Как можно научить читать ребенка 6 лет?умение ребенка-дошкольника быстро и осмысленно читать сослужит ему незаменимую службу при обучении в школе.

Обучение чтению — процесс трудоемкий, требующий от того, кто занимается с ребенком, терпения и такта. Научить детей читать сегодня пытаются чуть ли не с пеленок. Но только к 5-6 годам ребенок начинает проявлять осознанный интерес к чтению, не навязанный ему взрослыми, а вызванный стремлением научиться читать самостоятельно. Именно в этот период научить малыша читать легче всего.
Как можно научить читать ребенка 6 лет?Умение ребенка-дошкольника быстро и осмысленно читать сослужит ему незаменимую службу при обучении в школе.

Для того что бы научить читать ребенка 6 лет вам понадобится:
Азбука, карточки или кубики с буквами, плакат с алфавито.

Инструкция

1 Сделайте карточки с буквами. Для их изготовления можно взять картон, бумагу, дощечки, пластик. На каждой карточке изобразите по одной букве. Количество карточек должно быть около 100, чтобы все буквы алфавита были представлены в двух-трех экземплярах. Из этих карточек вы с ребенком сможете составлять слова, состоящие из одного, двух и более слогов. С этой же целью можно использовать кубики с буквами.

2 Повесьте на стену или специальную доску-алфавит, чтобы она всегда был у ребенка перед глазами. Сейчас в продаже имеются «говорящие» плакаты с буквами. Когда малыш нажимает на картинку с буквой, плакат «произносит» ее вслух, а затем проговаривает слово, начинающееся с этой буквы.

3 Купите азбуку. Несмотря на то, что технологий обучения чтению имеется сейчас огромное количество, занятия по азбуке не утратили своей эффективности. Необязательно приобретать такую же книгу, какая будет в ребенка в 1 классе. Выберите любое пособие на свой вкус, их эффективность примерно равна.

Как научить ребенка читать. Учимся играя

Всем известны печальные случаи, когда даже в старших классах некоторые дети читают по слогам и с большим трудом, что весьма затрудняет весь процесс обучения в целом. И, наоборот, если ребенок, придя в школу, уже хорошо читает, он и дальше учится легко и с интересом. А привитая с детства любовь к чтению станет залогом того, что какую бы сферу деятельности он не избрал в дальнейшем, он обязательно станет интеллектуальным и всесторонне развитым человеком.
Исследования психологов подтверждают, что дети уже с пяти, а тем более с шести лет способны научиться читать. А с помощью рекомендаций от «Дома советов», чтению можно обучить даже трех и четырехлетних малышей!

Итак, прежде чем приступать к обучению ребенка чтению, очень важно пробудить у него интерес к этому процессу. И сделать это можно двумя способами: как можно больше читать ребенку различные интересные и увлекательные сказки, истории, стихи, рассказы и попутно объяснять и рассказывать малышу, почему так интересно и важно научиться читать.

На данном этапе Вам необходимо стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:
1. Познавательный мотив т. е. стремление научиться читать, чтобы узнать как можно больше нового об окружающем мире.
2. Перспективный мотив желание научиться читать, так как потом в учиться в школе будет намного интереснее.
3. Мотив личностного роста стремление научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые.
4. Деятельностный мотив желание научиться читать, чтобы уметь играть в новые интересные игры.
5. Мотив общения со сверстниками стремление научиться читать, чтобы рассказать о прочитанном окружающим.

domsovetof.ru рекомендует обучение чтению проводить в игре, с использованием различных веселых и необычных упражнений. Включаясь в забавные игры, ваш малыш даже не заметит, как у него сформируется целый ряд необходимых операций, лежащих в основе чтения. А овладев ими, ребенок незаметно для себя, а главное, легко и быстро научится читать.

Однако, взрослый, который собирается учить малыша чтению, должен четко представлять, что делать это нужно в строго определенной последовательности, разделив процесс обучения на этапы.

На первом этапе ребенка нужно обучить звуковому анализу слов. Он должен уметь выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.

Второй этап – знакомство с буквами.

