Психические особенности в критических периодах (возрастных кризах) развития организма

Психические особенности в критических периодах (возрастных кризах) развития организма

Критические периоды, или возрастные кризы, выделяются на определенных возрастных этапах в связи с резкими изменениями, происходящими в эти периоды в психофизиологической, эндокринной, соматической сферах, возрастает риск неврологических нарушений.



Наиболее ответственным является первый возрастной криз, который приходится на первые 2-3 года жизни. На 1-ом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. В это время формируются «нейронные ансамбли», особое значение имеет достаточный поток афферентных сигналов, информации к мозгу (контакт с родителями, внимание, ласка, сказки, колыбельные, игры). Происходящие под влиянием притока сигналов к мозгу изменения его структуры и функции — «первичное обучение» — служат основой для усвоения грядущих более сложных форм обучения. Недостаточное поступление информации на этом этапе затрудняет дальнейшее приобретение навыков. Но вредна и перегрузка ребенка информацией.
К концу 1-го года (нередко к полутора годам) ребенок начинает самостоятельно ходить- при этом резко расширяются его познавательные возможности, загрузка зрительного, слухового и иных анализаторов, носителей памяти. На этом этапе развитие моторных и речевых функций тесно связано. Ребенок в возрасте до 2-2,5 лет обычно послушен, дружелюбен, «открыт» для общения, не испытывает чувства страха. Под влиянием контакта с окружающим миром формируется чувство «Я», то есть выделение себя из окружающего мира.
В период между 2-4-я годами рост ребенка ускоряется, наблюдается рассогласование психо-нейроэндокринной и сосудистой регуляции. Поведение ребенка меняется: характерны выраженное чувство «Я», стремление к самостоятельности. Если до этого периода ребенок тесно ассоциирует себя с одним из родителей, ощущая себя частью родного взрослого человека, то на новом возрастном этапе появляется негативизм, упрямство, не всегда понятное родителям и не поддающееся логическому объяснению. Упрямство ребенка легко провоцируется жесткими ограничениями его самостоятельности со стороны взрослых. Поведение ребенка на этом этапе часто алогично, подчинено чувствам, так как не сформирована доминанта левого полушария, контролирующего логически-смысловое поведение (она развивается по мере формирования речевых навыков).
В возрасте 5-7 лет ребенок вступает в так называемый «второй критический период». К этому времени у него обычно уже неплохо развиты двигательные функции и речь. Ребенок может дать адекватный анализ ситуации, в отношениях со взрослыми имеется определенная «психологическая дистанция». Однако ему трудно надолго сосредоточиться на одном предмете, он отвлекаем, так как связи между нервными элементами в мозге ребенка еще не стабильны и возбуждение достаточно свободно переходит с одного нервного центра на другой. В деятельности ребенка преобладают игровые элементы, у него недостаточны критика и самоконтроль- часто он не предвидит отдаленных последствий своих поступков, и мотивационная сфера (желания) нередко преобладает над рассудочной, логической.
Начало школьного обучения сопряжено с коренной ломкой привычных стереотипов, значительным психоэмоциональным напряжением. Необходимость усваивать материал, строить отношения в новом коллективе, с учителями, контроль усвоения — все это способствует (на фоне психологической неготовности или морфологической незрелости) выявлению различных, до этого момента компенсированных, дисфункций. Нередко возникают невротические проявления, школьный дезаптационный синдром. Фоном для их развертывания служат микродизонтогенез, минимальная мозговая дисфункция (ММД), а провоцирующим фактором — завышенный уровень требований.
К 5-6 годам возможна спонтанная (или под влиянием лечения) хорошая компенсация нарушенных функций у детей с ММД, перинатальной энцефалопатией и проч., и дети выпадают из поля зрения врачей. Нагрузка при освоении школьной программы нередко играет роль нагрузочной пробы, выявляющей «слабые места» и способствующие срыву адаптационных механизмов. По нашим данным, дети с крупной массой тела при рождении — более 4000 г — входят в группу риска по формированию различных нейровегетативных синдромов на этом возрастном этапе.
Проблемы в ряде случаев обусловлены не истинной недостаточностью интеллекта функций ребенка, плохой памятью, а его неусидчивостью на уроке, невозможностью сосредоточиться на задании или на новом учебном материале. Для уточнения характера подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.
Значительную помощь в преодолении трудностей, обусловленных истинной или вторичной недостаточностью когнитивных функций, наступающей под влиянием обучающих программ, может оказать «Школа здоровья и развития». Занятия в «Школе здоровья и развития» ориентированы на учет психофизиологических особенностей соматически неблагополучных детей, укрепление их физического, психического здоровья. Практика показывает, что примерно к 9-му классу дети, посещающие «Школу здоровья и развития», в большинстве своем прекрасно адаптированы к социальному окружению, успешно осваивают традиционную школьную программу и лишены невротических черт.
В возрасте 12-16 лет наступает третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Характерен бурный рост, появление новых гормонов, изменение их концентрации, ведущие к появлению вторичных половых признаков и половому метаморфозу. У девочек начинаются менструации. Движения подростка становятся неловкими, резкими. Существенно меняется поведение: подростки раздражительны, грубы, беспокойны, непослушны. Выражены негативные реакции на вполне разумные предложения или требования взрослых. Превалирует стремление быть или казаться взрослым, иногда проявляемое в гротескной форме. В норме к 16 годам наступает фаза успокоения и поведение подростка становится вполне адекватным.
Однако у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы негативные формы поведения ярко выражены.
Психическая сфера в период возрастных кризов испытывает значительные воздействия- при этом могут заостряться акцентуации характера, невротические черты. Под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей легко возникают асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем).

Видео: TVS PT217 Rus 11. Характеристики разных периодов старости



Необходимо четко знать возрастные особенности детей. Иногда степень выраженности расстройств в период возрастных кризов требуют совместного вмешательства врача, педагога-дефектолога, психолога и олигофренопедагога.
К 18-20 годам формирование нервной системы в основном завершается. Так, параметры электроэнцефалограммы и электронейромиограммы в этом и более старшем возрасте практически идентичны.


Похожее