Формирование, воспитание и развитие личности ребенка

Формирование, воспитание и развитие личности ребенка

Развитие ребенка происходит непрерывно.

Это касается как телесного, так и личностного роста. Ни один из этих этапов невозможно пропустить, чтобы это не сказалось впоследствии негативно на ребенке.

Здоровье - это определенная зрелость, свойственная данному возрасту. Если говорить о теле, то мы можем не обращать внимания на какие-то не столь серьезные заболевания. В вопросах же психологии здоровье и зрелость означают практически одно и то же. Иными словами, говоря об эмоциональном развитии человека, если у него нет каких-то явных проблем или нарушений, мы можем утверждать что он здоров.

Если я прав, это означает то, что вся забота матери и отца о ребенке - это не просто удовольствие для них и для ребенка, но также и необходимость, без чего ребенок не сможет стать здоровой и полноценной личностью.

Если говорить о телесным развитии, то здесь допустимы определенные ошибки, пусть даже у ребенка и рахит, хотя что может быть хуже, чем ноги колесом. Но с психологической точки зрения у ребенка, лишенного каких-то простых, но столь необходимых для него вещей, скажем, недостаток эмоциональных контактов, несомненно могут возникнуть в дальнейшем определенные нарушения эмоционального характера, что будет проявляться в личных затруднениях ребёнка по мере его роста. И напротив, вырастая, ребенок переходит с одного этапа на другой в своем непростом внутреннем развитии и, в конце концов, уже может сам устанавливать отношения Тогда родители могут сказать себе, что в этом немалая и их заслуга. Нам всем следует признать то, что зрелость или здоровые как у взрослых, так и детей, - во всем этом чья-то немалая заслуга, что мы имели такой хороший старт. Ведь именно хороший старт - это и есть те самые базовые вещи для развития ребенка. Именно это я и постараюсь вам объяснить.

Человеческое существо не начинает развиваться в пять лет или два года. Это происходит с самого рождения и даже еще до рождения, если хотите. Поэтому каждый ребенок - это личность с самого начала, и мы должны это признать. Ведь никто не знает своего ребенка так хорошо, как его собственная мать.

Видео: Семинар знаменитого психолога Екатерины Блюхтеровой «Воспитание и развитие ребенка от 3 до 5 лет»

Обо всем этом можно говорить очень долго. Поэтому нам нужно с чего-то начать. Может ли психология рассказать нам о том, что значит быть матерью или отцом. Мне кажется, сама постановка вопроса в данном случае будет неверной. Давайте лучше поговорим о том, что матери и отцы делают совершенно естественно и попытаемся объяснить им, почему они так поступают, чтобы они получили еще большее подкрепление.

Итак, давайте рассмотрим один пример.

Возьмем мать и ее маленькую дочь. Что она делает, когда нужно взять девочку на руки? Берет ли она ее за ноги, вытаскивая девочку из коляски? Может ли она держать в одной руке сигарету, а другой - брать ребенка? Нет. Она это делает совершенно иначе. Мне кажется она старается, так или иначе, показать свое отношение и ребенку. Она обхватывает девочку руками, прежде чем взять ее. На самом деле ей нужно заручиться определенной поддержкой ребенка, прежде чем она возьмёт ее. И только потом она сможет переложить девочку с одного места на другое. И уже тогда, прижимая ребенка к груди, разве она не будет воспринимать ее, как личность?

А теперь посмотрим, как ведет себя мать с крошечным сыном? Как она купает его? Делает ли она это механически, включая ему душ? Вовсе нет. Она знает, что время купания - это особенное время для нее и ребенка. И она готова получать удовольствие от этого процесса. Она выполняет все технические моменты: проверяет температуру воды, крепко держит ребенка в воде, чтобы он не выскользнули так далее. Но самое главное для нее, чтобы сам процесс доставлял ребенку удовольствие, и это будет способствовать развитию их отношений, и не только матери с малышом, но и ребенка с матерью.

Почему же она все это делает? Можем ли мы сказать, без лишних сантиментов, что в основе всего этого - ее любовь к собственному ребенку- потому что у нее есть материнские чувства, и она действительно понимает потребности своего ребенка, потому что преданна ему.

