным.

Неустанная забота



Маленьким детям особенно необходимо, чтобы те, кто о них заботится, всегда находились рядом. Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок понимает, что его безопасность и комфорт зависят от одного или, в крайнем случае, от немногих людей, которые все время заботятся о нем. Даже в шестимесячном возрасте малыш становится подавленным, перестает улыбаться, теряет аппетит и интерес к окружающему миру, если родитель или заботящийся о нем человек исчезает пусть даже на короткое время. Такие же чувства, хотя и в меньшей мере, возникают, если исчезает человек, помогающий родителям в уходе за ребенком. Дети, у которых по нескольку раз меняются приемные семьи, куда их отдают на воспитание, в значительной степени теряют способность любить и доверять людям, так как каждое новое разочарование для них очень болезненно.

Поэтому очень важно, чтобы родители или те, кто взял на себя заботу о малыше, выполняли эту обязанность постоянно и непрерывно в течение первых 2—3 лет жизни или хотя бы до тех пор, пока ребенок постепенно не привыкнет к замене. Очень важно убедиться, что новый человек, заменивший на этом месте прежнего, намерен остаться с вами надолго. Если за детьми присматривают в яслях, где на одну группу приходится несколько воспитателей, то каждый ребенок должен быть закреплен за одним или двумя из них, чтобы его отношения с воспитателем больше напоминали отношения с родителями.

Эмоциональные потребности после трех лет

Дети знают, что они неопытны и зависимы. Они ожидают от своих родителей руководства, любви и защиты. Они наблюдают за родителями и инстинктивно подражают им. Именно так они развивают в себе качества личности, формируют свой характер, уверенность в себе и способность справляться с трудностями. Уже в детстве, отождествляя себя с родителями, дети учатся быть гражданами, тружениками, супругами и родителями.



Самое большее, что родители могут дать ребенку, — это любовь, которая выражается множеством разных способов. Это и ласковое выражение лица, и спонтанная нежность, и радость от успехов ребенка, и слова утешения, если малыш поранился или испугался, и присматривание за ним, чтобы уберечь его от опасности и помочь стать ответственным человеком, и воспитание его на высоких идеалах.

Дети приобретают уверенность в себе, если родители или воспитатели относятся к ним с уважением. Эта уверенность помогает ребенку быть в ладах с самим собой и со. всеми людьми, с которыми он будет сталкиваться в течение жизни. Уважение со стороны родителей учит ребенка, в свою очередь, с уважением относиться к ним.

Осознание своей мужской или женской роли

В 3 года мальчики и девочки примеряют на себя роли родителей. Мальчик чувствует, что его предназначение — быть мужчиной, поэтому он особенно внимательно наблюдает за отцом, за его интересами, поведением, речью, развлечениями, отношением к работе, жене, детям и к другим мужчинам.

Видео: 07-14. Глава 5. Как любить ребёнка, Физический контакт

Роль отца в жизни девочки на данном этапе не столь очевидна, но на самом деле очень существенна. В своей взрослой жизни ей придется общаться с мужчинами, и, наблюдая за отцом, она получает первые представления о том, каким должен быть мужчина. И тот, кого она впоследствии полюбит и за кого выйдет замуж, будет в той или иной степени отражать черты личности ее отца — решительность или мягкость, сосредоточенность или рассеянность, замкнутость или веселый, добродушный нрав.

Дочь будет во многом подражать матери. То, как мать ощущает себя в роли женщины, жены, матери, работницы, окажет сильное влияние на дочь. Отношения матери с отцом в значительной степени отразятся на будущих отношениях дочери с ее мужем.

Видео: 12-14. Глава 10. Дисциплина. Просьбы, приказы, награды и наказания

Мать — это первая большая любовь для сына. Прямо или косвенно эти отношения будут определять его романтический идеал. Это отразится не только на последующем выборе жены, но и на его отношении к ней.

Лучше, когда родителей двое

Если родителей двое, каждый из них оказывает эмоциональную поддержку своему партнеру. Один из родителей всегда поможет другому избежать неоправданного беспокойства и навязчивых идей в отношении воспитания детей. Когда дети подрастут, у них уже сформируется представление о супружеских отношениях, которым они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.  Если родители разного пола, дети будут знакомы с представителями обоих полов как с практической, так и с психологической стороны. В противном случае потребуются специальные меры, которые помогут детям расширить их знания по этому вопросу.

Это, конечно, не означает, что ребенок не сможет нормально вырасти в неполной семье. Опыт доказывает обратное. Если у ребенка нет отца, то он создает его в своем воображении на основании собственных воспоминаний, рассказов матери и тех привлекательных личностных  качеств, которые он наблюдает в окружающих мужчинах. Этот созданный им мужской образ довольно успешно может заменить ребенку настоящего отца. Точно так же ребенок, живущий без матери, создает ее образ из воспоминаний, семейных историй и из общения с другими женщинами. Однако было бы большой ошибкой необдуманно и поспешно жениться или выходить замуж только для того, чтобы у ребенка было двое родителей.


Похожее