Затрудненное дыхание у ребенка: причины, что делать, лечение

Затрудненное дыхание у ребенка: причины, что делать, лечение

Физиологический механизм дыхания.

Дыхание — это сложное физиологическое явление, включающее 2 процесса: внешнее дыхание и внутреннее дыхание. В процессе дыхания выделяют акт вдоха и выдоха. Вдох является активным процессом, когда сокращается диафрагма, дыхательная мускулатура грудной клетки и мышцы передней брюшной стенки, ребра выходят вперед и грудная и брюшная стенки двигаются наружу. Выдох происходит пассивно: дыхательная мускулатура и диафрагма расслабляются, ребра опускаются вниз и внутрь.

Физиологическая частота дыхания связана с возрастом ребенка: чем младше ребенок, тем больше частота дыханий. С возрастом дыхание постепенно приближается к ритму взрослого.

Физиологическая частота дыханий и возраст ребенка

Возраст, годыЧастота дыхания, число в мин.
Новорожденный40-60
До 130-40
1-225-35
2-525-30
5-1220-25
Более 1215-20

Любое нарушение дыхания называют «затрудненным» дыханием, и именно оно является решающим для выбора тактики лечения при заболеваниях респираторного тракта.

Видео: Одышка у детей и взрослых - причины и лечение

Одышка

Одышкой, следует считать увеличение в покое частоты дыхания выше физиологической. Одышка характеризуется преобладанием либо вдоха (инспираторная) либо выдоха (экспираторная). Частота и легкость возникновения одышки у детей раннего и дошкольного возраста вызвана патологическим процессом и определяется анатомо-физиологическими особенностями:

  • гортань воронкообразной формы с податливыми хрящами и узкой голосовой щелью, что обусловливает быстрое развитие стенотического дыхания;
  • дыхательные пути узкие, слизистые оболочки полнокровные, что приводит к отеку;
  • хрящевой каркас трахеи и бронхов мягкий, податливый, что часто приводит к смешанному типу затрудненного дыхания.

Инспираторная одышка сопровождается втяжением подложечной области, межреберий, надключичной и яремной ямок при вдыхании. Эти втяжения могут наблюдаться как физиологическое явление у грудных детей при крике и сосании груди. Патологическими причинами, вызывающими инспираторную одышку, могут быть воспаления гортани и трахеи. Этот тип нарушения дыхания называют стенотическим (стридорозным, крупозным) дыханием.

Синдром крупа

Круп — это вирусное воспаление слизистой оболочки в области подсвязочного пространства, сопровождающееся стенозом гортани, что приводит к нарушению дыхания на вдохе. Синдром крупа всегда является грозным состоянием, которое в течение короткого времени при неблагоприятном развитии процесса представляет угрозу для жизни, может потребовать проведения неотложных мер. Синдром крупа относится к неотложным состояниям и требует интенсивной терапии, успех которой зависит от своевременной диагностики и правильной оценки степени тяжести состояния больного, который нуждается в постоянном наблюдении.



Синдром крупа возникает в результате воспалительного отека, накопления мокроты. Эти механизмы определяют клинические симптомы крупа: стенотическое дыхание, грубый, «лающий» кашель и измененный тембр голоса.

Стенотическое дыхание проявляется на вдохе при прохождении воздуха через голосовую щель, суженную из-за воспалительного отека и накопившейся мокроты. У детей раннего возраста иногда на вдохе возникает звук, похожий на «петушиный» крик.

Характеристика крупа по степени тяжести и сестринская помощь

Степень тяжести крупаКлинические признакиСестринская помощь
Круп первой степени (компенсированный)Дыхательная недостаточность отсутствует. Стеноз выражен нерезко, сопровождается втяжением яремной ямки при беспокойстве, а в спокойном состоянии и во время сна исчезает. Состояние ребенка нетяжелое, он спокоен, активен. Длительность, как правило, не превышает 1 суток

Дети первого года жизни госпитализируются, остальные лечатся на дому.  Лечение на дому: 

