Математические развивающие игры для детей от 1,5 до 3х лет. Познавательные игры для ребёнка от 1 до 2 лет. Развиваем слуховое внимание у детей

Как вырастить нового Эйнштейна? Или Лобачевского? Как в наиболее раннем возрасте выявить и развить математические способности малыша. В данной статье приводятся интересные Математические игры для детей от 1,5 до 3 лет,которые помогут сформировать у детей базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа. Понятие количества, или понятие «много — мало» очень важно. Освоив его, малыш сможет перейти к сравнению «больше — меньше», а затем к счету.
Математические развивающие игры для детей от 1,5 до 3 -х лет. Познавательные игры для ребёнка от 1 до 2 лет. Развиваем слуховое внимание у детей

Специально разработанная математическая развивающая игра для детей «Много — мало» (от 1,5 до 3 лет) Чему учимся: Сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов. Понадобится: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков. Как играть: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!»

Видео: Развитие речи у детей 1—3 года Тема «Игрушки»

Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. Варианты: Если вы играете на улице, в машину можно грузить камешки. Можно предложить малышу перевозить морковку, картошку, репчатый лук. Математическая игра для детей «Ягодки на ладошке» (от 1,5 до 3 лет) Чему учимся: Cложению, вычитанию- прямому и обратному счету- выделению единичного объекта из множества. Понадобится: 2 листа бумаги, 2-3 разноцветных фломастера, цветной картон, ножницы, мисочка или ведерко. Как играть: Вырежьте с ребенком 5-6 картонных ягод (круги диаметром 2-3 см) красного или синего цвета. Разложите их на полу и предложите малышу походить по «лесу» и собрать ягоды. Возьмите с собой «кузовочек». Им может стать ведерко, мисочка или корзинка. Спойте песенку «По малинку в сад пойдем...» или любую другую песню про ягодки.

Ищите ягодки и, поднимая по одной, складывайте в свой «кузовок». «Вот сколько ягодок нашли!». Детям очень нравится эта математическая игра, поэтому вы можете

предложить своему малышу снова разложить ягодки и снова собрать их. После игры соберите ягодки в «кузовок» и уберите до следующего раза. Когда вы решите снова поиграть в эту игру, скажите малышу: «Давай собирать ягодки прямо в ладошки». Разложите ягодки и, собирая, кладите прямо себе в руку: «Одна, еще одна! Две! У мамы две ягодки!» А теперь кладите ягодки в ладошку малышу: «Одна, еще одна, еще одна! Вот сколько! Три! А у Дани три ягодки!» Уберите со своей ладони одну ягодку: «А теперь сколько у мамы ягодок? Одна!» Уберите еще одну и спросите: «А теперь сколько?»

И покажите малышупустую ладошку: «Нет ягодок! Ноль!» Затем можно посчитать ягодки малыша. Варианты: Сядьте за стол и положите перед собой чистый лист бумаги. Посадите ребенка к себе на колени. Положите на лист бумаги свою ладонь, чуть разведите пальцы и обведите руку ярким фломастером. Уберите руку с листа и удивитесь: «Ой, получилась мамина ладошка!» Если малыш не сопротивляется, обведите и его ладошку. На одном листе бумаги получилось две ладошки — большая и маленькая! Теперь повторите и гру с ягодками, накладывая ягодки на нарисованные ладошки. Можно раскладывать ягоды не одного, а двух цветов — красные и синие.

С бумажными ладошками очень легко поиграть в сложение и вычитание. Положите на ладошку одну ягодку (любого цвета). Скажите: «Вот одна ягодка. Давай положим еще одну. Сколько стало? Правильно: две!» Можно показать на пустую ладошку рядом и сказать: «А тут нет ягод. Давай положим одну? Клади одну ягодку! Теперь сосчитаем, сколько получилось: на маминой ладошке две ягодки, а на Ваниной — одна! Сколько всего? Одна, две, три ягодки!» Таким образом, в данной математической игре для детей, вы можете пересчитывать, складывать, вычитать ягоды одного или двух цветов на одной и двух ладошках одновременно. Не стоит брать большое количество ягод. Для освоения операций сложения, вычитания, сравнения и пересчета вполне достаточно пяти ягод.

