Планирование оказания первой помощи при катастрофах: фазы реагирования

Американский колледж врачей неотложной помоши (АКВНП) определяет медицину катастроф как явление, "когда деструктивные эффекты природных или созданных человеком сил превышают возможности предоставления области или району требуемой медицинской помощи". Катастрофы могут быть природными (такие, как землетрясение, наводнение и ураганы) или возникающими в результате деятельности человека (например, авиационные катастрофы, крушения поездов, пожары, утечка ядовитых материалов в промышленных зонах, а также акты терроризма). При катастрофах разрушается большое количество материальных ценностей и гибнут люди.
Неотложная медицинская помощь в Соединенных Штатах составляет лишь часть гражданской медицины, которая рассматривает все аспекты планирования и оказания медицинской помощи при катастрофах.
В определении медицина катастроф характеризуется как дисциплина, занимающаяся оказанием помощи значительному количеству пострадавших, но главным фактором здесь является не абсолютное число жертв, а соотношение нуждаемости этих жертв катастрофы в помощи и способности системы оказать такую помощь, используя нормальные оперативные методы.
В повседневной практике НМП мы обеспечиваем максимальную помощь ограниченному числу больных. В случае оказания помощи многим пострадавшим при катастрофе мы должны внести ряд изменений в наши стандартные мероприятия. Вместо оказания максимально возможной медицинской помощи одному пациенту персонал, работающий на месте происшествия и в госпитале, должен стараться оказать помощь в наиболее полном объеме наибольшему числу лиц с потенциально благоприятной перспективой выживания.
Осуществление такой доктрины потребует многих изменений в обычной практике оказания неотложной помощи. Показания к госпитализации изменяются до признания только абсолютной необходимости. Лабораторные анализы и рентгенологическое исследование проводятся только у пострадавших, находящихся в критическом состоянии. Повышается ответственность среднего медицинского персонала при автономном оказании помощи. Парамедицинскому персоналу необходимо разрешение на деятельность без медицинского контроля.
Успешное реагирование на катастрофу требует координации деятельности многих правительственных учреждений и служб. Необходимы совместное планирование, создание линий связи, получение полномочий и регулярное скоординированное (с участием многих учреждений) обучение.
J. F. Waeckerle характеризует катастрофы как "неожиданные, хаотичные, вселяющие ужас... Катастрофа сначала пугает и шокирует, затем сбивает с толку и вносит путаницу во все, что нужно делать и с чего начинать". Поскольку при катастрофе из-за такой путаницы будет потрачено немало времени даже при наилучшем стечении обстоятельств, необходимо составить план последовательных оперативных мероприятий. У медицинской службы катастроф нет времени на ожидание спасателей и припоминание исключений из правил, которые предусматриваются в плане на случай катастрофы. Взаимопомощь и согласованность действий смежных ведомств должны быть включены в план и регулярно отрабатываться на практических занятиях.
Существуют три фазы реагирования на катастрофу (как это указано в курсе АКВНП "Планирование и управление для врача неотложной помощи"): формирование, осуществление и восстановление. Каждая из трех фаз имеет свои составляющие, которые приведены ниже.
Первая — фаза формирования — имеет два компонента. Первым компонентом являются получение сообщения и первоначальное реагирование, когда ответственное лицо сообщает о природе происшествия и размерах ущерба, оценивает количество пострадавших и дает их характеристику, информирует об опасности для пострадавших и спасателей и о наилучшем доступе к месту катастрофы или путях подъезда, которые, как известно, могут быть блокированы. Решающим является то, что первое ответственное лицо дает короткое время, в течение которого необходимо осуществить сбор информации и передать ее специалистам медицинского контроля до начала организации непосредственной медицинской помощи. Раннее получение точной информации ведет к быстрой мобилизации персонала, ответственного за помощь при катастрофах и снабжение материальными средствами.




Вторым компонентом является организация командного пункта с дальнейшей оценкой ситуации на месте катастрофы. Обычно такой командный пункт создается персоналом службы пожарной безопасности и спасателями и располагается в непосредственной близости от места катастрофы (насколько позволяют требования безопасности) с подветренной стороны.
Вторая фаза — фаза осуществления — имеет три компонента.
Первый компонент — поиск и спасение. Обычно это функция пожарных и спасателей, так как здесь необходимы знание дела и специальное снаряжение, использующееся в опасной обстановке. Медицинские организаторы, не имеющие ни таких знаний, ни соответствующего снаряжения, должны помнить, что они не смогут помочь, а лишь причинят себе вред. Вторым компонентом являются сортировка, стабилизация состояния пострадавших и их эвакуация.
Медицинские организаторы, первыми прибывшие к месту катастрофы, должны оценить медицинские потребности, мобилизовать соответствующие ресурсы, наладить контакт с вышестоящим руководителем на месте катастрофы (например, начальником пожарной и спасательной служб), идентифицировать степень опасности и определить место сбора пострадавших (обычно с подветренной стороны).
По мере прибытия машин скорой помощи начинается раннее лечение, но оно лимитируется необходимостью обеспечения проходимости дыхательных путей, назначения кислорода, остановки наружного кровотечения и размещения пострадавшего на носилках. Начинается сортировка, и пострадавших группируют в соответствии с приоритетом в оказании помощи на пункте сбора. Третьим компонентом этой фазы являются оперативное руководство на месте происшествия и эвакуация пострадавших. Их транспортируют в госпиталь для продолжения лечения в соответствии с порядком срочности, установленным при сортировке.
Третья фаза — фаза восстановления — также имеет несколько компонентов. Первым компонентом является вывод (вывоз) пострадавших из очага. Следует возобновить систематический поиск пропавших людей. Вторым компонентом является возвращение к нормальной оперативной деятельности с пополнением запасов. Организации Гражданской обороны, Красного Креста и Армии Спасения обеспечивают продовольствием, кровом и одеждой перемещенных выживших пострадавших.
В организации Красного Креста имеется система, обеспечивающая получение достаточной информации о жертвах в месте происшествия для интересующихся членов семьи. Завершающим компонентом является более полное изложение происшедшего. Оно составляет важную часть улучшения помощи при реагировании на катастрофу и основную часть выявления и устранения психологических затруднений у многих спасателей.
Б. Д. Мэхони

Похожее