Физическая нагрузка и упражнения при закаливании

Видео: ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ НЕВРОЗЕ

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика при открытой форточке, а еще лучше на улице с постоянным облегчением костюма до оптимального.

Обычно начинают заниматься дома, открыв форточку или окно.

Затем, через несколько занятий выходят на балкон или лоджию.

И - перестав стесняться соседей - на улицу. Все занимающиеся, без исключения, подчеркивают, что занятия на воздухе не менее чем в полтора раза эффективнее, чем в комнате. Кроме того, часть ослабленных детей при занятиях в комнате (физической нагрузке) - бледнеют, на улице же розовеют.

Естественно - что одежда, длительность и объем занятий зависят от возраста, диагноза и степени подготовленности ребенка и от погоды на улице. Не впадайте в крайности - опасно переохладить ребенка, но не менее опасно заставить его взмокнуть, бегая в шубе, а потом застудить малейшим сквознячком.

Проводить занятия не обязательно утром, можно к вечером, после садика или школы - когда у вас есть время. Иногда начинаем с 5-8 минут, постепенно, по самочувствию ребенка, доводим до 15-25 минут.

Физическая нагрузка и уроки физкультуры

Я уже говорил, что физическая реабилитация - это система занятий, одним из основных компонентов которой является закаливание. Одним из компонентов, но не единственным, ибо зачастую, даже у здорового ребенка, не говоря уже о часто болеющем, одно лишь обливание не дает желаемого эффекта.

Для того, чтобы восстановить организм, улучшить обмен веществ, привести процессы жизнедеятельности в состояние полной саморегуляции (что и отличает здоровый организм от больного) необходима физическая нагрузка.

Физическая нагрузка - это жизнь. Тот, кто много лежит - не живет долго. При физической нагрузке в организме вырабатываются вещества, регулирующие деятельность всех органов и систем, т.е. отпадает необходимость в стимуляции извне - таблетках, уколах и т.д.

Кроме того, при физической нагрузке, и только при ней, в организме вырабатываются так называемые морфи - неподобные вещества, которые имеют и болеутоляющий эффект. Этим и обусловлен тот факт, что после физической нагрузки зачастую проходят различные боли. Это хорошо знакомо спортсменам: "Размялся и спина перестала болеть".

И уж совершенно необходима физическая нагрузка при астматическом синдроме. Физическая нагрузка ведет к увеличению содержания гормонов в крови, нормализуется гормональный обмен, снижается или снимается одышка.

Отсюда совершенно неоправдано запрещение посещать часто болеющим уроки физкультуры или спортивные секции.

Другое дело, что физическая нагрузка, особенно на первых порах, должна дозироваться, чтобы не спровоцировать приступ или просто не перегрузить организм и не вызвать срыва.

Говоря о пользе физкультуры, всегда вспоминаю Андрюшу Шерстобитова. Бронхиальная астма, средней тяжести. В течение пяти лет ребенок по назначению врача ежедневно получал по четыре препарата, время от времени они менялись, но количество их оставалось неизменным. Несмотря на это, одышка не снималась, приступы следовали один за другим.

Начали мы с ним заниматься. Мама собрала все оставшиеся у нее силы и буквально все свое свободное время отдавала сыну.

Через неделю мы сняли препарат, еще через неделю - второй. Через месяц, впервые за многие годы, он не выпил ни одной таблетки.

А как приступы?

Через неделю Андрей впервые пошел на урок физкультуры (это в седьмом-то классе!). Через три - начал посещать лыжную секцию. А через месяца два мама начала жаловаться мне, что сын ее не слушает, уходит кататься на лыжах, и раньше, чем через два часа не возвращается, весь мокрый и набегавшийся.



Кстати, месяца через 4-5 после начала занятий мама же рассказала мне интересный случай. У Андрея есть брат, старше его на год, практически не болеет. Так как Андрей занимался активно физкультурой, принимал холодный душ, то над братом стали слегка подсмеиваться, что неизвестно, кто из них больной.

Пришел февраль, а с ним эпидемия гриппа. Брат зачихал, затемпературил, а Андрей здоров. Обидно стало брату, взял он Андрея чуть ли не за уши и начал чихать на него. Тем не менее, Андрей не заболел, хотя все были уверены в обратном.

Это еще один пример не только возможностей физической реабилитации, но и возможностей самих родителей в оздоровлении своих детей.

Ну, это все хорошо и интересно, но с чего же начинать, если ребенок на третий этаж поднимется - и уже задыхается.

Обычно мы начинаем с двух вещей - гимнастики - зарядки и бега. Гимнастика - обычный набор упражнений, в среднем темпе, минут 15-20. Ежедневно, лучше два раза в день. Обязательно сочетать с дыхательными упражнениями. Через 2-3 недели можно добавить легкие гантели - от 0,5 до 1 кг, и с ними можно - заниматься несколько месяцев.

Заниматься надо на свежем воздухе, в крайнем случае - при открытой форточке.