Видео: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ: уникальный курс для детей 3-5 лет. Игровые методы развития ребенка

Математическая игра для детей «Мишка собирает ягоды» (от 1,5 до 3 лет) Чему учимся: Счету- сравнению количеств- понятиям «больше — меньше», «много — мало». Понадобится: Ягоды из картона одинакового размера, но разного цвета, 3 различные емкости (мешочки, тарелки, корзинки), игрушечный мишка. Как играть: Разложите на ковре ягоды. Ходите каждый со своей корзинкой или мешочком, пойте и собирайте ягоды: По малинку в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Мы малинку наберем, наберем, наберем. Солнышко во дворе, а в саду тропинка. Сладкая ты моя, ягодка малинка. Потом сравните, у кого ягод больше. Посчитайте их. Варианты игры: Включите в игру любителя ягод и любимца детей — мишку. Пусть он собирает ягоды, разговаривая с малышом. Скажите ребенку, что мишка очень умный и умеет считать.

Спросите у мишки, где ягод больше, а где меньше и почему, а потом пересчитайте его лапой ягоды, говоря за него: «Здесь пять ягод! Много!» Пусть и малыш поиграет за мишку. Мишка может собирать ягодки разного цвета, например зеленые (1 ягода) и красные (4 ягоды). Данные математические игры для детей позволят с интересом освоить ребенку базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа.

Познавательные игры для ребёнка от 1 до 2 лет

В этом возрасте ребенок уже уверенно ходит, освободил руки для исследовательской деятельности. В этот период для малыша ведущей остается предметная деятельность, а еще ему очень хочется узнать, что там внутри?

Мысль ребенка от 1 года до 2 лет еще не может обойтись без руки, малыш «мыслит руками» (К. Хатт), разбирая, царапая, ломая. Тем самым кроха преобразует предметы в доступную для него форму. Мышление ребенка занято тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, развинтить или разобрать. Все больше и больше развивается понимание обращенной к ребенку речи, в 2 года малыш не только пополняет словарный запас, но и строит предложения. Ребенок начинает активно пользоваться речью для общения, она становится средством развития мышления и регуляции поведения. Малыш все больше и больше овладевает предметными действиями (обращение с предметами согласно общепринятому их назначению), Растет любознательность, появляются первые вопросы: «Что это?», «Зачем?», «Почему?» Развивается восприятие цвета, формы, размера. Ребенок продолжает проявлять игровые действия в виде подражания действиям и поведению взрослых. Совершенствуется координация. Ребенок приучается к чистоплотности и саморегуляции своих физиологических функций.


Игры, развивающие физические данные ребенка координацию, силу и ловкость
Хлоп-хлоп

Цели игры: развитие координации и точности движений, выполнения действий на сопоставление, развитие внимания, развитие слухового и зрительного анализаторов, массаж активных зон ладоней рук, развитие умения ориентироваться.

Видео: развивающие занятия для детей 5 лет, развивающие занятия 3 года, развивающие занятия 4 года,

Родителям на заметку. Умственное развитие част о опережает физическое. Стоит отметить, что физическое развитие является мощным стимулом умственного развития.

Рекомендации: предпочтительно, чтобы члены семьи играли все вместе для того, чтобы ребенок мог ориентироваться и анализировать правильность выполнения движений.

Ход игры: участники игры становятся в круг, выбирается ведущий (смотрите варианты считалочек в главе «Бабушкин сундук»), который становится в круг и начинает проговаривать стихотворение и показывать движения, все остальные выполняют движения вслед за ним:

Повторяй скорей за мной,
Хлоп-хлоп-хлоп перед собой.
А потом над головой.
Слева, справа, не спеши,
Мне ладошки покажи.
Сядем — хлоп,
И встанем — хлоп,
Хлопать не устали.
Хлопнем даже за спиной,
Вновь потом над головой,
Хлоп-хлоп-хлоп перед собой.
Повторяй скорей за мной.