Вернемся к моменту, когда мать берет ребенка на руки. Разве мы не можем сказать, что мать делала это поэтапно. А чтобы девочка чувствовала комфортно, когда ее брали на руки, это происходило следующим образом:

Видео: Занимательная психология. Развитие личности. Формирование характера ребенка. Выпуск 1

  1. мать подает ей сигнал;
  2. потом заручается ее поддержкой;
  3. берет ее;
  4. перекладывает с одного места на другое, делая это так, чтобы все ее действия были понятны.


Мать также старается не доставлять ребенку дискомфорта своими холодными руками или же поправлять подушку очень аккуратно.

Мать старается не показывать ребенку свои личные переживания. Иногда ее ребенок все кричит и кричит, и даже когда это становится совершенно невыносимо, она так же бережно берет его на руки, не пытаясь ему как-то отомстить. Она старается не допускать того, чтобы ребенок стал жертвой ее собственной импульсивности. Забота о ребенке, как и врачебная помощь, - так называемая лакмусовая бумажка, по которой мы можем судить о личной благонадежности.

Сегодня, возможно, тот самый день, когда все идет из рук вон плохо. Из прачечной звонят, когда еще не готов полный список, слышится звонок в дверь и кто-то пытается войти через запасной выход. Но мать должна собраться с мыслями, прежде чем брать ребенка на руки. И она делает это, как обычно, очень бережно, чтобы ребенок знал, насколько он важен для нее. Все ее техники обращения с ребенком исключительно личностно-ориентированные- ребенок видит и признает это (здесь важны и рот, и глаза, а также то, как она выглядит, и запах, исходящий от нее). Всякий раз матери приходится как-то справляться с собственным настроением, тревогами, а также проблемами в ее личной жизни. Но все это никоим образом не должно касаться ребенка. И это то, что лежит в основе понимания человеческим существом такой невероятно сложной вещи, как отношения между двумя людьми.

Не можем ли мы теперь сказать, что мать адаптируется к тем вещам, которые ребенок в состоянии понять, очень чутко приспосабливаясь к его нуждам? Это приспособление как раз и является тем, что чрезвычайно важно для эмоционального роста ребенка. Особенно важно научиться матери адаптироваться к потребностям ребенка в самом начале, когда задачи, с которыми ей приходится сталкиваться, еще не настолько сложны.

Итак, я постараюсь сказать несколько слов о том, почему же мать всем этим занимается. А ведь ей приходится делать гораздо больше, чем я могу здесь рассказать. Во-первых, я должен это сделать потому, что есть люди, искренне в это верящие и старающиеся обучить этим вещам мать в первые шесть месяцев. Так вот по их мнению важна только техника, а хорошими техниками - в поликлиниках или дома - может владеть только специально обученный персонал.

Как бы то ни было, если говорить о таких вещах, как обучение уходу за детьми, то конечно же всему этому можно научить и даже прочитать в книгах. Но ведь материнство (когда мать ухаживает за собственным младенцем) - это нечто глубоко личное- то, с чем вряд ли кто-то еще, помимо матери, может справиться столь хорошо. И здесь вряд ли мы можем найти какие-то научные обоснования. Правильно будут поступать те матери, которые настаивают с самого начала на том, что им действительно необходимо. К этому мне остается добавить лишь то, что данное заключение основано вовсе не на тех разговорах, которые ведут между собой матери, так сказать, гадая на кофейной гуще или же на чистой интуиции, а является результатом продолжительного наблюдения за матерями, что позволяет мне делать соответствующие выводы.



Мать занимается всеми этими вещами, понимая, что если она действительно хочет, чтобы у ее ребенка происходило правильное формирование, и он развивался хорошо, то с самого начала именно она, -зачавшая и выносившая ребенка, - должна принимать непосредственное в этом участие.

Видео: Вебинар на тему: "Воспитание детей без наказания"

Это вовсе не значит, что младенец, которому всего несколько недель от роду, знает свою мать так же, как и полугодовалый ребенок или тот, которому исполнился год. В самые первые дни ребенок уже чувствует, как с ним обращается мать- он уже способен различать ее грудь, форму уха, улыбку, тепло, исходящее от нее, а также запахи. Достаточно рано у ребенка формируется рудиментарное представление о некоем единении с матерью в какие-то особые моменты. Однако, наряду с этим, ребенок нуждается в матери, как цельной личности.

