Развитие ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев: двигательные навыки, творчество, речевое, эмоциональное развитие, игры

Развитие ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев: двигательные навыки, творчество, речевое, эмоциональное развитие, игры

Развитие ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев.

Двигательное развитие и навыки ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев

Годовалый малыш часто еще боится ходить сам, но с удовольствием делает это при поддержке взрослого. Движения рук и ног пока не скоординированы. К 1 году з месяцам многие малыши уже могут сделать шагов 20, не присаживаясь, и встают на ножки самостоятельно, не держась за опору. Кроха осваивает новый способ игры с мячом — теперь он его не кидает руками, а пинает ногой («играет в футбол»).

В этот период у взрослых возникает огромный соблазн не только оградить ребенка от различных опасностей, но и ограничить его передвижения: снова посадить в манеж или прогулочную коляску, пристегнуть к креслу или стульчику. Часто на детской площадке слышно: «Не трогай», «не бери», «не ходи»... Но постоянные ограничения и запреты тормозят развитие ребенка, а предупреждения о подстерегающих повсюду опасностях порождают тревожность и робость.

Чем увереннее малыш ходит, тем больше его увлекают действия, которые можно совершать ногами. Весь первый год он в основном орудовал ручками, а теперь обнаруживает, что и ногами можно выделывать разные фокусы: болтать ими, широко расставлять, соединять. Ребенок наблюдает за собственными шагами: топ-топ — постоял, потом снова сделал два шага. Если период «знакомства с ножками» выпадает на осень — отправляйтесь в парк шуршать осенними листьями. Если на зиму — пусть хрустит снегом, топчет его. На дворе лето — можно бегать по речке, оставлять следы на песке. Весна — разбивать лед на лужах, щагать по лужам в резиновых сапожках. Будьте рядом с ребенком, обращайте его внимание на новые ощущения.

Творчество ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев

Ручки тоже продолжают развиваться — и мышцы, и моторика. Ребенок пытается взять в руку карандаш. Он еще не умеет рисовать: проводить карандашом по бумаге, наблюдать за тем, что из этого получается, — все это он научится делать намного позже. Пока что карандаш — просто еще один предмет, которым можно манипулировать. Зато очень интересно оставлять на бумаге отпечатки руками и разными предметами. Для этого лучше всего подойдут пальчиковые краски, которыми рисуют с 9 месяцев и вплоть до 7 лет, а иногда и дольше.

Познавательное развитие и игры ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев

Для малыша познание неразрывно связано с игровой деятельностью, которая становится более разнообразной. Не стоит утомлять его специальными развивающими игрушками. Существует простое правило: если ребенок не проявляет интереса, значит, еще рано. Попробуйте предложить игрушку чуть позже — через месяц или два. Какие же именно игрушки нужны малышу в период от 1 года до 1 года з месяцев?



Научившись ходить, кроха с удовольствием тянет за собой предметы — значит, пора покупать тележку или машинку на веревочке.

Кроме того, в начале второго года жизни ребенка часто интересуют игры с ленточками, веревочками и дырочками. Очень полезной игрушкой станет шнуровка, но играть в нее лучше вместе с мамой.

Малыш осваивает пирамидку, учится снимать кольца со стержня и снова надевать их. На этом этапе требовать правильной сборки еще рано, главное — отработать навык надевания кольца на стержень.

Пора приобрести игрушки-вкладыши. Они бывают разные, самые распространенные — всем известные матрешки.

Эмоциональное развитие ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев



Малыш внимательно наблюдает за мимикой, жестами и интонацией взрослых. Улыбка, смех, грусть, обида, крик и капризы — нормальные проявления эмоций этого возраста. Взгляд становится более выразительным, а мимика и жестикуляция более осознанными. Ребенок все чаще берет взрослого за руку- использует указательный жест, когда хочет, чтобы ему что-нибудь дали- качает головой в знак отрицания или согласия. Чтобы добиться своего, может имитировать нужную эмоцию, используя мимику и жесты.

Ребенок становится несговорчивым, появляется детский негативизм. Одна из самых сложных задач, которая стоит перед родителями, — объяснить малышу понятия «свое» и «чужое». В повседневном общении он привык к тому, что мама или другие взрослые дают ему то, что хочется. Теперь он многое может взять сам, но это иногда почему-то запрещено. Здесь на помощь снова приходит игра. Например, вы садитесь обедать. Вместо привычной маленькой ложки и любимой тарелочки перед малышом появляется папина ложка и большая тарелка, а у папы стоит крошечная посуда. Папа удивляется и начинает искать свою тарелку и ложку, спрашивает у малыша, куда они делись. Происходит шуточный обмен. Спустя некоторое время то же происходит с носочками, ботиночками, шапкой и т. д. Взрослый пытается надеть детскую одежду, которая, конечно, не налезает. Ребенок же примеряет на себя взрослые ботинки, убеждается, что они ему не подходят, и с удовлетворением получает обратно свои.

Время от времени просите малыша принести «мамину сумку», «папину отвертку», «бабушкины тапочки». Играйте с куклами, присваивая каждой какие-либо принадлежности. Пусть у машинок будет свой гараж, у мишки его ложка, а у куклы одежда. Маленькие дети с удовольствием исправляют взрослых, если те нарушают правила и берут чужие вещи. Им нравится «наводить порядок», например, забирать у папы мамину сумочку и возвращать ее хозяйке.

Речевое развитие ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев

Ребенок разговаривает с игрушками. Пока это только лепет, но, если прислушаться, в нем можно различить мамины интонации.

Как правило, первые слова появляются на фоне лепета в возрасте от 9,5 месяцев до полутора лет. Именно в это время ребенок начинает осознанно называть объекты. Причем совсем не обязательно теми словами, которые используют взрослые. Я знала одну маленькую девочку, которая все круглые предметы называла словом «луна». Правда, звук «л» ей еще не давался, поэтому тарелка у нее была «уна», так же как оладушек, крышка от банки и т.п. А один мой знакомый мальчик все шерстяные вещи, шубы, мохнатые игрушки называл «ав-ав», потому что они напоминали ему мохнатую собаку.

К 1 году 3 месяцам словарный запас ребенка насчитывает 6-ю слов.

Часто можно слышать, как малыш тренирует речь, произнося длинные предложения из большого количества неразборчивых слов. Никакого смысла в таком монологе нет, это еще не слова, а звукосочетания. Так кроха учится произносить предложения.

У некоторых детей первые слова появляются значительно позже полутора лет, зато они сразу звучат понятно, «по-взрослому». А те, кто молчит до трех лет (и такое бывает), обычно начинают говорить целыми предложениями. Освоение речи у каждого идет по-своему. Если вас очень беспокоит, что ваш полуторагодовалый малыш говорит хуже, чем его ровесники, обратитесь к специалистам. Пусть они проверят его слух, артикуляционный аппарат — иными словами, пусть убедятся в том, что у ребенка нет физиологических и психических нарушений, мешающих развитию речи. Если болезнь и пороки развития исключены, мой вам совет: перестаньте нервничать и оставьте ребенка в покое. Он заговорит, когда придет его время.

На протяжении всего второго года жизни идет быстрое нарастание пассивного словарного запаса. Ребенок хорошо знает имена членов семьи и начинает их повторять. Ему знакомы также названия игрушек и окружающих предметов. По просьбе взрослого малыш может указать на них и принести. Постепенно он учится выполнять простые поручения: найти игрушку, положить куклу в ящик, пойти кушать, надеть тапочки и др.


Похожее