Темп задается произвольно по мере того, как участники игры овладели движениями. По окончании игры ведущий похвалит тем, кто был наиболее внимательным и правильно выполнял упражнения.

Родителям на заметку. Точность — умение придавать движению или идее законченный вид.

Верхолаз

Цель игры: развитие координации, цепкости рук, мышц тела.

Необходимые материалы и наглядные пособия: шведская лестница или вертикальная лестница на детской площадке.

Рекомендации: первое время обязательно будьте с ребенком рядом и поддерживайте его. Следует отметить, что вверх малыш заберется проворнее, чем он спустится с высоты.

Ход игры: малыша подведите к лестнице, поставьте на нижнюю ступеньку, помогите зацепиться руками за перекладину. Покажите ребенку, как нужно подниматься по вертикальной лестнице, поддерживая его при этом. Можно подбодрить малыша, приговаривая:

Руки, ноги,
Раз и два,
Лезу вверх упорно.
Не кружится голова,
Вверх смотрю задорно.

Малыш довольно быстро усваивает принцип движения вверх, со спуском дело обстоит сложнее, поэтому первое время взрослым рекомендуется снимать его с достигнутой высоты. В дальнейшем он освоит под Вашим контролем и спуск с лестницы.

Я тихонечко спускаюсь
С маленькой вершины.
Ногу ставлю осторожно,
Руку тихо опускаю.
Проворно получается,
Земля не качается.

После подъема или спуска обязательно похвалите маленького верхолаза.
Родителям на заметку. Играйте с детьми только в хорошем расположении духа, иначе игра не принесет радости ни вам, ни вашему ребенку.
Наперегонки

Цели игры: выработка координации движения, развитие быстроты и ловкости, положительное отношение к соревновательному процессу.
Необходимые материалы и наглядные пособия: яркие игрушки, 2 стула, свисток.
Рекомендации: играют все члены семьи дома или на прогулке.

Ход игры.

1-й вариант: игра проводится дома: стулья ставятся на небольшом расстоянии от играющих, на стулья необходимо положить игрушки, на счет: «Раз, два, три, беги» или по свистку участники игры должны добежать до стула и взять игрушку. После того как первая часть игры закончена (добежали до стула), участникам игры необходимо вернуться на исходные позиции вместе с игрушкой. Для продолжения игры следующие участники выполняют действия наоборот: несут игрушку на стул и возвращаются обратно без нее. Если размеры комнаты не позволяют поставить стулья и в целях безопасности играющих (играют только малыши), можно играть и без стульев, игрушки можно положить на пол. Победителю поют веселую песенку.

2-й вариант: играем на прогулке. Лучше всего играть в парке или лесу, игрушки на небольшом расстоянии укладываются на землю или на пенек. Ход игры может быть тот же или несколько измененным по вашему усмотрению.

Зарядка

Цели игры: развитие координации и точности движений, выполнения действий на сопоставление, развитие внимания, слухового и зрительного анализаторов, массаж активных зон ладоней рук и стопы, умения ориентироваться, укрепление мышц тела.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка, свисток.
Рекомендации: считайте четко и веселым голосом, чтобы ребенку передалось ваш положительный настрой.

Ход игры.

1-й вариант: включите ритмичную музыку, поставьте ребенка перед собой, весело начинайте читать стихотворение, выполняя четко движения, следите за тем, чтобы малыш не сбивался с ритма. Если он отстает, несколько замедлите темп. Когда ребенок полностью освоится с темпом и упражнениями, можно темп увеличить. Для начала игры и движений можно использовать и свисток («Начинаем игру», и Вы свистите в свисток).

Ручками похлопаем:
Раз, два, три, раз два, три.
Ножками потопаем:
Раз, два, три, раз два, три.
Сели — раз,
Встали — два,
Закачалась голова.
Три, четыре — прыгнули, сели-посидели.
Топнули, прихлопнули,
Дальше полетели.

После игры похвалите малыша за старания.