Однажды мне довелось услышать следующее утверждение: «Нет такого понятия, как отдельный ребенок». Под этим подразумевалось то, что говоря о ребенке, мы непременно имеем в виду ребёнка и кого-то еще. Ребенок не может существовать отдельно, и это важнейшая часть его отношений с матерью.

Поэтому роль матери столь велика. И если что-то нарушит ту непрерывную связь в их отношениях, нечто обязательно будет утрачено, что потом нельзя будет восстановить. И здесь мы сталкиваемся с явным непониманием истинной роли матери, когда у нее забирают ребенка на несколько недель, и возвращая его обратно ожидается, что все будет так, как прежде.

Итак, я постараюсь объяснить, почему же роль мать столь важна.

Прежде всего я хотел бы подчеркнуть то, что мать необходима ребенку, как живой человек. Ребенок должен чувствовать исходящее от нее тепло и дыхание, он должен это видеть и иметь возможность как-то соприкасаться. Это крайне важно. Ребенок должен иметь телесный контакт с матерью. Если мать не будет присутствовать физически, любые техники окажутся совершенно бесполезными. То же самое и с врачом. Ценность врача общей практики в небольших населенных пунктах заключается, главным образом, в его доступности и готовности ответить на ваши вопросы. Его хорошо знают в лицо, а также номер его машины и какую он носит шляпу. Ведь для того, чтобы стать врачом, требуются годы. На обучение могут уйти все родительские средства. Но важными, в конечном счете, оказываются не только какие-то полученные им знания и навыки, но и то обстоятельство, что люди в этом небольшом населенном пункте знают, что у них есть врач, и они всегда могут обратиться к нему за помощью. Так что его физическое присутствие важно для удовлетворения их эмоциональных потребностей. В случае с матерью, все то же самое, что и с врачом. Только здесь все намного серьезнее.

И здесь также речь идет как о физиологии, так и психологических аспектах. Во время войны мне довелось принимать участие в одной дискуссии, где обсуждалось будущее детей, переживших войну. Там интересовались моим мнением и хотели узнать, какие же наиболее важные вещи, с точки зрения психологии, могли быть сделаны для этих детей в конце войны. Я говорил: «дайте им еды». И тут же мне возражали: «мы не имеем в виду физиологию, мы говорим о психологических аспектах». Но дело в том, что я по-прежнему придерживаюсь того мнения, что еда, которую ребёнок получает в нужный момент, будет соответствовать его психологическим нуждам. Ведь в сущности мы можем видеть и физиологические аспекты проявления любви.

Конечно же если под правильным уходом мы подразумеваем, например, вовремя сделать необходимую вакцинацию ребенку, то это не имеет ничего общего с психологией. Ребенок вряд ли оценит вашу заботу, если только не возникнет неожиданно угроза черной оспы в вашем регионе. Хотя, конечно же, укол который сделал ребенку врач, может оказаться неприятным для него, и ребёнок заплачет. Но если под физической заботой подразумевать правильную еду соответствующей температуры и в нужное время (я имею в виду правильную, с точки зрения ребенка), тогда это же можно считать и психологической заботой тоже. Это правило кажется мне достаточно полезным. Забота, которую может оценить ребенок, - это реализовать его психологические и эмоциональные потребности, вне зависимости от того, насколько мы видим в этом лишь физиологические потребности.

Вообще то, насколько мать чувствует в себе жизненные силы и готова вкладываться физически, и есть те самые основы (психологические и эмоциональные) для раннего эмоционального развития ребенка.

Во-вторых, мать должна ввести младенца в этот мир. Благодаря конкретному человеку или нескольким людям, заботящимся о ребенке, ребенок узнает внешнюю реальность и окружающий его мир. Ребенок будет решать этот непростой для него вопрос всю свою жизнь, но сейчас ему требуется определенная помощь, и особенно она необходима в самом начале. Я постараюсь как-то донести до вас то, что я имею в виду, так как многие матери даже никогда не задумывались об этом в вопросах кормления ребенка, если же говорить о врачах и медсестрах, то они также редко принимают во внимание именно этот аспект кормления. Вот что я имею в виду.

