Суррогатное материнство: плюсы и минусы. Суррогатное материнство: за или против?

Мы живем в стране одной из самых «удобных» для реализации программы суррогатного материнства. Украина была первой в СНГ страной, где женщина выносила чужого ребенка. И сейчас все больше бездетных пар ищут помощи именно в нашей стране.
Суррогатное материнство: плюсы и минусы. Суррогатное материнство: за или против?

Немного истории... Самый давний случай суррогатного материнства описан еще в Ветхом Завете. В древнем Египте, Греции, Месопотамии часто прибегали к помощи служанок, наложниц или пленниц для вынашивания наследников известных родов. Несмотря на то, что за последние 30 лет медицина достигла огромных успехов в области экстракорпорального оплодотворения, с юридической и этической точки зрения к единому мнению еще не пришли. В некоторых странах суррогатное материнство оказалось под запретом (как например, в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Франции, некоторых штатах Америки). В других вопрос этот никак не регулируется законами (в Бельгии, Греции, Ирландии, Финляндии). В Украине наработана обширная законодательная база, которая регулирует все вопросы. Первый украинский ребенок, рожденный с помощью «временной мамы», появился на свет в Харькове в 1995 году. Тогда женщина выносила малыша для своей дочери, с врожденным отсутствием матки. Сегодня же она не смогла бы стать одновременно мамой и бабушкой, потому что требования к возрасту стали жестче. Суррогатной мамой может стать женщина: в возрасте от 18 до 35 лет- имеющая своего здорового ребенка- с хорошими медицинскими показателями- психически здоровая, без криминального прошлого. Как найти идеальную «временную маму», которой можно доверить самое важное – выносить и родить малыша?

Видео: Суррогатное материнство - Грех или Благо? С Борисом Лордкипанидзе

С таким деликатным вопросом сталкивается каждая супружеская пара, решившаяся обратится к помощи суррогатной матери.

1. Первый способ – предложить родственнице или близкой подруге. У такого выбора много плюсов: на родного человека можно положиться и не опасаться непредвиденных поступков с его стороны. Минус же в том, что неизвестно, как сложатся отношения в будущем, ведь близкие семье люди будут общаться с ребенком постоянно.

2. Второй способ – искать суррогатное материнство объявления в интернете. Хотя можно довольно быстро найти заинтересованных кандидаток, нет никакой гарантии не стать жертвами мошенничества. Под предлогом компенсации денег на билет (если женщина из другого города), на непредвиденные расходы, вымышленные анализы и консультации можно перечислять деньги бесконечно и в результате остаться у разбитого корыта. 3. Третий способ – доверить поиск суррогатной мамы специальному агентству. Плюс такого выбора – в хорошо проверенной базе потенциальных мамочек, юридическом сопровождении, контроле за выполнением женщиной своих обязательств. Минус в том, что услуги такого агентства обойдутся довольно дорого (ориентировочно 2.500-20000у.е.)

Специалисты подсчитали, что благодаря суррогатным матерям на свет появилось 1.5 тыс. детей. Цифра впечатляет! Значит, счастливых родителей стало примерно вдвое больше. Такой альтернативный метод помогает осуществить мечту стать мамой, несмотря на любые диагнозы и безуспешные попытки справиться с бесплодием. Хотя с этической стороны не все так просто, как кажется. До сих пор церковь относится к суррогатному материнству неодобрительно, ссылаясь на то, что так подрывается само понятие семьи. Некоторые осуждают этот метод из-за желания заработать на ребенке. На самом деле, труд суррогатной матери никак не назовешь легким. Ей нужно быть готовой примерно на год посвятить себя помощи бездетной семье. Значит, на это время нужно отказаться от привычного образа жизни и сделать все, чтобы малыш родился здоровым. Женщина не должна ни минуты сомневаться: после родов ей придется отдать ребенка. Конечно, свыкнуться с такой мыслью непросто, даже если знаешь, что вынашиваешь ребенка, зачатого в пробирке от половых клеток других людей.

Суррогатное материнство: за или против?

Суррогатное материнство - настоящее спасение для многих семей. Но! Как ни удивительно, отсутствие детей в семье - очень интересный и мощный признак. В одних случаях это может быть вызвано биологической несовместимостью пары, в других - психологическими барьерами или даже историей рода. Например, изучая истории женщин с проблемами репродуктивной системы, часто слышу рассказы об абортах старших поколений, брошенных детях, матерях-одиночках и прочих семейных проблемах. То же самое касается и мужчин. Информация обо всех событиях рода записывается и передается генетически потомкам. А их задача- развязать "кармческие узлы" рода, очистить его от грехов прошлого.
Бывают ситуации, когда паре нужно вдвоем пройти через какие-то испытания, выявить терпение и настойчивость - и лишь потом рождаются дети. Например, после усыновления ребенка многие бездетные пары неожиданно обнаруживают беременность. Что это? Разве не промыслы Высших Сил?
В гармоничной семье такой вопрос обычно не возникает или, во всяком случае, не звучит угрозой для брака.
Как же быть, если хочется именно своего родного ребенка, но медицина разводит руками?

