Пищевой обтуратор дыхательных путей при оказании первой медицинской помощи

Видео: П п при попадании инородных предметов в органы дыхания

Пищеводный обтуратор дыхательных путей (ПОДП) является добавочным вентиляционным устройством, используемым в тех случаях, когда эндотрахеальная интубация не может быть применена на догоспитальном этапе оказания помощи. ПОДП помогает предотвратить инсуффляцию желудка и регургитацию во время вентиляции с положительным давлением, однако он ни в коей мере не заменяет трахеальной интубации.
Основным преимуществом ПОДП является то, что его применение не требует визуализации гортани, поэтому он может быть быстро установлен обученным персоналом. При необходимости шейный отдел позвоночника может оставаться неподвижным.
Трубка вводится только коматозным больным старше 16 лет, у которых отсутствуют дыхательные движения. Пациенты с обструкцией верхних дыхательных путей, с подтвержденным заболеванием пищевода или пострадавшие вследствие приема каустической соды требуют иных манипуляций на верхних дыхательных путях, как и больные с массивным носовым или внутриротовым кровотечением.
Оригинальный ПОДП представляет собой широкую трубку длиной 34 см, с закругленным и закрытым дистальным концом. Замок-защелка соединяет трубку с центром прозрачной пластиковой ороназальной маски. В проксимальной части трубки (под маской) на уровне нижней части глотки имеются многочисленные отверстия.
После присоединения маски к проксимальному концу трубки нижняя челюсть пациента выдвигается вперед, язык оттягивается- при этом голова удерживается в нейтральном положении. Если повреждение шеи исключено, то ее легкое сгибание позволяет уменьшить частоту необоснованных трахеальных интубаций. Трубка устанавливается после смазывания ее дистального конца любрикатором. При наличии препятствия введение трубки не следует форсировать.
После тщательной подгонки маски (рукой) к лицу пациента начинают вентиляцию легких ртом или с помощью мешочно-клапанного устройства. Воздух форсированно входит в трахею через единственное отверстие, не имеющее обструкции. Прослушивание дыхательных шумов с двух сторон убеждает в пищеводном расположении трубки. Затем в ее манжетку вдувается 30 мл воздуха. Манжетка должна располагаться ниже уровня карины (бифуркация трахеи), иначе частичная компрессия трахеи создаст обструкцию вентиляции.
Одним из вариантов оригинального ПОДП является пищеводно-желудочная воздухоносная трубка (ПЖВТ). В маске имеются два отверстия. Пищеводный обтуратор прикрепляется к одному из них, и назогастральный зонд может быть проведен по трубке через клапан в желудок. Это устройство позволяет осуществлять вентиляцию через второе отверстие.
В другой модификации ПОДП — трахеопищеводном воздуховоде используется стандартная эндотрахеальная трубка. ЭТ (имеющая манжетку большого объема с низким давлением) помещается в пищеводе. Модифицированная лицевая маска имеет два отверстия: одно для ЭТ, а другое для орофарингеальной вентиляции. ЭТ, находящаяся в пищеводе, открывается в желудок, что облегчает его декомпрессию. Это также способствует уменьшению частоты разрывов пищевода. Если трахеопищеводная трубка непреднамеренно вводится в трахею, ее оставляют на месте в качестве функционирующей ЭТ. Разгибание шеи при надавливании на перстневидный хрящ (прием Селлика) облегчает трахеальное расположение функционирующей ЭТ.
ПОДП не защищает дыхательные пути в случае возникновения кровотечения в ВДП. С учетом этого обстоятельства можно говорить о безусловной пользе фаринготрахеального широкопросветного воздуховода в случае невыполнимости эндотрахеальной интубации. Этот воздуховод имеет большую манжетку, раздуваемую под низким давлением, которая закрывает ротоглотку в проксимальной части.
В некоторых исследованиях, где оценивалась эффективность ПОДП и пищеводно-желудочной трубки, отмечается значительное улучшение как оксигенации, так и вентиляции после эндотрахеальной интубации. По данным других наблюдений, с помощью ПОДП или ПЖВТ при использовании обогащенного кислородом воздуха достигалась адекватная вентиляция.
Наиболее часто встречающимся осложнением (примерно в 10 % случаев введения ПОДП) является непреднамеренная интубация трахеи. Если такое осложнение не распознается быстро, то наступает асфиксия.
Частота разрывов пищевода неизвестна, поскольку во многих подобных случаях не производится атопсия. Вероятной причиной разрыва пищевода дистальнее манжетки является возрастание внутрижелудочного давления в связи с окклюзией пищевода во время СЛР.
Разрывы пищевода или его перфорация могут быть результатом прямой травмы трубкой или следствием сильных рвотных движений (синдром Маллори — Вейсса). Если пациент находится в сознании, то наблюдаемые симптомы могут включать одышку, боли в грудной клетке и дисфагию. Возможны также подкожная эмфизема, пневмомедиастинум, симптом хамменовского потрескивания и желудочно-кишечное кровотечение.
Отмечается повышение частоты осложнений у пациентов, сохраняющих дыхательные движения и не находящихся в глубокой коме. У таких пациентов может наблюдаться рвота, аспирация рвотных масс, развитие ларингоспазма или возникновение обструкции над голосовой щелью.
По прибытии пациента в отделение неотложной помощи оператор интубирует трахею манжеточной ЭТ и лишь затем удаляет ПОДП. При проведении процедуры под рукой должны быть отсасывающая аппаратура и помощники. Если у пациента с введенным ПОДП наблюдается внезапная рефлекторная возбудимость, в том числе защитные рефлексы с дыхательных путей, то его следует уложить на бок, предварительно спустив манжетку и удалив трубку.
Д. Ф. Данзл

Похожее