Общие вопросы алкогольной политики. Возраст легального приобретения алкогольных напитков

Возраст легального приобретения алкогольных напитков

Возраст легального приобретения алкогольных напитков ограничен законом во многих странах.

Анализ практики в США и Канаде привел к заключению, что понижение возрастного предела увеличивает число связанных с алкоголем дорожных аварий, а повышение - сокращает их.

Повышение возрастного предела приводило к заметному сокращению общего потребления алкоголя среди возрастной группы, подпадающей под действие закона.

Однако в большинстве стран, где действуют юридические ограничения возраста на приобретение алкогольных напитков, реально они плохо соблюдаются. Конкретная величина данного возрастного порога различается постранам довольно значительно: от 16 (Австрия, Испания, Италия, Швейцария) до 18 лет (Великобритания, Франция, Германия, Финляндия, Швеция и др.) и 21 года (США).

Связь между величиной этого порога и уровнем злоупотребления алкоголем среди несовершеннолетних далеко неоднозначна. Так, межнациональное исследование потребления алкоголя среди учащихся, проведенное в 1997-1998 гг., выявило, что в Швеции, где возрастной ценз на приобретение алкоголя составляет 18 лет, к тому же при общих значительных ограничениях доступности алкоголя, 40% опрошенных мальчиков к возрасту 15 лет уже не менее двух раз напивались до состояния опьянения.

В то же время в Швейцарии с возрастным цензом 16 лет и при значительно более слабых ограничениях доступности алкоголя доля таковых среди 15-летних составила лишь 25%.

Меры, предупреждающие вождение транспорта в нетрезвом состоянии, относятся к категории немногих мер, эффективность которых является существенной и бесспорной. Во всех западноевропейских странах и большинстве центрально- и восточно-европейских государств применение этих мер реализуется с помощью контроля над содержанием алкоголя в крови водителей.

Допустимая концентрация алкоголя в крови колеблется по странам довольно значительно: от 100 мг/100 мл в Ирландии, 80 мг/100мл в Австрии, Великобритании, Германии, Франции и др. до 20 мг/100 мл в Польше и Швеции и нулевой концентрации в Болгарии, Румынии, России и др. странах СНГ.

Считается, что при достаточно активном противодействии правоохранительных органов вождению в нетрезвом состоянии не только должна повыситься безопасность движения, но, с учетом растущей массовости автомобильного транспорта, может проявиться также влияние на общий уровень злоупотребления алкоголем, прежде всего среди молодой популяции.

Эффективность мер ограничения доступности алкоголя вызывает неоднозначную или спорную оценку. Традиционно здесь выделяют такие меры, как ограничение времени (часов и дней) розничной продажи алкогольных напитков, а также налогообложение, влияющее на повышение цен на них.



Сегодня принято считать, что ограничение доступности алкоголя должно проводиться в разумных пределах, чтобы не вступить в резкий конфликт со спросом населения на алкоголь, подталкивающий к поиску замещения его дефицита (с помощью суррогатов, нелегального изготовления алкоголя и т.д.).

Опыт применения в ряде стран значительных ограничений в доступности алкоголя показал, что без достаточной поддержки со стороны населения такая политика не может проводиться длительное время, хотя на первых порах она может дать некоторые положительные результаты.

Сокращение часов розничной продажи алкогольных напитков

Сокращение часов розничной продажи алкогольных напитков декретировано во многих странах. Например, в скандинавских государствах не разрешена их продажа на вынос по выходным дням. Иногда ограничение распространяют только на крепкие напитки.

Большинство авторов, исследовавших влияние изменения часов продажи или дней работы торговых точек на уровень потребления алкоголя, пришли к выводу, что расширение времени продажи приводит к повышению потребления, а сокращение - к снижению.



Однако в некоторых исследованиях было показано (Норвегия, Швеция, Финляндия), что закрытие по субботам магазинов, торгующих ликероводочной продукцией, мало влияет на общий уровень потребления алкоголя, поскольку потребители быстро приспосабливаются к ограничениям, запасаясь алкогольными напитками в другие дни. При этом по субботам все же отмечалось снижение частоты правонарушений, связанных с алкоголем.

Меры, направленные на снижение вреда при употреблении алкогольных напитков, представляют собой относительно новый подход к алкогольной политике, который активно обсуждается в последнее десятилетие в европейских странах, и рекомендуется в соответствующих программах ВОЗ для использования и развития.

Пока существует ограниченное число таких мер, испытанных на практике, в том числе: обучение персонала питейных заведений навыкам обслуживания, снижающего риск негативных последствий у пьющих- повышение ответственности персонала за эти последствия- организация доставки транспорта пьющих и их самих до места жительства- обучение потребителей спиртного, в том числе через образовательные программы, навыкам самоконтроля над количеством принятого алкоголя или менее опасного потребления алкоголя и др.

Этот подход можно рассматривать в рамках дискутируемой в последнее время темы "разумного" или "ответственного" употребления алкоголя.

Появились исследования по оценке эффективности такого подхода. В одном из них было показано, что после того, как в штате Орегон (США) было проведено соответствующее обязательное обучение не менее 50% персонала всех питейных заведений, произошло статистически значимое сокращение количества дорожных аварий за счет снижения концентрации алкоголя в крови клиентов, покидающих питейное заведение.

Все чаще высказывается мнение, что запрещение рекламы алкогольных напитков фактически не влияет на уровень их потребления населением. При этом исходят из того, что наличие рекламы стимулирует не столько решение выпить, сколько выбор предпочитаемой марки напитка.

Опыт ряда стран, в том числе России, показывает, что санитарное просвещение через средства массовой информации слабо влияет на уровень потребления алкоголя и его последствий.

Вместе с тем, применение целого ряда мер важно независимо от доказанности степени их влияния на общий уровень потребления алкоголя населением. К ним относятся, прежде всего, меры по защите здоровья и безопасности граждан от возможного вреда, связанного с алкоголем. Речь идет как о медицинских, так и всевозможных правоохранительных мерах, обеспечении техники безопасности на производстве и др.

Для сравнения степени разработанности и жесткости алкогольной политики в разных странах была предложена оценочная шкала, по которой баллами оценивается наличие или отсутствие определенной меры государственного контроля над алкоголем и подсчитывается общая сумма баллов. Усовершенствованный вариант этой шкалы был применен в европейских странах для их сравнения в динамике с 1950 по 2000 год.

В эту шкалу входят меры по контролю за производством и продажей алкогольных напитков, наличие возрастного ценза потребления, ограничений по рекламе и меры по предупреждению вождения в нетрезвом состоянии. Оценивается также наличие государственной программы по профилактике алкогольных проблем и наличие соответствующих специальных служб. Максимальная оценка - 20 баллов.

Результаты оценки применения данной шкалы для разных стран показали, что самый строгий контроль над алкоголем существовал на протяжении всего указанного периода в Норвегии, Швеции и Финляндии. Еще в 1950 г. суммарный оценочный балл в этих странах составлял 17-17,5, в то время как в остальных странах он не превышал 9- причем в Португалии и Франции он был равен 1, а в Испании - 0.

К 2000 году все "отсталые" в отношении развитости алкогольной политики страны значительно подняли свой суммарный балл, а в скандинавских странах, напротив, проявилась тенденция к его снижению. В результате, например, Франция (11,5 баллов), Италия (13) и Великобритания (14) сблизились с Финляндией (14,5 баллов), а среднеевропейский балл стал равен 11,4. За последние 10 лет он не изменился.

В.Е.Пелипас, Л.Д.Мирошниченко, М.Г.Цетлин
Похожее