Знакомство детей с развивающими игрушками. Советы от "своей мамы"

В некотором смысле практически любая игрушка может восприниматься как развивающая на определенном этапе и в течение определенного времени. Ребенок знакомится с цветом, текстурой, материалами, развивается моторика, чувство прекрасного, воображение.
Знакомство детей с развивающими игрушками. Советы от "Своей мамы"

Дети учатся сравнивать, находить различия и отличительные признаки тех или иных животных, моделируют различные ситуации и многое-многое другое. Между тем настоящие развивающие игрушки отличаются много вариантностью направлений и сфер получения новых знаний, они часто многофункциональны и представляют собой различные способы их использования. А ведь главная ценность игрушки в глазах ребенка – это ее гибкость в реализации фантазий. Что справедливо не только для лего и других конструкторов. Данный критерий повышает ценность абстрактных игрушек и предметов, задействованных в той или иной игре. Позаимствованная у мамы пластиковая миска поочередно становится походным котелком, шлемом или лодкой- обычный шарф – лишь для взрослых только предмет одежды, ребенок с фантазией превращает его и в гамак для куклы, и в навесной мост для пупсов над пропастью между столом и стулом. Универсальные предметы интересны ребенку в течение долгого времени, тогда как дорогой и реалистичный набор посуды или красавица кукла наскучивают сравнительно быстро из-за тех ограничений, которые они вводят в возможность их использования. Между тем, нужны и те, и другие игрушки, та же кукла при большом гардеробе может примерить на себя различные образы и профессии, а ведь наряды для нее можно и моделировать самостоятельно из лоскутков тканей и платков. Совет от "Своей мамы": не бойтесь помимо «официальных» игрушек предоставлять ребенку дополнительные материалы для его творчества. Вернемся к тем игрушкам, которые заслужили почетное звание первых среди развивающих. По популярности логические головоломки и пазлы, настольные игры и мозаики опережают конструкторы – материалы для построения будущей игры Еще вчера самым сложным малышу представлялся правильный сбор пирамидки или составление картинки по образцу из нескольких деревянных кубиков, сегодня и пирамидка и кубики стали вспомогательными деталями для воплощения самых смелых идей, первым вдохновением для которых выступил новенький конструктор. Дерево и безопасный пластик – неплохо бы иметь в детском арсенале игрушек конструкторы из различных материалов с усложнением и с уменьшением их размера строго по возрасту. Начинать с огромного изобилия числа «строительных материалов» также не следует, малышу в возрасте трех лет вполне достаточно конструктора из 50 различных по цвету и форме деталей. При ограниченном числе деталей ребенок учится продумывать свои действия, рассчитывать исходный материал в определенном смысле и «экономить». Отдельного внимания заслуживают игрушки лего. Не зря торговая марка с более чем 50 летней историей может похвастаться тем, что в 2000 году британская ассоциация продавцов игрушек наградила кирпичик лего (lego) званием самой значимой игрушки XX века. Конструкторы лего имеют четкое возрастное деление. Серии BABY и DUPLO прекрасно подойдут для самых маленьких, первые подходят даже для детей в возрасте от нескольких месяцев. Наборы таких конструкторов максимально просты, а их детали наиболее крупные. С приобретением узко тематических конструкторов из тех же серий лего, посвященных Индиане Джонсу или Гарри Поттеру, лучше не спешить. Тем не менее, со временем именно они могут стать дополнительным толчком к расширению базы знаний – исторические факты из энциклопедий об индейцах, книги о волшебстве.

Игрушки для детей до года

В наше время полки детских магазинов буквально ломятся от обилия разнообразных игрушек. Какие же игрушки для детей до года представлены в ассортименте большинства магазинов и как сделать правильный выбор для своего малыша ?
Несмотря на то,что многие производители указывают на упаковке,для какой возрастной группы предназначена игрушка,порой нелегко сделать окончательный выбор - какую же игрушку купить для своего чада,ведь они все такие яркие,красивые,необычные и интересные. Давайте попробуем разобраться,на какие категории игрушек стоит обратить внимание в первую очередь,учитывая возраст ребенка. И вовсе не обязательно покупать много игрушек в первый год - некоторые игрушки вы можете сделать самостоятельно (посмотрите интересный материал - куклы для ребёнка своими руками).

