Как растет и развивается малыш с 4 до 6 месяцев

Как растет и развивается малыш с 4 до 6 месяцев

Как растет и развивается малыш в возрасте от 4 до 6 месяцев.

Видео: Развитие ребенка по месяцам. 6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев ваш малыш будет ежемесячно прибавлять в весе от 400 до 1200 г и подрастать на 2—3 см.

Обычно к 4-му месяцу неприятности, связанные с адаптацией к новому миру, уже остаются позади. Расписание и режим дня благополучно установлены, малыш начинает ощущать разницу между ночью и днем. Обычно четырехмесячные детишки уже выдерживают ночной сон, давая отдых и вам, и себе. Если иногда и возникает необходимость в ночных кормлениях, то чаще всего их причиной становятся психологический дискомфорт малыша или его плохое самочувствие. Отказывать ребенку в них не стоит, хотя и сразу кормить его, как только он проснется, тоже. Сначала лучше попытаться успокоить его, разговаривая с ним и прикасаясь к нему, можно дать попить ребенку воды, если же ничего не помогает — покормите малыша. Как только у него восстановится хорошее самочувствие, он перестанет просыпаться посреди ночи.

Суточная потребность во сне у малыша в этом периоде колеблется примерно от 18 часов (в 4 месяца) до 15 часов (в 6 месяцев), а значит, у него появляется много времени для общения, развития, игры.

Малыш во время бодрствования у вас на руках начнет активно проявлять любознательность, протягивая везде ручки, пытаясь ухватиться за в5е, что попадется под руку, подтянуть к себе поближе, чтобы исследовать уже более основательно с помощью своих цепких ручек и рта.

Если раньше ребенок большую часть времени лежал на спине, то теперь он ведет себя более активно, продолжая исследовать свое тело и окружающее его пространство. Сначала он начнет учиться переворачиваться со спины на живот, потом будет пытаться перевернуться с живота на спину. Примерно в 5—6 месяцев он начнет делать попытки сесть, хватаясь и подтягиваясь за подвернувшуюся опору, а потом сможет сидеть самостоятельно (примерно в 6,5 — 7 месяцев).

Не сажайте ребенка насильно. Позвоночник должен окрепнуть и защититься мышечным каркасом, чтобы не травмироваться и правильно расти и развиваться дальше.

Позвоночник является одним из самых важных мест нашего организма, именно благодаря ему иннервируются все органы и ткани, а также нижние конечности нашего тела, поэтому не торопите ребенка (хотя и очень хочется), позвольте ему сесть самому.

Когда вы будете держать малыша вертикально, он будет вытягивать ножки к опоре и отталкиваться, пытаясь подпрыгивать.

Он будет стараться раздобыть интересующий его предмет или игрушку, переворачиваясь и начиная тянуться к нему. В этом возрасте малышу уже требуется гораздо больше движения, не ограничивайте его в этом. Теперь он может не просто играть своими пальчиками, а хорошо удерживать игрушку в руках, перекладывать ее из одной ладошки в другую. Если вы кормите малыша из бутылочки, то обнаружите, что он помогает вам, придерживая одной рукой бутылочку со смесью, чтобы вы ее не забрали раньше срока.

Первые осознанные улыбки маме и смешки теперь переходят в громкий заразительный смех, в который малыш пускается с большим удовольствием.

Видео: Детский массаж от 4 до 6 месяцев. Курс обучения массаж для малышей

На протяжении этого периода вы будете слышать разнообразные звуки и агуканье. Ребенок пробует свой голос, подолгу распевается, часто гулит, а примерно с 6-го месяца начинает произносить некоторые слоги. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой взрослых, чтобы овладеть речью. Начиная примерно с 6-го месяца, он уже пытается пробовать, глядя на вас, сложить губы и язык определенным образом, чтобы получить нужные ему звуки, занимаясь этим почти постоянно в моменты бодрствования. Конечно, при условии хорошего самочувствия и настроения. Чем оно лучше, тем громче и самозабвеннее будут песни ребенка.

Теперь, если вы забрали у малыша что-то интересное, вы в полной мере ощутите его несогласие и недовольство этим. Он начнет «голосить» и выражать свое несогласие движениями рук и тела, пока не получит желаемое.

Стремление малыша все рассматривать и внимательно слушать будет усиливаться. Этому способствуют его новые возможности: он уже может идентифицировать многие звуки, быстрее и лучше находит их источник, пределы его обзора расширяются и растут. Обнаружив вкусную бутылочку или мамину грудь, четырехмесячный малыш уже осознанно откроет ротик, а ведь еще 2—3 месяца назад он это делал рефлекторно. Прогулки по улице станут для малыша не только полезным, но и интереснейшим занятием. Если хорошая погода, из открытой коляски он получит возможность наблюдать и знакомиться с большим количеством движущихся и шумящих стимулов.