По бегу.

Это одно из лучших упражнений. И простое, получается у всех, и эффективное, и легко дозируется.



Как любое циклическое монотонное движение прекрасно нормализирует обмен веществ, в т.ч. гормональную систему.

Обычно начало занятий выглядит так. Вышли на улицу, размялись - и побежали. Вместе с ребенком, чуть быстрее, чем идет прохожий. Бежим - и разговариваем. Как только дыхание начинает сбиваться - это вы сразу услышите по разговору ребенка - сбавляете темп, но продолжаете бежать.

Постарайтесь, если получиться, не перейти на шаг, а продолжайте бежать. Бежать медленно, медленнее, чем просто идти. Дыхание не восстанавливается? На сегодня хватит.

Иногда, в начале, занятие измеряется не 5-10 минутами, а 20 метрами. Сможете обежать вокруг дома - хорошо, полдома - тоже для начала годится. Побегаете месяц, но ежедневно - и вот уже пробежка в среднем темпе 10 минут - для вас с сыном - легкая разминка.

Эта методика дозирования очень точная, позволяет определить не просто сегодняшнюю, а сиюминутную нагрузку.

Через 3-4-5 месяцев с методики "на грани разговора" переходим на временную дозировку. Мы считаем, что для профилактики и поддержания уровня здоровья достаточно 15-20 минут ежедневно, в крайнем случае - через день.

Учтите, что лучше 15 минут 3-4 раза в неделю, чем 1 час в воскресенье. Дело в том, что сердечно-сосудистая система "помнит" нагрузку дня 2-3, затем "память" исчезает и любая нагрузка воспринимается как впервые, т.е. нет эффекта тренировки. Именно поэтому если бегать марафон раз в неделю, а остальные шесть дней лежать на диване, то можно действительно умереть на дорожке, так как способность переносить все возрастающие нагрузки не появляется.

Если же вы считаете, что у вас нет времени на бег, попробуйте такой вариант - ходите в садик и обратно домой пешком.

Если сад расположен далеко - проехали немного на трамвае, а последние 2-3 остановки прошли пешком, в достаточно быстром темпе. Это как раз и составит 1015 минут. Да и себе здоровья прибавите.

Кстати, физическая нагрузка является одним из лучших средств лечения насморка. Как раньше бабушки лечились от простуды? Постирала часа три вручную - как клин клином выбила.

Многие спортсмены знают эту закономерность: начался насморк - вышел на тренировку, хорошо поработал - и нос задышал.

Почти любой человек, понаблюдав за собой, может отметить, что пока ходит или работает физически - нос вроде дышит, сел или лег - дышать невозможно. Особенно ярко это бывает выражено у детей - пока бегает - вроде ничего, лег спать - и засвистел носом, а то и рот приходится открывать.

Поэтому, если состояние ребенка позволяет, не старайтесь целый день продержать его в постели. Пусть минут по 10 займется посильной физкультурой, раза 2—4 в день. Выздоровеет быстрее.

Методика снятия спазма мускулатуры грудной клетки и верхнего плечевого пояса

Эту методику мне показал мой учитель по мануальной терапии Волосников Александр Леонидович. Выглядело это так.

Жукова Аня, 10 лет, бронхиальная астма средней тяжести, постприступной период.

Держится жесткое дыхание, единичные сухие и влажные хрипы. Грудная клетка напряжена, межреберные промежутки расширены, кожа на ребрах натянута.

Лучше, если этим манипуляциям предшествует физическая разминка.

Ребенок сидит лицом к Вам, Вы обхватываете ладонями сбоку нижний край грудной клетки, просите ребенка глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, сами сжимаете ребра и как бы не даете ребенку вдохнуть. Время нагрузки - 710 секунд.

Затем то же самое на средних отделах легких, затем на верхних. Далее - ладони лежат на боковых верхних отделах грудной клетки, ребенок вдыхает, задерживает дыхание, а Вы давите на грудную клетку, также 7-10 секунд. Затем на средних и нижних отделах.

А теперь расслабим плечевой пояс.

Ребенок сидит, расслабившись и свесив руки. Делает выдох, Вы в это время надавливаете своими ладонями ему сверху на плечи, ребенок делает вдох, а Вы ему сопротивляетесь, не давая поднять плечи. Время - 7-10 секунд.

Затем ребенок на вдохе поднимает плечи, в верхней точке. Вы ему давите на плечи, ребенок не дает плечам опускаться. Также 7-10 секунд.

Этот комплекс можно повторить 3-4 раза, после чего дыхательное упражнения и "выжимка".

Сразу после этих манипуляций межреберные промежутки у Ани уменьшились почти в два раза, кожа стала эластичной и чуть-ли не обвисла, дыхание стало свободнее, а после всего лишь 2-3 минута дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание и "выжимка") хорошо отошла мокрота. Хрипы в легких исчезли, дыхание стало значительно мягче.

Куранов Г.В.
Похожее