Ребенок до года развивается стремительно и растет очень быстро. Малыш начинает узнавать предметы,ощущать,слышать,произносить звуки,вставать,переворачиваться,ползать, учится узнавать цвета и форму предметов. У крохи развивается опорно-двигательная и мышечная системы,развивается моторика рук,режутся зубки. Наша задача - не просто купить для малыша новую забаву,но и ,самое главное,способствовать развитию крохи.

Игрушки для детей до года можно разделить в зависимости от функций и назначения с учетом возрастной группы малыша. Существует немало различных видов и категорий игрушек : Игрушки для ванной- Музыкальные игрушки- Деревянные игрушки- Мягкие игрушки- Машинки и каталки- Развивающий коврик- Прыгунки - Ходунки- Развивающие центры- Погремушки- Куклы- Мягкие книжки- Развивающие игрушки детям до года.

Игрушки для детей 1 года должны :
Развивать координацию движений;
Развивать зрение. Зрительное восприятие;
Развивать мускулатуру рук;
Научить чувству ритма;
Научить фокусировать свое внимание;
Стимулировать к творчеству;
Обучить основным цветам. Научить распознавать,различать и воспринимать цвета;
Развивать слух;
Научить слаженности и точности движений;
Развивать фантазию;
Развивать логическое мышление;
Развивать глазомер и точность движений;
Научить соединять зрительные образы со слуховыми;
Развивать зрительно-двигательную координацию;
Развивать сенсорное восприятие (чувство размера,формы,моторики,определения цвета);
Научить отличать один предмет от другого;
Развивать речь и навыки общения;
Научить чувству ритма

Как прекрасен этот мир! Развивающие игры до года

Если вы только-только стали родителями, скорее всего, вас переполняет желание сделать все для того, чтобы кроха вырос самым здоровым, самым счастливым, в общем, самым-самым.

Вероятно, вы сделали прекрасный ремонт в детской и приобрели качественную мебель. Купили для малыша лучшие игрушки и одежду. А в будущем собираетесь отдать его в лучший садик, лучшую школу, дать ему лучшее образование и развить в нем лучшие качества…

Впрочем, стоит ли ждать будущего для того, чтобы начинать занятия с малышом? Вы ведь наверняка слышали о развивающих играх до года. Так не будем откладывать их в долгий ящик. Не беда, что малыш еще лежит в колыбели. Играть с крохой можно уже с самых первых недель (и даже дней!) жизни. Но для начала родителям следует узнать ряд тонкостей.

Инициатива развивающей игры с ребенком до года всегда принадлежит родителям! Игры с малышом, лежащим в колыбели, – это не игры в полном смысле слова. Они принципиально отличаются от салочек, классиков или пятнашек. Малыш только что родился, и он не имеет представления о том, что же такое игра. И тем более не знает, как пригласить к участию в игре окружающих. Мама и папа, играя с крохой до года, сами должны предлагать ему разнообразные увлекательные занятия. И малышу не останется ничего другого, как откликаться на их игровые предложения, познавая все новые и новые грани окружающего мира.

Для того чтобы развивающие игры до года приносили не только удовольствие, но и пользу, они должны строго соответствовать возрасту малыша. Ошибочно думать, что, если ребенок в течение первых месяцев не говорит и не встает, то, соответственно, и игры до года не должны меняться. Малыш взрослеет и развивается потрясающе быстро. Не проходит буквально ни дня, чтобы он чему-нибудь не научился (даже если занятые «более важными делами» родители этого и не заметили).

Непременно изучите специфику развития ребенка на каждом возрастном этапе. Развивающие игры до года необходимо подбирать с особой тщательностью, исходя из специфики буквально каждого прожитого месяца, задействую разные органы чувств: в первую очередь слух (слушать внешний мир ребенок научился еще в утробе матери), зрение, осязание. Узнайте, что должен уметь кроха, как должен себя вести. И ни в коем случае не предлагайте малышу те игры, до которых он еще не дорос! «Работа на опережение» в данном случае может навредить: перегрузить психику ребенка и физически его переутомить.