Обычно в 3—5 месяцев у детей начинается обильное слюнотечение, которое часто связывают со скорым появлением первых зубиков.

В возрасте от 4 до 6 месяцев лучше всего приучать ребенка есть с ложечки и пить воду из чашки. Если вы вводите прикорм малышу, делайте это с ложечки, независимо от того, сок это или пюре. Когда малыш научится сидеть, дайте ему возможность научиться пить из чашки. На мой взгляд, лучше сразу приучать ребенка пить из чашки, а не из специального поильника (закрытый крышкой стаканчик с дырочками).

Занимаемся развитием малыша!

Ну что же, возможности вашего крохи стремительно расширяются, а значит, появляются и новые способы взаимодействия с ним.

Теперь время, когда вы с малышом находитесь в близком телесном контакте, т. е. носите его на ручках, вы будете использовать не только для укачивания, но и для «экскурсий» по освоению пространства. Как вы помните, сейчас ему интересно завладеть любыми предметами, которые попадут в его поле зрения, и тщательно их исследовать с помощью пальчиков и рта. Предоставляйте ему такую возможность как можно чаще. Взяв ребенка на руки, не спеша обходите с ним квартиру, останавливаясь по его просьбе и давая ему возможность потрогать интересующие его вещи (конечно, если они не опасны для него). Во время таких обходов подробно рассказывайте ребенку о том, что вам встречается.



Например:

  • Посмотри, вот это — торшер. Когда наступит вечер, и звездочки появятся на небе, и станет совсем темно, мы с тобой включим его, вот так, и нам будет все-все видно. Посмотри еще раз, дергаем за веревочку, вот так, и загорается лампочка. Правда, здорово?

Включите торшер вместе с ребенком, вложив в его кулачок веревку. Попробовав, он сможет сам это проделать.

  • Посмотри, какая стоит кастрюлька на столе. Она синего цвета. Сейчас мы с тобой нальем туда воды и сможем начать варить супчик для папы. Где наш папа? Правильно, он ушел на работу.

Наливая воду, обязательно дайте малышу поболтать ручками в кастрюльке, а потом покажите, как вы будете класть в нее овощи. Несколько кусочков картошки или морковки предложите положить и самому ребенку. Прежде чем бросить их в кастрюльку, он наверняка захочет засунуть их в рот. Дайте ему их облизнуть, и объясните, что пока они невкусные. Не забудьте после того, как суп будет готов, показать малышу, как он выглядит, и дать попробовать ту же картошку, но теперь уже «вкусную».

  • Посмотри, это стекло (у окна). По нему нельзя сильно стучать ручкой, оно может разбиться, но потрогать мы его можем. Вот так, чувствуешь, какое оно холодное? Это потому, что на улице сегодня прохладно. Все-все мы можем видеть с тобой через стекло. Вон по дороге бежит собачка. Как она говорит? Гав-гав! А вот поехал желтый автобус. Би-би, обычно сигналит он. Вот ты поспишь, и мы пойдем с тобой гулять на улицу, хорошо?

Во время прогулок ребенка интересует все: и животные (кошечки, собачки, птички), и люди (дети, взрослые), и движущиеся и шумящие (звучащие) объекты, и явления природы (ветер, дождь, снег, солнце), и многое другое. Поэтому, если на улице не холодно, и если малышу удобно, старайтесь максимально расширить его обзор. Часто дети хорошо спят на улице (но не все и не всегда), но перед сном и сразу после него ребенок успеет очень много увидеть и запомнить, если вы предоставите ему такую возможность. Не забывайте, что так же как и дома, вы должны рассказывать обо всем, что вам встречается на пути. Если что-то особенно заинтересовало малыша (он укажет пальчиком и вокализирует об этом), лучше подъехать ближе и остановиться, пока малыш не наполнится новым впечатлением.

Малышу теперь неинтересно проводить все время, лежа на спине, огромное желание осваивать и узнавать мешает ему лежать на месте, заставляя проявлять активность. Давайте помогать исполняться его желаниям! Способствовать развитию освоения собственного тела и прилегающего пространства мы можем, стимулируя его пробы и старания.

Поставив недалеко от малыша новую привлекательную игрушку, вы увидите (по его поведению), как он хотел бы достать ее. Сначала помогите ему овладеть игрушкой его способом, потом предложите еще и свой (если это требуется). Малыш очень быстро запомнит, что именно ему необходимо проделать с собственным телом, чтобы получать желаемое, и через некоторое время сможет это делать сам.