Итак, представим себе ребенка, которого давно не кормили. Голод нарастает, и ребенок уже вообще не в состоянии больше ни о чем думать. Имея в этом необходимость, ребенок готов к формированию некоего источника удовольствия, но ранее у него еще не было такого опыта, когда бы он мог видеть, чего можно ожидать. И если в этот момент, - когда ребёнок действительно чего-то ожидает, - мать даст ему грудь, и он сможет как следует ее почувствовать и потрогать руками и, возможно, даже услышать запах, тогда ребенок «создаст» из этого как раз то, что нужно. В результате у ребенка возникает иллюзия, что эта реальная грудь как раз то, что и появилось тогда, когда это было ему так необходимо, в чем и выражались его первые импульсы примитивной любви. Визуальный ряд, вкус и запах - все это где-то фиксируется у него, и уже через какое-то время ребенок сможет представить себе нечто, наподобие самой груди, которую ему дает мать. Задолго до того, как его отучат от груди, тысячу раз ребенок сможет получать именно такие указания в отношении внешней реальности от этой женщины, его собственной матери. Тысячи раз у него возникало такое чувство, что он получал именно то, что необходимо и в самый нужный момент. Поэтому у ребенка сформировалось представление о том, что в мире есть то, что он хочет и что ему необходимо. И он начинает верить в то, что существует непрерывная связь между реальностью внутренней и внешней, между его способностью к созиданию, которой он обладает с самого рождения, и миром в целом, и вообще той вселенной, в которой мы живем.

Именно поэтому успешное кормление ребенка является столь важной частью своеобразного образовательного процесса ребенка. Точно так же, - но я не буду здесь развивать эту тему, - ребенок должен понимать то, что мать делает с экскрементами. Ребенку необходимо, чтобы и мать, участвуя во всех этих процессах, принимала эти отношения - те отношения, которые еще только формируются, пока ребенок не способен сам делать какие-то сознательные усилия и не может (возможно, в три, четыре или шесть месяцев) представлять этого матери из чувства вины. Иными словами, он должен как-то компенсировать эти свои голодные атаки.

Ко всему вышесказанному мне бы хотелось добавить еще один пункт (когда мать действительно необходима): именно мать, а не сотни прекрасных нянь. Я имею в виду то, что способна сделать только мать: крушение иллюзий ребенка. Ведь только мать является тем человеком, благодаря которому у ребенка формируется иллюзия, что мир может быть создан в воображении (вряд ли это конечно возможно, и все же мы оставим эту тему философам), и у ребенка складывается определенное представление о вещах и людях, что должно быть некой здоровой основой для его дальнейшего развития. Потом именно матери придется пройти с ребенком через через весь этот путь крушения иллюзий, что является более широким аспектом отлучения от груди. Самое правильное, что может быть сделано в этой связи, - это желание взрослых предъявлять к реальности такие требования, чтобы ребенок мог ее выносить, пока он не пройдет до конца весь этот путь крушения иллюзий, и пока у него не разовьются необходимые творческие способности и не появятся какие-то зрелые навыки, чтобы он мог стать полноценным членом этого общества.

«Тени в тюрьме» - кажется так поэт описывал когда-то то, как происходит развенчание иллюзий и насколько этот процесс в действительности болезненный. Постепенно мать дает понять своему ребенку следующее: несмотря на то, что мир может дать ему желаемое и необходимое, из чего он потом может созидать, это не будет происходить автоматически.

Вы, наверное, смогли заметить, как я постепенно переходил от необходимости к стремлению или желанию? Это означает то, что у ребенка идет рост, а внешняя реальность принимается им с последующим ослаблением инстинктивного императива.

На какое-то время мать уже может оставлять ребенка. В конце концов, и он сам уже перестает быть столь зависимым от нее, что было на более ранних этапах, когда окружение должно было приспосабливаться к нему. И он уже может принимать существующие одновременно две разные точки зрения - матери и ребенка. Но мать не может лишить ребенка самой себя (отлучение от груди, развенчание иллюзий), если с самого начала она не представляла для него весь мир.

Я вовсе не хочу сказать, что в случае каких-то неудач с грудью на начальном этапе, для ребенка это будет крушением всей его жизни. Конечно же, физически ребенок будет расти и развиваться и на искусственном вскармливании, а мать, у которой молоко в груди постепенно перегорит, будет делать все то, что необходимо, уже с бутылочкой. И всё же мне бы хотелось еще раз подчеркнуть то, что в основе эмоционального развития ребенка с самого начала лежат отношения с одним человеком, которым в идеале должна быть мать. Кто еще, как не она, сможет почувствовать все то, что необходимо ее ребёнку, и предоставить ему это.


Похожее