Третий этап – выделение слогов в словах и чтение слогов (читать свои первые слова ребенок обязательно учится по слогам).
Наконец, на четвертом этапе ребенок учится чтению слов различной длины и закрепляет этот навык. Начинать лучше со слов, состоящих из двух-трех букв, а потом постепенно переходить к шести-восьми буквенным словам. Когда же малыш начнет легко справляться с длинными словами и перестанет их бояться, можно начинать чтение текстов.

С этого момента уже начинается период совершенствования навыков чтения и длится он, обычно, многие годы. И здесь очень важно, чтобы сам процесс чтения стал для ребенка интересным и увлекательным. То есть, взрослому необходимо выбирать такие книги, которые, соответствуя возрасту и уровню развития малыша, увлекут и заинтересуют его настолько, что он забудет о том, что читать – это «трудно» и полностью сосредоточится на содержании книги.

Обязательно учтите следующие важные моменты.
Тексты, которые вы предложите ребенку для самостоятельного чтения, должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обыкновенных книгах для взрослых и даже несколько больше, чем в учебниках для первоклассников). Начинайте первое чтение с коротких, но обязательно занимательных рассказов и сказок. От того, насколько положительные эмоции они вызовут у ребенка, зависит эффективность формирования интереса к чтению вообще. Дети пяти-шести лет очень любят смешные истории о животных, других детях, короткие веселенькие стихи, загадки.
Нагрузку ребенка нужно дозировать и не заставлять читать больше того объема, который он хочет. Лучше браться за чтение короткими «уроками» с длинными передышками – два-три раза в день.
Обращайте внимание на то, понимает ли ребенок то, что он читает и запоминает ли текст. Для этого предлагайте ему сразу после чтения рассказать о том, что он прочитал.

Итак, успеха вам и веселого, увлекательного чтения!

Научить ребенка читать в 6 лет — необходимость времени

Если ваш ребенок идет в первый класс, это не означает, что вы его не должны подготовить к школе.

Та конкурентная среда, в которую дети погружаются в настоящее время практически с приходом в начальную школу, обязывает родителей подготовить свое чадо к одиннадцатилетнему периоду учебы. Так что научить ребенка читать, хотя бы по слогам – современная необходимость для любого родителя на сегодняшнем этапе развития общества.

Для того, чтобы научить ребенка пяти-шести лет читать, необходимо приобрести хороший букварь. Ведь те буквари, по которым учили детей двадцать лет назад, ни в какое сравнение не идут с современными, более совершенными методиками.

Но даже если вы решили выбрать самую лучшую методику обучения ребенка чтению, вам придется потратить много часов на выбор среди всего того многообразия, что сегодня существует и стоит на полках книжных магазинов.

Именно поэтому мы, проанализировав десятки современных методик обучения чтению детей, пришли к выводу, что самым лучшим учебником, рекомендованным, кстати, Министерством образования России для дошкольников, является букварь под редакцией Н.С.Жуковой.

Очень хорошо методика самого процесса обучения чтению с использованием вышеуказанного букваря дана вот в этой статье — «как научить ребенка читать по слогам». Молодая мама пишет о том, на какие моменты в процессе обучения следует сделать упор, как лучше всего учить согласные, как учиться читать по слогам, если ребенок еще не умеет делать этого.

В последние годы во многих частных школах и гимназиях стали проводить входное тестирование дошкольников на предмет соответствия тому уровню, который характерен для каждой конкретной школы. И если вы желаете, чтобы ваш ребенок получил действительно качественно образование, чтобы он был конкурентноспособным в современном мире, обязательно научите его читать и считать, хотя бы до десяти, до того, как он пойдет в первый класс.

Как же все - таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:

1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни.

Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?



5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание - та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.

8. Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

9. Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова. trrh

12. Артикуляционная гимнастика.

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.



13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:

Кот лес дом

Котик лесокдомик

Котеночек перелесок домишко

18.Чтение «канон».

Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

20. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

21.Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

22. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24. Чтение согласных.

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

25. Складывание слов из двух половинок.

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

27.Тренируем внимание.

Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29. Ролевое чтение.

Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.

30. Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Скоростью чтения занимаются специалисты: академик Андреев, Н. Зайцев, И.Федоренко , И.Пельченко, Е.Заика и д.р.

Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Незабывайтехвалитьсвоихучеников.


Похожее