Что такое педагогический прикорм?

Что такое педагогический прикорм?

«Педагогический» прикорм — это относительно новое направление в младенческой диетологии, хотя его сторонники утверждают, что это «хорошо забытое старое».

Они считают, что организм маленького ребенка не нуждается в больших количествах «взрослой» пищи, а ориентирован самой,природой на грудное молоко и небольшие дозы различных прикормов. В старину, как утверждают теоретики «педагогического» прикорма, мамы не готовили «детских» каш и супов, никто не знал о специальных блюдах для детей, но ребенку не давали много взрослой пищи, а лишь постепенно расширяли ассортимент его блюд. Зато малыш уже к году-полутора переходил на общий стол и не нуждался в «искусственных» детских блюдах. Конечно же, в те времена пища взрослых была простой и здоровой, не содержала различных «пищевых добавок» или «заморских разносолов». Преобладали вареные, пареные и печеные блюда из свежих продуктов «местного происхождения».
Эта теория далеко не бесспорна, но при хорошо организованном грудном вскармливании (если у мамы много молока, ребенок здоров и отличается хорошим аппетитом) введение «педагогического» прикорма может приносить неплохие плоды.
В чем же заключаются основные принципы введения «педагогического» прикорма?

Ребенку любопытно, что у мамы в тарелке?


Считается, что после полугода ребенок начинает интересоваться, что же ест мама. Дети просят пищу из маминой тарелки: многие малыши охотно едят хлеб, кусочки овощей и т.п. При введении «педагогического» прикорма используют такой интерес и сразу начинают знакомить ребенка со взрослой пищей.

Попробуем — но только чуть-чуть




Предлагается на пробу ребенку небольшое количество продукта — на кончике чайной ложки. Жидкие блюда даются малышу из чашки — наливается примерно чайная ложка на дно. Сторонники «педагогического» прикорма считают, что небольшая доза любого продукта не окажет вредного воздействия на малыша старше полугода.

Видео: Педагогический прикорм - Доктор Комаровский

Всего понемногу


«Педагогический» прикорм позволяет попробовать за один раз несколько видов пищи. В руку малышу можно давать различные продукты — хлеб, морковку, яблоко, сушку (кусок должен не крошиться и быть достаточно велик — чтобы малыш не мог затолкнуть его в рот целиком и от этого подавиться).

Будьте осторожны!




Сторонники такого прикорма не учитывают того, что у детей может возникнуть аллергическая реакция даже от «микродозы», а при таком смешанном наборе продуктов родители сразу не определят, что явилось ее причиной. Поэтому все-таки не стоит давать пробовать продукты более одного вида за один раз. Нежелательно также проводить подобные эксперименты с детьми, имеющими нарушения пищеварения. К тому же не следует давать малышу слишком «экзотические», острые, жареные, копченые блюда, полуфабрикаты, различные колбасы, консервы. Но если в семье на столе всегда простая здоровая пища и преобладают вареные и тушеные блюда, нет острой и слишком соленой пищи, то введение такого прикорма достаточно приемлемо.

Переесть не дадим!


«Педагогический» прикорм позволяет сохранить интерес малыша к еде — небольшие дозы новой пищи пробуждают любопытство ребенка, но не дают ему перейти в пресыщение. Рекомендуется ограничивать пробы ребенка примерно до 10 месяцев: ребенок съедает всего 5—6 ложек прикорма, после этого ему предлагается грудное молоко. Ребенку постоянно «интересно» попробовать еще, еда становится не принуждением, а наградой.
Если ребенку понравилось какое-либо блюдо, не стоит разрешать ему есть слишком много: он может «переесть», получить ферментный срыв (боли в животе, понос, рвота) и на большое время способен потерять интерес к этой еде. Если ребенок переел и стал утрачивать интерес к еде, можно попробовать перестать давать ему прикормы на несколько дней, до тех пор пока ребенок снова не попросит еды «из маминой тарелки».

Ложка за ложкой


Одновременно мама старается научить ребенка пользоваться ложкой — она кормит его из своей тарелки и дает ему в руку «личную» ложечку.
При таком педагогическом прикорме происходит постепенное привыкание ребенка к пище и постепенная адаптация желудочно-кишечного тракта к взрослой пище. Если ребенок захочет попробовать взрослой еды раньше полугода, ему не стоит этого разрешать. Не следует есть в присутствии ребенка раньше, чем он будет способен хотя бы немного поучаствовать в этой трапезе.
Педагогический прикорм не заменяет грудные кормления, поскольку его сторонники считают, что грудного молока ребенку достаточно до 10—11 месяцев, когда малыш начинает съедать за общим столом большие порции. Дополнительного питья ребенку при таком прикорме, по мнению его сторонников, также не требуется, так как он пьет грудное молоко. Если ребенку вводится «педагогический» прикорм, то как бы само собой разумеется то, что малыш поначалу может выплевывать какие-либо продукты, а потом начнет кушать все лучше. В то же время большое внимание уделяется совместной трапезе, когда за столом сидит вся семья и с аппетитом ест.
При педагогическом прикорме малыш не будет съедать по 200 г пищи, так как его организм, укрепленный грудным молоком, в этом не нуждается. По мнению педиатров, практикующих такой прикорм, ребенок до 1—1,5 года не должен есть много. Они уверены, что это залог будущего хорошего аппетита, а также здорового пищеварения.

Выбор только за вами..


Конечно, такая теория небесспорна. Она имеет как и положительные, так и отрицательные стороны. Не всякий ребенок испытывает достаточный «пищевой интерес», чтобы начать пробовать твердую пищу. К тому же следует осторожно подходить к «пробам» взрослой пищи, потому что даже небольшого количества продукта иногда достаточно для серьезных нарушений здоровья малыша. Однако этой системой интересуются все больше родителей, поскольку то, что обещает правильно организованный педагогический прикорм, — очень заманчиво, особенно для мам, чьи дети не едят всевозможные «кулинарные изыски». В некоторых крупных городах есть даже специальные консультанты, помогающие организовать «педагогический» прикорм.

Видео: Педиатрический и педагогический прикорм: что это такое, плюсы и минусы


Похожее