Организация первой помощи большому числу пострадавших на месте происшествия

Видео: Следствие рассматривает 3 версии ж/д аварии в Подмосковье между Бекасово и Наро-Фоминском

Тема последующего обсуждения — основы организации реагирования на многофакторные инциденты с ограниченной географической локализацией (например, пожар, или разрушение в каком-то одном здании, или авария самолета). Вариант такого плана необходим и для более обширных или более диффузных инцидентов с многочисленными пострадавшими, таких как торнадо с множественными повреждениями при падении людей на землю или землетрясение с многочисленными пожарами и разрушениями. В таком случае оказание помощи потребуется во многих отдельных очагах в районе катастрофы и в местах концентрации пострадавших.
Всеобъемлющий контроль места происшествия проводится пожарными и спасателями. Они должны установить внутренний периметр опасной зоны, куда вход персонала неотложной медицинской помощи воспрещен. Пожарные и спасатели оценивают ситуацию, высвобождают пострадавших и выносят их из опасной зоны. Пожарные должны также оборудовать на месте происшествия командный пункт с подветренной стороны.
Персонал неотложной медицинской помощи должен переместить извлеченных пострадавших в пункт сбора. Этот пункт располагается довольно близко от очага для облегчения доставки туда пострадавших, но на достаточно безопасном расстоянии от зоны катастрофы. Выносить пострадавших следует головой вперед. В руководство НМП входят несколько человек. Должностным лицом, осуществляющим медицинский контроль, должен быть врач неотложной помощи, работающий в системе НМП и имеющий опыт сортировки, реанимации и стабилизации состояния пациентов, а также связи с догоспитальным этапом.
Врач неотложной помощи осуществляет общий медицинский контроль, а также обеспечивает связь с общим командным пунктом на месте катастрофы (например, с руководством пожарной команды). Это должностное лицо должно помнить, что НМП действует как вспомогательная (некомандная) служба обеспечения общественной безопасности в рамках общего управления на месте катастрофы.
Должностным лицом, проводящим медицинскую сортировку, должен быть второй врач неотложной помощи, работающий под руководством врача медицинского управления. Его роль заключается в сортировке пострадавших в соответствии с очередностью оказания помощи и их группировании в пункте сбора.
Если имеется только один врач неотложной помощи, он может совмещать две роли: осуществлять управление парамедицинским персоналом, приданным командному пункту на месте катастрофы, и обеспечивать связь с руководством пожарной службы. Должностное лицо, ответственное за эвакуацию и осуществляющее контроль за работой парамедиков, направляет прибывающие бригады на погрузку и транспортировку пациентов.
Должностное лицо, обеспечивающее связь, передает от врача, ответственного за эвакуацию, посменную информацию в региональное медицинское управление и получает обратную информацию для медицинской бригады, работающей на месте происшествия, относительно количества обработанных пострадавших, числа пациентов, направленных в различные госпитали, и т. п.
При крупных катастрофах необходим дополнительный транспорт. Ресурсы, предусматриваемые региональным планом для стихийных бедствий, включают транзитные и школьные автобусы, а также такси.
Многие из ходячих пострадавших могут самостоятельно дойти до ближайшего госпиталя и там пройти сортировку. Должностное лицо (медик), осуществляющее сортировку, должно знать об этом потенциальном варианте перегрузки госпиталя. Как правило, пациентов доставляют в ближайший госпиталь, располагающий свободными койками.
Должностное лицо, ответственное за эвакуацию, может использовать вертолеты и некоторые машины скорой помощи для транспортировки пациентов в отдаленные от места катастрофы госпитали. При этом сохраняется часть коечной емкости в ближайшем госпитале для оказания неотложной помощи лицам, состояние которых ухудшается, или пострадавшим, извлеченным последними. При катастрофах с меньшим числом пострадавших поиск пропавших их родственниками облегчается в случае госпитализации всех или большинства пострадавших в одну или две больницы.
Однако перегрузка небольшого числа госпиталей не должна сказаться на качестве лечения пациентов. Полиции следует установить внешнюю границу для обеспечения контроля за движением транспорта и ограничения доступа неуполномоченных лиц к месту происшествия.
Полиция должна обеспечить управление толпой и безопасность любопытных, которые при излишнем приближении к очагу также могут попасть в число пострадавших. Необходимо предотвращение мародерства. В некоторых системах общее руководство на месте катастрофы предоставляется шефу полиции, а не начальнику пожарной службы.
Поток машин скорой помощи должен быть упорядоченным и однонаправленным- следует предотвращать блокирование дороги другим транспортом или слишком громоздкими пожарными шлангами. Во избежание пробок для парковки машин скорой помощи и их загрузки пострадавшим лучше использовать обычную стоянку автотранспорта. Если в распоряжении имеется вертолет, его размещают в зоне посадки на достаточно безопасном расстоянии, чтобы шум моторов не мешал работе в операционной. При наличии многочисленных жертв или в случае ненастной погоды в районе катастрофы необходимо оборудовать дополнительный пункт сбора пострадавших (например, в здании школы).
Может понадобиться временный морг. Медицинский работник, осматривающий пострадавших, ответствен за хранение и идентификацию тел погибших. Возможными ресурсами являются ледяные площадки и вагоны-рефрижераторы.
Б. Д. Мэхони

Похожее