2-й вариант: можно предложить малышу дунуть в свисток, чтобы начать игру, ребенку это очень нравится, и он с большим удовольствием будет выполнять это задание. Несколько позже можно предложить малышу провести игру-зарядку: ребенок показывает упражнения, а вы их повторяете. В данном случае можно выполнять упражнения под музыку или вы озвучиваете стихотворение, а малыш показывает движения.

Гимнаст

Цели игры: развитие координации и точности движений, цепкости рук, развитие зрительного анализаторов, массаж активных зон ладоней рук, умения ориентироваться, укрепление мышц тела.

Необходимые материалы и наглядные пособия: перекладина.



Родителям на заметку. Если у ребенка возникает страх, не стоит настаивать на продолжении игры или упражнений и тем более иронизировать или стыдить.

Рекомендации: взрослые обязательно должны страховать ребенка.

Ход игры: играйте дома, поднимите малыша на уровень перекладины, пусть он зацепится руками, затем осторожно отпустите ребенка, чтобы он смог висеть самостоятельно. После того как он освоится, можно ему показать, как можно подтягиваться на перекладине, при этом вы помогаете ребенку справиться с подъемом тела, поддерживая его и поднимая вверх. При подъеме вверх можно приговаривать:

Зацепился очень крепко,
Впился, словно я прищепка.
Руки цепки,
Мышцы крепки.
Повисел и подтянулся,
Влево, вправо повернулся.
Повисел еще немного,
Папа смотрит очень строго.
Говорит: «Пора идти»,
А мне с папой по пути.

При этом подбадривайте малыша, хвалите за успехи и возможные достижения.

Играем на прогулке. Ход игры такой же, как и при игре дома. Следите, чтобы малыш не поранился о металлическую перекладину. Желательно, чтобы папа показал малышу, как необходимо подтягиваться и висеть на перекладине, какие упражнения можно выполнять в положении вис на перекладине. Одобрение и похвала крайне необходимы ребенку.

Важно знать, что, когда ребенок просто висит на перекладине, расслабляются мышцы спины, межпозвонковые связки и мышцы, что способствует правильной осанке и отдыху мышц позвоночника.

Родителям на заметку. Центр равновесия у ребенка несовершенен. Игры, направленные на развитие чувства равновесия, должны, проводиться при обязательной страховке детей взрослыми.

Канатоходец

Цель игры: развитие координации движения, «равновесия», тактильной чувствительности стоп.

Необходимые материалы и наглядные пособия: веревочка или мелок, легкий платок.

Рекомендации: играть лучше всего босиком или тонких носочках.

Ход игры: расскажите ребенку сказку о канатоходце, о том, какой он ловкий. Предложите малышу потренироваться, чтобы быть ловким, как канатоходец. На полу разложите веревку, желательно по прямой. Попросите ребенка пройти по веревке и не упасть (не сходить с веревки). Покажите малышу, как могут помочь в данной ситуации руки. В конце пути похвалите его за ловкость. Усложните задачу, предложите малышу пройти по «канату» с завязанными глазами. Завяжите ребенку глаза легким платком, и пусть он попытается пройти по «канату». Контроль над правильностью выполнения предоставлен рецепторам стоп малыша. Первое время страхуйте малыша, будьте рядом, а с закрытыми глазами ребенок наиболее уязвим. В конце пути обязательно похвалите «канатоходца» за ловкость и смелость.

Играть можно и на прогулке, тогда вместо веревки используйте нарисованную мелом черту, причем предоставьте ребенку возможность самому нарисовать «канат», а потом по нему пройти. В конце игры обязательна похвала.

Развиваем слуховое внимание у детей

Фасоль или горох?
Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания. Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.
Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

Мишки и шишки
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.
Условия игры. По полу рассыпают шишки.Предлагается собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше. Попробуйте делать это всей семьей.

Вместо игрушек другие предметы – деревянные ложки, лопатки. Вместо шишек можно использовать другие предметы – шарики, колечки от пирамидок, кубики и т.п

Ветерок.
(Развитие речевого дыхания)
Вырежьте из зеленой бумаги 5-10 узких полосок и кончики приклейте к карандашу или картонной полоске, объяснив ребенку, что это «дерево», на которое сейчас подует «ветер».
Подуйте и обратите внимание ребенка на колыхание листочков. Предложите ребенку подуть. Обсудите с ним, какой был «ветер» и как реагировало «дерево» на дуновение.

