Наследственность при алкоголизме

Видео: 35.4. Алкоголь и потомство. Наследственность алкоголизма. Алкоголь и дети

Мы подобны дням, а наши родители — дням ушедшим.
Сэмюэл Батлер


Алкоголизм — семейная болезнь.

Это известно издавна.

Плутарх говорил, что «пьяницы рождают пьяниц».

Аристотель утверждал, что «безрассудные и пьяные женщины рожают безрассудных и пьяных детей». Медицинская и религиозная литература XX в. заполнена упоминаниями о наследственной природе алкоголизма.

Священники клеймят «грехи отцов» за передачу пьянства из поколения в поколение. Врачи приписывают наследуемость пьянства пагубному воздействию алкоголя, содержащегося в теле родителей в момент зачатия, на сперму или яйцеклетку — «пьяное зачатие», так это называли.

В XX в. многие исследования зафиксировали семейную природу алкоголизма. Примерно 25% сыновей и от 5 до 10% дочерей алкоголиков тоже приобретают эту пагубную привычку. Распространенность алкоголизма среди населения характеризуется следующими цифрами: 5% среди мужчин и 1% среди женщин. Наличие в семье алкоголика повышает вероятность появления еще одного в четыре или пять раз.

Но не все наследуемое в семье имеет генетическую природу. Знание родного языка передается из поколения в поколение, но оно не наследуемо. В том, что передается в семье, часто бывает трудно отделить природное от усваиваемого: нас зачинают и воспитывают одни и те же люди.

Чтобы различить влияние наследственности и окружения, можно сравнить развитие однояйцовых и разнояйцовых близнецов. Наследуемые свойства будут одинаковыми у однояйцовых близнецов, поскольку они обладают идентичным набором генов, и совершенно различными у разнояйцовых, гены которых близки не более, чем у любых других братьев и сестер.

Иными словами, если форма носа наследуется, то у однояйцовых близнецов будут одинаковые носы, а у разнояйцовых они могут быть разными. Если алкоголизм имеет генетическую природу, им чаще будут одновременно страдать однояйцовые близнецы, чем разнояйцовые. А так ли это?



Было проведено около десяти работ по изучению алкоголизма у однояйцовых и разнояйцовых близнецов. Выяснилось, что у первых отношение к спиртному совпадает чаще, чем у вторых, что говорит о генетической природе этого отношения. Но одной генетики здесь оказалось недостаточно.

В некоторых парах однояйцовых близнецов один становился алкоголиком, а другой нет. Если бы алкоголизм имел чисто наследственную природу, такого бы не наблюдалось: однояйцовые близнецы всегда имели бы одинаковое отношение к спиртному.

Этого, разумеется, никто и не ожидал. Нет оснований сомневаться в значении таких внешних факторов, как культурные установки и доступность спиртного. Очень немного таких наследуемых болезней, которые бы всегда поражали обоих однояйцовых близнецов.

Другим способом изучения генетической компоненты семейных отклонений от нормы является изучение приемных детей, воспитываемых в генетически чуждых им семьях.



Автор и его коллеги из Америки и Дании провели первое широкомасштабное изучение алкоголизма у приемышей. Работа была проведена в Дании, где легко получить данные об усыновлениях.

Прежде всего мы изучили группу молодых датских мужчин, биологические родители которых были госпитализированы с диагнозом «алкоголизм» и с которыми они не имели контактов, потому что рано попали в другие семьи, где и воспитывались. Мы обнаружили, что 18% этих мужчин стали алкоголиками в раннем возрасте (до 30 лет).

Уровень алкоголизма в этой группе оказался вчетверо выше, чем в контрольной группе усыновленных того же пола и возраста, биологические родители которых не являлись алкоголиками. Если не считать алкоголизма, другие психические отклонения усыновленных сыновей алкоголиков были примерно столь же частыми, как у усыновленных отпрысков неалкоголиков.

Они не проявили тенденции к превращению в злостных пьяниц, не являющихся алкоголиками. В этой работе только истинный алкоголизм был отличием усыновленных сыновей алкоголиков от усыновленных сыновей неалкоголиков. Порождаемые спиртным проблемы у людей, не ставших алкоголиками, по наследству не передавались.

Мы также изучили сыновей алкоголиков, воспитанных своими много пьющими родителями. Уровень алкоголизма у них оказался точно таким же, как у сыновей алкоголиков, которых в раннем возрасте усыновили непьющие семьи.

Кроме того, мы изучили дочерей алкоголиков, воспитанных как своими биологическими, так и приемными (непьющими) родителями. В обеих группах дочерей уровень алкоголизма оказался существенно выше, чем среди населения в целом.

Правда, у группы удочеренных женщин, родители которых не были алкоголиками, уровень алкоголизма оказался высок, так что можно предположить, что само удочерение каким-то образом стимулирует развитие алкоголизма у женщин. Как и в группе усыновленных, удочеренные отпрыски алкоголиков к 35 годам дали высокий уровень алкоголизма, но никаких других патологических склонностей к иным психическим отклонениям.

Затем были проведены еще две работы по изучению приемных детей, одна в Швеции, а другая в Айове. Первоначально в обеих работах были получены те же результаты, что и при изучении датской группы приемышей: повышенная склонность к алкоголизму у усыновленных детей алкоголиков и отсутствие выраженной склонности к другим психическим отклонениям.

Позднее анализ шведских данных и расширение работ в Айове выявили внешние факторы, влиявшие на склонность приемышей к алкоголизму (прежде всего пьянство приемных родителей) и склонность усыновленных, ставших алкоголиками, к развитию антисоциального поведения.

Три проведенные работы были различны в методологическом плане (в одном случае это было только изучение документов), но все три подтвердили гипотезу о значимости генетических факторов в развитии алкоголизма.

На основании этих работ была развита концепция семейного алкоголизма, который следующим образом отличается от несемейного:

1. Алкоголизм существовал в предыдущем поколении.
2. Алкоголизм развивается в раннем возрасте (обычно к 25 годам).
3. Алкоголизм протекает в остро выраженной форме и зачастую требует лечения.
4. Наличие алкоголизма у родителей повышает у детей риск стать алкоголиками, но не влияет на появление других психических отклонений.

Как уже упоминалось выше, последний вывод нельзя считать окончательно доказанным: в некоторых работах обнаружена склонность приемышей, рожденных алкоголиками, к развитию антисоциальной направленности личности и к злоупотреблению наркотиками, тогда как другие работы этого не подтверждают.
Похожее