Отличники реже страдают деменцией

Видео: Первые признаки нарушения памяти

Люди, которые в школе получали хорошие отметки, а после школы занимались умственным трудом, в пожилом возрасте имеют гораздо меньший риск деменции по сравнению со своими менее образованными ровесниками.

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в Швеции.

«Детские школьные оценки, которые мы использовали в своем исследовании как маркер интеллектуальных возможностей человека в раннем периоде жизни, помогают определить индивидуальный риск деменции через 50 лет после школы. Это действительно замечательный результат. Мы также выявили, что интеллектуальный труд после школы способствует снижению риска даже через много лет после выхода на пенсию», - говорит ведущий автор исследования доктор Сергей Дегтярь (Serhiy Dekhtyar), сотрудник отделения клинических нейронаук Каролинского института, Стокгольм.



Ученые наблюдали 7 574 человека в возрасте 65 лет и старше, которые на протяжении двух десятилетий входили в когорту Uppsala Birth Cohort Study. В руках исследователей была детальная информация об их школьных оценках в 10-летнем возрасте, а также об уровне образования и роде занятий.

Результаты исследования были презентованы шведскими учеными на Международной конференции Ассоциации Альцгеймера (AAIC) 2015, которая проходит с 18 по 23 июля в Вашингтоне. Позднее эти данные будут опубликованы в научных журналах.

За период исследования у 950 участников развились признаки деменции. Анализ показал, что у лиц с плохими оценками в школе риск деменции на 21% выше, чем у бывших отличников (отношение шансов ОШ 0,79- P < 0,05). Люди, которые занимались умственным трудом в среднем возрасте, имеют на 23% меньший риск деменции по сравнению с теми, кто трудится преимущественно руками (ОШ 0,77- P < 0,05).

Самый низкий риск деменции оказался у тех участников, которые были отличниками в школе и работали всю жизнь с большим количеством информации (инженеры, врачи, учителя, программисты). У этой группы риск деменции был на целых 39% ниже (ОШ 0,61- P < 0,001). Но все же главным фактором ученые называют умственные способности, которые ребенок демонстрирует в детстве.

«Высокие интеллектуальные способности человека в детстве лучше всего защищают от развития деменции в пожилом возрасте, даже с учетом уровня образования и особенностей труда. Судя по всему, хорошее образование и умственная работа не могут компенсировать отсутствие выдающихся способностей в детском возрасте», - заявил доктор Дегтярь во время пресс-конференции.
Похожее