Снежинки
(Развитие речевого дыхания )
Дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки. Объясните: «Это снежинка. Она летает, если подует ветерок». Сдуйте ватку с ладони и предложите ребенку подуть на «снежинку».
Обратите внимание ребенка на то, что дуть надо ртом, округленными губами, спокойно, плавно, вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.
Можно построить на столе ворота из кубиков и пытаться "задуть" снежинку в ворота. Или поставить коробку, открытой стороной и задувать снежинку в коробку.

На носочках.
(Развитие слухового внимания)
Приготовьте бубен или тамбурин. Объясните малышу, что он должен выполнять движения соответственно звучанию – под тихий звук идти на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом.

Игры для снятия отрицательных эмоций

Топ-хлоп

Место проведения. Дома или на улице.
Как играть. Встаньте напротив друг друга. Начинайте одновременно хлопать в ладоши, а потом топать ногами. Сначала по одному разу, потом по два раза, потом по три и т. д. Считайте хлопки вслух.

Шерстяная война

Место проведения. Дома.
Что необходимо. Небольшие по размеру клубки ниток.
Как играть. Если участников игры много, разделитесь на две команды. Каждой команде выдайте одинаковое количество клубков. По сигналу одновременно бросайте клубки друг в друга.

Дискотека

Место проведения. Дома.
Что необходимо. Быстрая музыка.
Как играть. Танцуйте вместе с ребёнком как хочется, главное, чтобы было весело и побольше движений. Возьмите малыша за руки и руководите его движениями.
Делай, как я!
Место проведения. Дома.
Как играть. Выполняйте различные упражнения, чередуя движения на напряжение и расслабление мышц. Сначала потянитесь высоко-высоко, потом сядьте на пол, как будто кукловод отпустил ниточки, привязанные к вашему телу. Покажите как вы, например, надуваете воздушный шар, бьёте по мячу, подметаете пол, обнимаетесь, прощаетесь, переключаете каналы на пульте телевизионного управления, играете на пианино, протираете окно и т. д.

Рвалки

Место проведения. Дома.
Что необходимо. Несколько листов бумаги или старая газета.
Как играть. «Давай намусорим немножко, а потом всё уберём!». Возьмите приготовленную бумагу и вместе с ребёнком порвите её на много-много кусочков. Когда бумага закончится, так же вместе уберите обрывки.

Попади в цель — 1

Место проведения. Дома.
Что необходимо. Маленький мячик, обруч (тазик, ведёрко).
Как играть. Бросайте мячик, пытаясь попасть внутрь обруча.

Попади в цель — 2

Место проведения. На улице.
Что необходимо. Камешки, нарисованный на земле или выложенный по контуру камешками круг.
Как играть. Бросайте по очереди камешки, пытаясь попасть ими в круг.

Рисование мелками

Место проведения. На улице.
Что необходимо. Мелки, асфальт или любая другая поверхность, позволяющая рисовать на ней мелом.
Как играть. Пусть ребёнок много и разнообразно рисует, чертит различные линии, не заботясь о точности изображаемого.

Футбол

Место проведения. На улице.
Что необходимо. Футбольный мяч или мяч похожего размера.
Как играть. Пинайте мяч друг другу. Если кто-то из вас не смог поймать мяч, значит, забит гол.

Волейбол

Место проведения. На улице.
Что необходимо. Мяч среднего размера. Невысокий турник, скамейка, ветка дерева.
Как играть. Перебрасывайте мяч через преграду.

Полоса препятствий

Место проведения. На улице.
Что необходимо. Игровой комплекс на детской площадке.
Как играть. Проложите маршрут: где пробежать, под чем проползти, через что перелезть. Зафиксируйте время, затем по команде ребёнок начинает преодолевать препятствия.
Примечание. При составлении маршрута помните, что он должен быть безопасен для здоровья ребёнка.


Похожее