Подбирайте суррогатную мать (или попросите, чтобы медперсонал выполнил ваши пожелания), схожую по характеру с собой. Ведь, пребывая в утробе, малыш запоминает свои ощущения и знакомится с миром через маму. Это убережет его после рождения от диссонанса ("нестыковки") уже полученного опыта общения и появления "новой" мамы.

Видео: Наше время: «Цена суррогатного материнства»

Очень спорный вопрос: стоит ли родителям быть знакомым с суррогатной мамой. Медицинские учреждения хранят конфиденциальность, а адвокаты предостерегают от подобных шагов с целью уберечь семью и ребенка в будущем от судовых разбирательств и психологических травм.
Как на мой взгляд, если все поставить психологически грамотно, если ребенка любят и ценят в семье - он будет счастлив. Самое важное - это психологическая подготовка родителей. Ведь, будучи беременной, женщина привыкает к материнству, может прочувствовать его изнутри, да и гормональный фон помогает.
Готовность, надежда и взаимоподдержка - надежные помощники в этом.

Сказать, что суррогатное материнство - это что-то принципиально новое, сложно.
В биологии есть масса интересных примеров. Зайцы, убегая в поисках еды, оставляют своих детей в норах. Если рядом пробегает какая-нибудь зайчиха и учует запах зайчат, она обязательно покормит их и побежит дальше.



Всегда были "молочные мамы", которые кормили детей, если у матери не было своего молока.
А если после родов мать чувствовала себя плохо и необходима была медицинская помощь, то заботу о ребенке брали на себя бабушки, тетки, сестры.
Да и сколько есть усыновленных детей, которые прекрасно чувствуют себя в казалось бы чужих семьях.
Нам есть чему поучиться у природы. Не бывает детей "чужих" и "своих", есть дети человечества.

Еще одна сторона - это сама суррогатная мать. Ощущения суррогатной матери смешанные: ведь природа подсказывает ей, что это ее ребенок, а общество - что чужой. Поэтому обязательно, чтобы она имела своих родных детей.

Во первых, это опыт, а во вторых, так будет проще пережить разлуку с малышом, ведь ей будет кому дать материнскую заботу и любовь. Ни в коем случае нельзя отдавать своего первого рожденного ребенка, иначе будет сильное чувство вины. Поэтому суррогатная мать должна иметь свою семью и 1-2 детей. Если это первый опыт суррогатного материнства, то важна психологическая подготовка женщины, формирование эмоциональной стойкости, избавления от чувства вины или ощущения использованности.
Конечно, во время беременности подобные вещи не проводятся, лучше вести подготовку заблаговременно.
Очень важно уважительное и бережное отношение к женщине. Ей нужно объяснять, что она играет очень значимую роль в жизни семей и общества в целом.
К тому же, необходима поддержка после разлуки с малышом, которую может осуществлять медперсонал, психолог, семья (муж, близкие родственники).

Суррогатное маткринство - преимущества и недостатки

Суррогатное материнство — явление довольно новое и неоднозначное. Причем это касается не только России. О так называемых новых репродуктивных технологиях (НРТ) в общем и о суррогатном материнстве в частности спорят, пишут, благословляют, осуждают… Одни называют это явление «биологической проституцией», «фашизмом», «спекуляцией на материнстве». Другие — «последним шансом», «актом любви и человечности».
Вообще новые репродуктивные технологии — это уравнение с несколькими неизвестными. С одной стороны, НРТ позволяют преодолеть недуг бесплодия, и пренебрегать ими было бы абсурдно. С другой, развитие современных биомедицинских технологий идет такими семимильными шагами, что мы не успеваем осмыслить, к каким духовно-нравственным и социальным последствиям может привести их распространение. Потому на сегодня суррогатное материнство, как и НРТ в целом, — это клубок проблем: правовых, религиозных, морально-этических… Гордиев узел, который каждый рубит по своему усмотрению и, как правило, сплеча.