Но даже выбранная в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его развития игра не всегда подходит. Ведь все дети, как известно, разные, имеют свои индивидуальные особенности. Один чуть раньше встает, другой позже учится держать в руке ложку. Небольшие отклонения от нормы вполне допустимы. А вот стабильная неспособность малыша играть на первом году жизни в те развивающие игры, которые рассчитаны на его возраст, может быть тревожным сигналом, свидетельствующим о том, что у ребенка имеются проблемы в развитии. В этом случае следует не впадать в панику, а обратиться к специалистам. Возможно, вам посоветуют специальный комплекс коррекционных игр, которые помогут сгладить имеющиеся проблемы.

Тщательно выбирайте время для развивающих игр до года. Необходимо, чтобы развивающие игры до года вкраплялись в ваше общение с ребенком не случайными яркими эпизодами (когда мама улучила минутку между варкой каши и бесконечной глажкой), а были неотъемлемой частью жизни малыша. А поэтому игровым занятиям положено отвести свое собственное время в режиме дня. Причем, продолжительность игры тоже должна соответствовать возрасту ребенка и его возможностям. Не думайте, что чем больше вы будете занимать игрой кроху, тем лучше. Помните о том, что ребенок активно познает мир, многому учится, многое узнает. А потому ему требуется время не только для полноценных занятий, но и для полноценного отдыха.

Предлагать развивающие игры ребенку первого года жизни специалисты советуют тогда, когда он наиболее расположен к этим занятиям. То есть, когда он уже окончательно проснулся и поел. Когда он сухой и не мучается он колик. Лучше всего играть с крохой в середине периода бодрствования. И, разумеется, когда малыш не сообщает вам криком о своем дискомфорте - вздувшемся животике или температуре. Даже маленькая складочка на простынке может заставить ребенка заплакать, и ни о какой игре в данном случае и речи быть не может.

И, конечно, играйте в меру. Не стоит думать, что чем больше времени вы будете уделять занятиям и развивающим играм на первом году жизни, тем лучше. Время одного игрового занятия должно начинаться от двух минут, к концу первого месяца постепенно увеличиваясь до десяти минут. «Перегрузив» ребенка, вы утомите его, сделаете вялым или раздражительным.

Развивающие игры до года:

Ответь на улыбку (для детей 1-2 месяцев)
В эту игру можно играть с первых дней. Наклонитесь над лежащим на спинке малышом, при этом ласково улыбайтесь ему и приговаривайте: « Какие мы хорошие, какие мы пригожие! Как мама Пети (Коли, Маши…) улыбается? Вот как мама улыбается! А как Петя (Коля, Маша…) улыбается?» Смотрите в глаза ребенка. Можно при этом гладить его, нежно тормошить, продолжая улыбаться, кивать малышу и приговаривать.
К началу второго месяца эту игру следует активизировать. Делайте паузы после фраз, давай возможность ребенку ответить вам. Говорите примерно следующее: «Какие мы хорошие, какие мы веселые! Улыбаемся? Да, улыбаемся! Вот как мы улыбаемся!». Старайтесь, чтобы малыш ответил вам улыбкой.



Развивающая игра "Где погремушка?" (для детей 1-2 месяцев)
Новорожденный быстро устанавливает взаимосвязь между появлением погремушки и ее звучанием. После того, как малыш в течение нескольких дней наблюдал за погремушкой и слышал издаваемый ею звук, попробуйте погреметь игрушкой так, чтобы она находилась вне поля зрения ребенка. Спросите «Где же погремушка? Где она? Где гремит?» И покажите погремушку ребенку: «Вот погремушка! Гремит погремушка!» Улыбнитесь.

Развивающая игра "Погремели, погудели" (для детей от 2 месяцев)
Для этой игры вам потребуется погремушка, дудочка, колокольчик (или любые другие игрушки, отличающиеся звучанием). Важное уточнение: звуки должны быть мягкими, приятными для слуха, иначе вы напугаете кроху.
Сначала возьмите погремушку и (не очень громко) погремите ею, приговаривая: «Погремели, погремели!» Затем возьмите дудочку и подудите: «Погудели, погудели!»
Постепенно расширяйте число используемых инструментов и игрушек, добавляя колокольчик: «Позвенели, позвенели!» и тихий свисток: «Посвистели, посвистели!»
Со временем (после 7-8 месяцев) усложняйте игру, предлагая малышу самостоятельно постучать (в барабан), а позднее – посвистеть и подудеть.