Если малыш лежит на животике, можете класть интересный стимул (игрушку) перед ним (прямо перед ним, чуть левее или правее), чтобы он тренировался тянуться и ползать. Сначала вы будете ему помогать, показывая, как можно достичь желаемого (подтянувшись или сложив ножки лягушкой, оттолкнуться коленями), но очень скоро он хорошо освоит такие движения и сам.

Поскольку вы предлагаете ребенку игрушку, которую он страстно желает получить, но его сил и способностей поначалу не хватает, чтобы достать ее самому, он будет «просить» вас добыть для него этот манящий предмет. Старайтесь найти здесь «золотую середину» и не сразу сдаваться и отдавать ему игрушку, как только он проявит недовольство, но и не доводите его до истерики, когда он устанет делать попытки, не увенчавшиеся успехом.

Очень важно, как вы будете помогать малышу учиться жить в этом мире. Он должен понимать, что необходимо приложить некоторые усилия, прежде чем он добьется желаемого. А когда у него получается, демонстрируйте малышу вашу радость и одобрение его стараниям, чтобы он не только приобретал желаемый предмет (игрушку), но и гордился своим достижением.



Вы уже заметили, что ваш ребенок пытается приподняться и сесть, ухватившись за любую опору (чаще всего это спинка кровати, манежа или ваши руки). Воспользовавшись этим, вы можете тренировать мышцы его спины, чтобы у него сформировался хороший мышечный каркас, который будет защищать позвоночник малыша. Как это делать? Несколько раз в день протягивая малышу свои пальцы, вы обнаружите, что он хватается и подтягивается, держась за них и приходя в положение сидя. Такая зарядка очень полезна, но не позволяйте малышу полностью сесть, а только создавайте опору, держась за которую он будет приподниматься. Иначе, приняв положение, открывающее новые возможности познавания мира, он будет сопротивляться тому, чтобы снова лечь, яростно требуя, чтобы его посадили на попку.

Вероятно, вы уже обратили внимание, что когда вы сидите и держите малыша вертикально, он выпрямляет ножки, опираясь на них, и, отталкиваясь от ваших бедер, «подпрыгивает» таким образом. Обычно такое занятие доставляет малышу удовольствие, позволяет ему приспосабливаться к своему телу и тренирует мышцы, поэтому позволяйте ему так играть чаще.

В возрасте от 3 до 6 месяцев хорошо начать приучать малыша к ложке. Часто в это время родители вводят тот или иной прикорм в рацион ребенка. Независимо от того, что вы даете малышу (сок, пюре или кашку), старайтесь его кормить с ложечки, а не из бутылки (или поильника). Первая проба нового продукта всегда начинается с одной ложечки или нескольких капель, поэтому это не затруднит вас. Так малыш будет осваивать и кормление с ложки, и пищевое нововведение одновременно. Совсем скоро, когда малыш сможет самостоятельно сидеть, вы научитесь и пить из чашки, хотя начинать привыкать к ней можно и раньше.

В этом возрасте ваш малыш уже произвольно владеет своими ручками. Конечно, такое умение нельзя пока назвать совершенным, поэтому помогайте ему развивать эту способность.

Давайте ребенку разные по форме, размеру и тактильным ощущениям предметы. Показывайте, как именно можно пользоваться той или иной игрушкой. Пока он еще не умеет вызывать специфическое действие предмета, но очень скоро уже сможет и это.

Иногда родители стараются вкладывать игрушку или давать ложку только лишь в правую руку, опасаясь, что их ребенок будет левшой.

Не беспокойтесь:

  • во-первых, все детишки поначалу являются амбидекстрами, и им абсолютно все равно, какой именно рукой захватить и засунуть в ротик изучаемый предмет. Со временем, скорее всего, ваш малыш начнет предпочитать правую руку левой, но настаивать на таком решении не нужно;
  • во-вторых, у маленьких детей (примерно до 5 лет) хорошо «налажена» связь между руками и мозгом, а как известно, правая рука более связана с левым полушарием, а левая рука — с правым полушарием. Поэтому, давая малышу одинаково работать обеими ручками, вы способствуете развитию обоих полушарий мозга и связью между ними.

Поскольку первые зубки у детишек появляются примерно в 6—7 месяцев, задолго до того, как мы их увидим или почувствуем, малыша могут беспокоить его десны. Они могут быть несколько раздражены и «чесаться», поэтому давайте малышу удобные игрушки, которые можно безопасно жевать: это поможет ему частично устранить неприятные ощущения во рту и снять беспокойство. В продаже вы найдете и специальные колечки для такого случая (рис. 8)(часто они продаются в аптеках), и простые резиновые игрушки, которые рассчитаны на такое поведение малыша.