Вопрос первый. Медицинский
Программу суррогатного материнства предлагают практически все московские специализированные клиники. Цены разные — от пятидесяти до семидесяти пяти тысяч рублей. Если к этому прибавить вознаграждение суррогатной матери (в среднем это от десяти до тридцати тысяч долларов), а также всевозможные накладные расходы в период беременности (жилье, питание, анализы), получается и вовсе кругленькая сумма. Однако речь идет о рождении ребенка — такого желанного, такого долгожданного… Так что ценовой вопрос автоматически переходит в разряд относительных.
Из списка клиник выбираю одну — наугад. Договариваюсь о встрече с доктором, еду. Клиника «Мать и дитя». Вхожу в холл, оглядываюсь — уютно, чистенько, ничего похожего на совковые женские консультации с вечными очередями и издерганными врачами. На мягком диванчике несколько женщин, пришедших на прием. В основном молодые, кто-то с мужьями, вполне благополучные. Вглядываюсь в лица: сколько их — внешне успешных и тем не менее несчастных, не имеющих возможности реализовать себя как женщина, как мать? Какие они? На мой вопрос отвечает Дилором Пулатовна КАМИЛОВА, кандидат медицинских наук, опытный акушер-гинеколог.
— Бесплодие — это такой диагноз, который не зависит от степени успешности или положения в обществе. Сейчас в России более семнадцати процентов бесплодных людей. Это очень много. По оценке ВОЗ, уже двенадцать процентов считается критической отметкой. И самое страшное, что число бесплодных женщин продолжает расти. Для многих программа суррогатного материнства — это единственный шанс иметь своего ребенка.
Чисто с медицинской точки зрения, методика экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с последующим переносом эмбриона в полость матки (ПЭ) отработана. Процедура доказала свою эффективность при бесплодии — как женском, так и мужском. Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона. В том случае, когда женщина не может выносить ребенка сама, эмбрион «подсаживают» так называемой биологической, или суррогатной, матери. Схема проста и реально вполне осуществима. Статус женщин, которые могут быть суррогатными матерями, определен законодательно. В нашей стране это женщина до 35 лет, уже имеющая своего здорового ребенка, физически, гинекологически и психически абсолютно здоровая — все это строго проверяется. Но за видимой «простотой» самой методики скрывается очень много подводных камней.

Вопрос второй. Психологический
Беседую с психологом Галиной ГОРБАТЕНКО, доцентом кафедры РГСУ. Имеет ли такое явление, как суррогатное материнство, право на существование? С психологической точки зрения. Тот факт, что маленький человечек, находясь в материнской утробе, уже чувствует, как к нему относятся, любят ли его, ждут ли, уже не вызывает сомнений.
— В случае суррогатного материнства ребенок не получает того, что имеет принципиальную важность, — он не чувствует себя желанным, находясь в утробе своей биологической матери. А если женщина очень сильно включается в этот процесс, то потом ей трудно отказаться от ребенка, которого она выносила.
Итак, любовь оборачивается стрессом для суррогатной мамы, нелюбовь — серьезными психологическими проблемами для ребенка. Если на ту же чашу весов положить — разумеется, условно — чувства, переживания, страхи генетических родителей, их возможную неготовность в реальности ощутить себя мамами и папами, додать ребенку то тепло, которым в утробе биологической матери он был обделен… Что перевесит? Желание продолжения рода? Надежды бесплодной женщины стать матерью? По мне, так взвешивать подобные «за» и «против» это что-то вроде божественной миссии.

Вопрос третий. Религиозный
В Основах социальной концепции Православной церкви говорится: «Суррогатное материнство, т.е. вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».
Православная церковь признает суррогатное материнство противоестественным и аморальным. Фактически такой же точки зрения придерживаются католичество и ислам. В этом вопросе религиозные конфессии единодушны, непримиримы и категоричны.

При выборе клиники нужно обратить внимание на:

Конкретный перечень предоставляемых услуг. В противном случае лучше избегать таких медицинских центров.

Возможность предоставить Вам сурмаму немедленно. Если такой возможности у клиники нет, то это значит, что суррогатных мам у них нет, и при внесении Вами предоплаты работники организации начнут искать абсолютно любую женщину готовую на это, лишь бы не сорвался заказ.

Распределение затрат на возможные и обязательные, с уточнением какие именно процедуры входят в стоимость и за какие придется доплатить.

Наличие всех надлежащих сертификатов и желательно примеры прошлых удачных обращений в этой услуге.



Конечно, можно долго спорить о том, плохо это или хорошо. Но стоит посмотреть на счастливую пару, которая после многих лет попыток зачатия, многочасовых приемов у врачей, лечения в разных клиниках, бессонных ночей, слез, потерянных нервов, наконец, забирает из роддома своего маленького любимого и столь долгожданного ребеночка, пусть выношенного и рожденного другой женщиной, и все сомнения в этом вопросе отпадут!

Суррогатное материнство: проблемы правового регулирования и правоприменение

Видео: Суррогатное материнство. Четверикова Ольга Николаевна

Причиной сложившейся ситуации послужило несовершенство российского законодательства в области правового регулирования вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ВРТ).