Развивающая игра "Выше – ниже" (для детей 2-3 месяцев)
Держа ребенка на руках, плавно опуститесь на стул, говоря при этом: «Ниже-ниже-ниже – низко!» Потом также плавно поднимайтесь со стула, поднимая вместе с собой вверх и ребенка, говоря при этом: «Выше-выше-выше - высоко!» Если хотите, вы можете слегка изменять тембр голоса, повышая его, когда вы встаете и, понижая, когда опускаетесь на стул.

Утро, день, вечер (для детей от 1 месяца)
Приучать ребенка к режиму дня необходимо с первых недель жизни. В этом могут оказаться полезными рифмовки, связанные с пробуждением, кормлением, сменой пеленок и т.п. Малыши очень любят рифмованную речь. Старайтесь говорить рифмовки четко, слегка разделяя на слоги.
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Про-сы-пай-ся, дет-во-ра!
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ку-шать нам сей-час по-ра!
Вы можете просто менять последнюю строчку («На прогулку нам пора» или «Умываться нам пора») а можете придумать свои рифмовки. Чтобы не было необходимости учить огромное количество рифмовок наизусть, просто напишите их на листочке и повесьте на видном месте в детской. Или разные рифмовки - в нескольких местах (например, у кроватки, у пеленального столика, у манежа и т.п.) в зависимости оттого, где они вам пригодятся.

Развивающая игра "Дотянись до мамы" (игры с ребенком 3 месяцев)
Стимулируйте и поощряйте желание ребенка двигаться к вам навстречу. Если ребенок протягивает руку, чтобы потрогать ваше лицо, наклонитесь и сделайте так, чтобы ему это было удобно сделать. Приговаривайте: «Давай, давай, тянись, тянись к маме! Вот молодец! Дотянулся! Умница!»

Летающая погремушка (для детей 3-4 месяцев)
К концу третьего месяца малыш уже хорошо научился следить за горизонтальными и вертикальными перемещениями погремушки. Теперь можно к ним добавить круговые движения по часовой стрелке и против. Приговаривайте: «Вверх-вниз, вверх-вниз! Туда-сюда! Вправо-влево! И кругом-кругом-кругом! И кругом-кругом кругом!»

Развивающая игра «Прятки с платком» (для детей 4 месяцев)
В прятки, оказывается, можно играть, лежа в кроватке. Правда, прятки это не совсем обычные. Прятаться будет мама. Спрячьте свое лицо под платком, затем снимите платок. Улыбнитесь, посмейтесь, приглашая и малыша порадоваться вашему появлению: «Где мама? Вот она, мама!».

Развивающая игра «Кто там?» (для детей 4-5 месяцев)
Дети пятого месяца жизни умеют эмоционально реагировать на появление знакомых взрослых (маму, папу, бабушку, няню). Ребенок узнает взрослого, находясь на расстоянии 2-3 метров в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Поэтому старайтесь использовать те моменты, когда в комнату малыша входят знакомые ему люди и выходят из нее: «Кто там? Кто пришел? Баба пришла! Это баба! Баба! Баба пришла!» или «Баба ушла! Ушла баба! Нет бабы!»

Ма-ма-ма-ма-ма-ма! (для детей 5 месяцев)
Малыш совсем скоро научится произносить первые слоги. Сделайте акцент на тех слогах, из которых состоят важные для ребенка слова: мама, папа, баба.
Наклонившись над кроваткой, папа может громко и отчетливо сказать: «Я – мама! Ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма!» Подобным образом могут поступать и другие родственники. Например, папа или бабушка: «Па-па-па-па-па-па-па!» или «Ба-ба-ба-ба-ба-ба-ба!»

Развивающая игра «Мама повторяет» (для детей 5-6 месяцев)
Произнося первые слоги «га», «да», «де», ребенок, разумеется, «говорит сам с собой». Однако мама вполне может включиться в этот процесс и начать произносить те же самые слоги. Как правило, малыши бывают от этого просто в восторге. Они начинают смеяться, протягивать к маме ручки, поворачиваться, чтобы лучше видеть ее лицо. Большинство детей с удовольствием поддерживают такую «беседу».