Видео: Дышать нечем - что делать когда тяжело дышать? Лечение

  • создание спокойной обстановки;
  • обеспечение доступа свежего увлажненного воздуха;
  • частое дробное щелочное питье;
  • ингаляции теплого влажного воздуха по 3-4 мин до 3 раз в день;
  • отвлекающие процедуры;
  • информирование врача о состоянии ребенка.
Круп второй степени (субкомпенсированный)Умеренная дыхательная недостаточность: инспираторная одышка (на вдохе). АД повышено. Стеноз отмечается и в покое, может носить волнообразный и приступообразный характер и сохраняется до 2-3 сутокВсегда госпитализировать
Круп третьей степени (декомпенсированный)Состояние тяжелое, резко выраженные, постоянные признаки дыхательной недостаточности: стенотическое дыхание с втяжением всех уступчивых мест грудной клетки и западением грудины- одышка- акроцианоз- мраморный рисунок кожных покровов- тахикардия, выпадение пульса на вдохе. Ребенок беспокоен, мечется. Периоды беспокойства сменяются адинамией. АД умеренно сниженоСрочно госпитализировать
Круп четвертой степени (асфиксия)Состояние ребенка крайне тяжелое, он бледный, безучастный, дыхание поверхностное, пульс едва определяется, АД падает, ребенок теряет сознаниеСрочно госпитализировать для проведения реанимационных мероприятий

Лечение



Независимо от тяжести состояния больным с целью уменьшения спазма и предупреждения высыхания секрета в гортани показано дыхание теплым, увлажненным воздухом и дача кислорода.

Видео: Как Лечить Бронхит и Чем СПАСТИ РЕБЕНКА ОТ ЛЕКАРСТВ?

Кроме того, необходимо проводить дробные ингаляции с применением щелочных минеральных вод, 4%-ного раствора питьевой соды, водяного пара. Для ингаляционной терапии используют паровые и аэрозольные типы ингаляторов (карманные баллончики, спейсеры, небулайзеры)- парокислородные палатки. Отвлекающая терапия включает:

  • горчичники на верхнюю часть грудной клетки детям школьного возраста (при отсутствии аллергии);
  • ручные и ножные горячие ванны с постепенным повышением температуры с 37 до 40 °С до 3 раз в день;
  • общие горячие ванны или ванны с добавлением горчицы (по назначению врача).

Для проведения лечебной горячей ванны вначале наливают воду с температурой 37 С, затем постепенно в ножной ее конец добавляют горячую воду, повышая температуру до 39 С. Продолжительность ванны 5—7 мин., ребенка необходимо вынуть из ванны при появлении гиперемии кожи. Горчичную ванну проводят при отсутствии противопоказаний (аллергия, дети блондины и рыжие) аналогичным образом, добавляя 100 г сухой горчицы на 10 л воды и по окончании ополаскивая чистой водой.

В условиях стационара детям в возрасте до 1 года ингаляции проводят в парокислородных палатках, в которых они находятся до исчезновения симптомов крупа. Ребенка должны постоянно наблюдать педиатр и отоларинголог и реаниматолог. Ребенок должен длительно находиться в парокислородной палатке до 6—8 ч с повторным пребыванием после 1,5—2 ч перерыва. Все манипуляции проводятся в палатке.

При крупе 3—4 степени лечение осуществляется в палате интенсивной терапии или отделении реанимации, сестринские вмешательства проводятся по назначению врача.

Бронхообструктивный (астмоидный) синдром

Бронхообструктивный синдром протекает по-разному в зависимости от возраста, возбудителя и преморбидного фона.

У детей старшего возраста обычно проявляется сухим кашлем и одышкой.

У детей грудного возраста бронхообструктивный синдром возникает при парагриппозной и PC-вирусной инфекции. У детей старше одного года на фоне экспираторной одышки выслушиваются свистящие хрипы, нередко на расстоянии.

Неотложные меры требуются при обструкции, сопровождающейся:

  • учащением дыхания у детей первых 2-х месяцев выше 60 в 1 минуту- у старших детей — выше 50 в 1 минуту;
  • появление симптомов дыхательной недостаточности.

При наличии указанных симптомов доврачебная помощь включает следующие мероприятия:

  • возвышенное положение в кровати;
  • отсасывание слизи из верхних дыхательных путей;
  • устранение метеоризма у детей раннего возраста с помощью газоотводной трубки (приложение 2.4);
  • дробное частое щелочное питье (фруктовый, овощной соки, компот из сухофруктов);
  • ингаляция сальбутамола (вентолина) — лекарственного препарата, расширяющего бронхи за счет уменьшения бронхоспазма и вследствие этого облегчающего дыхание.

Важно! Медикаментозные ингаляции назначает врач. Если они необходимы в экстренной ситуации — это следует сделать медицинской сестре. При консультировании медсестра должна объяснить матери, что:

  • затрудненный выдох (астмоидный синдром) является признаком серьезного поражения дыхательных путей у ребенка с ОРВИ;
  • не следует самостоятельно применять никаких лекарств от кашля;
  • если в процессе лечения на дому у ребенка дыхание станет более частым, появятся затруднения вдоха, речи, следует немедленно дать ему рекомендованное врачом бронхорасширяющее средство и обратиться к врачу. Показать матери, как давать рекомендованное врачом лекарство в соответствующей дозе.

Похожее