Давно назрела необходимость внести изменения в действующее законодательство, с тем чтобы уничтожить правовые барьеры, стоящие на пути людей с ограниченными репродуктивными возможностями, желающих стать родителями. Определенные достижения на этом пути уже имеются. Внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” прошел первое чтение и готовится ко второму. Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал, чтобы новый закон был принят до конца 2011 г. Вместе с тем президент отметил, что законопроект разрабатывается для людей и требует рассудительного подхода, “является крайне чувствительным для всех людей, поэтому решения, которые будут приняты, должны быть взвешенными и эффективными”. (2)

В настоящее время, когда в клиники репродукции для продолжения рода вынуждены обращаться все больше и больше людей, жизненно-важна защита интересов пациентов, собирающихся стать родителями, правовое регулирование вспомогательных репродуктивных технологий, включая суррогатное материнство – кардинальное средство преодоления бесплодия.

К сожалению, новые нормы, которые должны регулировать применение ВРТ в нашей стране, весьма туманны. Правовому регулированию ВРТ посвящена лишь сравнительно небольшая статья 55. Следует отметить, что суррогатное материнство особо упомянуто в качестве одной из методик ВРТ. Но само определение вспомогательных репродуктивных технологий как “методов лечения бесплодия”, данное в п. 1 этой статьи, не вполне корректно. Как известно, под бесплодием в медицине понимается неспособность лица детородного возраста к воспроизводству потомства. Но абсолютная неспособность к воспроизводству встречается достаточно редко. В большинстве случаев люди фертильны и могут иметь собственного, родного по крови ребенка, обратившись в клинику репродукции. К услугам репродуктологов могут обращаться и люди, испытывающие проблемы с деторождением по социальным причинам, например, из-за отсутствия партнера (социальное бесплодие). Поэтому было бы разумнее использовать более емкую формулировку и определить ВРТ как “методы искусственного содействия деторождению”.

Пункт 8, целиком посвященный суррогатному материнству, определяет суррогатную мать как женщину,“которая будет вынашивать и рожать ребенка с тем условием или договором, что родителями рожденного ребенка будет один или оба человека, чьи половые клетки использовались для оплодотворения”. Вместе с тем не установлена обязанность суррогатной матери передать ребенка по его рождении родителям – заказчикам суррогатной программы (единственному родителю), равно как и обязанность родителей-заказчиков принять этого ребенка.

Видео: Суррогатное материнство

Суррогатная мать по-прежнему может прервать беременность по своему усмотрению и имеет возможность шантажировать родителей, угрожая сделать аборт. В результате страдают интересы сторон, участвующих в программе и, прежде всего, интересы ребенка, который должен появиться на свет. В законопроекте наконец появилась норма (п. 7 ст. 55), однозначно устанавливающая, что наличие брака не является обязательным условием для участия в программе суррогатного материнства. Правда, это и раньше следовало из уже существующих правовых норм, в частности из ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы). Россия – одна из немногих стран, где закон защищает право женщин на материнство вне зависимости от супружеского статуса, физических характеристик, потребности в донорских гаметах, а также наличия или отсутствия партнера. В ст. 35 Основ говорится: “Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона”.

Таким образом, при реализации репродуктивных программ супружеский статус в России уже сейчас не имеет значения. Женщина, реализуя репродуктивную программу в соответствии с вышеуказанной нормой прямого действия, может выступить в роли единственного пациента, решив вопрос с отцовством позднее по собственному усмотрению.

Законопроект вносит норму прямого действия и устанавливает, что “мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия”.

Эта формулировка весьма далека от совершенства. В одной норме смешаны совершенно разные вопросы –необходимость получения добровольного информированного согласия от всех участников репродуктивной программы (будущих родителей, доноров, суррогатной матери) и возможность применения ВРТ в зависимости от супружеского статуса и пола пациента.

В предлагаемой редакции данного пункта законопроекта в перечне лиц, имеющих право воспользоваться ВРТ, упоминаются супружеские пары, пары, не состоящие в браке, а также одинокие женщины – т. е. все категории населения, кроме одиноких мужчин. Выходит, одиноким мужчинам, желающим стать родителями, доступ в клиники репродукции закрыт? Разумеется, это абсурд, так как подобный запрет противоречил бы Конституции и целому ряду международных конвенций, ратифицированных Россией и прямо запрещающих какую-либо дискриминацию, в том числе и по гендерному признаку.

Большинство женщин может выносить и родить ребенка самостоятельно, без помощи мужчин, в крайнем случае, воспользовавшись услугами суррогатной матери. Одинокий же мужчина имеет возможность реализовать свое право на отцовство лишь при помощи гестационной суррогатной матери и донора ооцитов.


Похожее