Развивающая игра «По кочкам, по кочкам» (для детей 6 месяцев)
Эту игру знают все, начинать играть в нее с малышом можно и раньше. Но на шестом месяце жизни она может доставить ребенку большое удовольствие. Ведь только сейчас малыш научился уверенно сидеть. Игра помогает ему научиться лучше чувствовать свое тело.
Плавно раскачивая ребенка у себя на коленях, вы приговариваете:
По ровной дорожке,
по ровной дорожке,
по кочкам, по кочкам,
в ямку – бух!
оследние слова сопровождаются нерезким опусканием малыша.

Развивающая игра «Экскурсия» (для детей 6-7 месяцев)
Конечно, вы уже не раз «путешествовали» по квартире с малышом на руках. Но в возрасте шести-семи месяцев таким «экскурсиям» следует уделять особое внимание. Поскольку семимесячный ребенок начинает понимать значение отдельных слов, на этом этапе большую важность приобретают такие прогулки, сопровождаемые комментариями. Перемещаясь из комнаты в комнату, четко называйте предметы: «Это дверь. Это стол. Это ковер. Это телевизор…»
Начинать такие занятия следует с тех предметов, на которые ребенок сам обратил внимание: яркие игрушки, картины, звуковоспроизводящая техника. Постепенно начинайте расширять круг знакомых слов.
Данное упражнение является подготовкой к игре «Покажи», в которую вы будете играть спустя несколько недель: по вашей просьбе малыш будет находить в пространстве знакомые ему предметы – указывать на них глазами или рукой.

Развивающая игра «Покажи!» (для детей 6-7 месяцев)
Седьмой месяц – время начала игры «Покажи!». Взрослый просит малыша: «Покажи куклу!» Поскольку пока ребенку трудно выполнить ее просьбу, родитель делает это сам. Он указывает рукой и поворачивает голову в сторону куклы и говорит: «Вот кукла! Это кукла! Хорошо!»
С течением времени паузы между просьбой и ответом становятся все длиннее. В один прекрасный момент ребенок сам повернет голову в нужную сторону или протянет ручку.

Развивающая игра «Дай маме погремушку!» (для детей 7 месяцев)
Принцип этой игры такой же, как и у предыдущей. Мама просит малыша дать ей погремушку. Она сама берет из руки малыша игрушку и говорит: «Малыш дал игрушку маме. Молодец. Вот так». Не стоит ждать, что ребенок уже через несколько дней начнет по вашей просьбе отдавать вам игрушки. Однако начинать подготовку к такому действию необходимо уже сейчас.

Гимнастика для ротика (для детей 7 месяцев)

Развивающие игрушки своими руками

Легче всего делать игрушки для детей младшего возраста, например, развивающий коврик – замечательный комплекс для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Конечно, его можно приобрести в любом интернет-магазине детских товаров или в многочисленных магазинах игрушек в Туле, но его несложно сделать своими руками. Для его изготовления понадобятся пеленка и множество всяких ненужных для вас и безопасных для малыша предметов: ленточки, бантики, старые тряпичные куклы, пластмассовые молнии, крупные пуговицы и пряжки и многое другое. Также можно сделать из ярких лоскутков расстегивающиеся кармашки и наполнить их разным материалом: поролоном, ватой, колокольчиками, пищащими и тарахтящими игрушками и так далее. Такой коврик будет замечательной игрушкой для детей от трех месяцев до полутора лет, маме только нужно продумать каждую деталь, чтобы малышу было интересно. игрушки своими руками Для деток шестимесячного возраста из ненужной длинной коробки можно изготовить тоннель с окошками и дверью, снаружи его можно украсить разными аппликациями или разрисовать яркими красками. В таком домике малышу будет интересно играть с мамой в прятки, преодолевать расстояние и выглядывать в окошки. По мере взросления малыша тоннель превратится в дом для куклы и других игрушек. Развивающие игрушки детям своими руками – прекрасный способ в игровой форме познакомить малыша с окружающим миром, дать ему новые знания.


Похожее