Помните, что освоение речи начинается задолго до того, как малыш научится произносить первые простые фразы. Сейчас ему чрезвычайно важно следить за вашей мимикой и пытаться повторять какие-то звуки, поэтому давайте ему возможность разглядывать ваши губы, когда вы не спеша произносите какие-то звуки и слова. Всегда одобряйте его «пение» и уважительно относитесь к этому процессу. Если вы слышите, что малыш запел, дайте ему насладиться и потренироваться сначала в одиночестве, а увидев, что он немножко устал и соскучился, подойдите к нему и поддержите его. Вы обнаружите, что его усталость как рукой снимет, и он готов еще и еще тренироваться петь вместе с вами.

Повторяйте звуки, которые издает ваш кроха, и добавляйте свои новые, позволяя малышу внимательно рассмотреть, как вы это делаете. Пойте с ребенком до тех пор, пока это доставляет ему удовольствие, чтобы в следующий раз он с радостью согласился играть так снова.

Доставляйте малышу радость, уделяя ему внимание и тепло, почаще играйте в игры типа «Коза рогатая»:

«Пободайте» малыша пальцами, изображая козу. Такая игра вызовет у него большую радость, и он быстро запомнит ее. Через небольшой промежуток времени, услышав только первые строчки стишка, ваш ребенок уже будет смеяться и по возможности прятать места, в которые коза его уже «бодала».

Разговариваем с малышом

Как и о чем нужно разговаривать со своим ребенком?

Этот вопрос волнует многих будущих мам. С одной стороны, редко встретишь мамочку, которая совершенно молча ухаживает за своим малышом. Чаще всего, как только малыш подает первые признаки того, что он проснулся, мама уже тут как тут:

  • Ой, кто это наморщил носик? А кто открыл глазки? Наш Ванечка! Да, это я, твоя ма-ма! Ну, конечно, ты проголодался! Просыпайся, просыпайся. Как мы тяяянемся. Молодец! Идем скорей менять штанишки и будем кушать!

С другой стороны, подобное общение с малышом может влиять на его настроение и самочувствие уже с самого раннего возраста, когда ему еще исполнилось буквально несколько недель, поэтому стоит внимательно отнестись к тому, что и как вы говорите.

Ваша речь, интонация, мимика и прикосновения, обращенные к малышу, должны быть ласковыми, доброжелательными, уверенными и спокойными.

При таком общении у вашего малыша не только будут закладываться основы родного языка, он будет чувствовать заботу и любовь. Несмотря на то, что ребенок еще не понимает слов, он чутко реагирует на вашу мимику и интонацию.

Когда разговаривать с малышом?

Старайтесь сопровождать ласковой речью все свои действия по уходу за ним и не относящиеся к ребенку действия, но проводимые у него на виду. Если вы видите, что он сосредоточенно за вами наблюдает (а не занят собственным делом), комментируйте то, что выделаете.

Например, так:

  • Сейчас, моя дорогая, я буду гладить твою кофточку. Видишь, какой красивый у меня утюг. Его мне подарила твоя бабушка. Сейчас я поглажу всю одежду, и мы с тобой пойдем гулять, да?

Или так:

  • Сейчас мы с тобой идем в ванну, чтобы помыть тебе попку. Видишь, этот красный кран, тут живет теплая водичка, а это — синий, тут живет холодная вода. Слышишь, как она весело журчит, наверно, радуется, что тебя увидела. А посмотри, какое у тебя мыло. Оно зеленое, ооо, как вкусно пахнет Нравится? Давай завернемся в мягкое желтое полотенце и пойдем с тобой сушиться. Ну какой ты у меня молодец!

Или так:

  • Посмотри, какое солнышко сегодня. Видишь эти веточки на деревьях? Совсем скоро их согреет солнышко и на них появятся зеленые листочки. Это будет очень красиво, я тебе обязательно покажу! А вот бежит рыжая лохматая собачка. Кажется, мы с тобой ее уже видели вчера. Как собачка умеет говорить? Гав-гав, говорит собачка, гав-гав!

Если у вас что-то случилось, и вы расстроены, постарайтесь совладать с собой, прежде чем вы будете общаться с малышом (или попросите бабушку покормить или погулять с ребенком, пока вы придете в себя). Если это невозможно, просто проговорите об этом в своей речи, возможно, малыш вас поймет и не станет тревожиться.

Можно сказать примерно так:

  • Да, твоей маме сейчас грустно, и даже хочется плакать, так бывает иногда, ничего не поделаешь. Не думай, что это ты меня расстраиваешь. Это скоро пройдет, и мы снова будем улыбаться вместе. Хорошо?

Старайтесь говорить со своим малышом как можно чаще и не забывайте, что ему важно все: и слова, и интонации, и мимика.


Похожее