Влияние питания беременной и новорожденного на здоровье взрослого человека

Питание детей в раннем периоде жизни оказывает влияние на характер фенотипа взрослого человека. Каким бы давним ни считалось это построенное на интуиции представление, его начали исследовать лишь в последние 20 лет. Произошел всплеск интереса к тому, каким образом и с помощью каких механизмов различные условия существования организма в перинатальном периоде жизни приводят к развитию определенных заболеваний по достижении взрослого возраста.

Эта тема является для исследователей приоритетной, поскольку позволяет предупреждать развитие у взрослых людей таких заболеваний, как сахарный диабет, ожирение и гипертензия.

Спектр питания в раннем периоде жизни у людей сильно варьирует даже в пределах одной отдельно взятой популяции, не говоря уже об особенностях разных популяций. Исходя из этого, большинство эпидемиологических исследований, изучающих последствия характера питания во внутриутробном периоде жизни и в периоде новорожденности для взрослого организма, использовали в качестве маркера недостаточного питания задержку развития, особенно внутриутробную.

Таким образом, основная логическая посылка статей на нашем сайте МедУнивер сводится к тому, что недостаточное питание приводит к задержке физического развития как плода, так и ребенка раннего возраста. Одним из ограничений эпидемиологических исследований по этой теме является то, что главный объект исследований — новорожденные с малой массой тела для гестационного возраста (масса тела не достигает 10-й перцентили). Дети, относящиеся к этой группе, могут иметь малую массу тела по ряду причин, в число которых входят генетические особенности, встречающиеся и в норме.

Кроме того, эти исследования, сосредоточенные только на детях с малой массой тела для гестационного возраста, неизбежно упускают из виду тех детей, масса которых хоть и меньше, чем должна быть, однако превышает 10-ю перцентиль. Существуют, однако, исследования, в которых авторы пытаются изучать детей с задержкой внутриутробного развития, и для определения того, является ли рост человека «нормальным», часто используют такие индикаторы, как массо-ростовой показатель, или пондеральный индекс (ПИ) (ПИ = [Масса (г)/Рост (см)] х 100).

Несмотря на эти ограничения, эпидемиологические исследования в данной области носили жизненно важный характер и зачастую были прекрасно проведены (особенно это касается трех когорт и, соответственно, их анализа). Эти исследования установили стандарт для понимания последствий для здоровья взрослого человека его питания во внутриутробном и неонатальном периодах жизни. В эти три когорты входят:
(1) лица, пережившие голод в Нидерландах в 1944-1945 гг.,
(2) ранние работы Barker и соавт. (так называемая гипотеза Баркера),
(3) недавнее исследование состояния здоровья медицинских сестер (Nurses` Health Study).

Лица, вошедшие в первую когорту, пережили голод в Нидерландах во время Второй мировой войны в 1944-1945 гг., который был инициирован нацистами в отместку за всеобщую забастовку железнодорожников, устроенную с целью сорвать переброску немецких военных частей. Голод продолжался примерно 5 мес. Суточный рацион в Амстердаме снизился с 1800 ккал/сут (декабрь 1943 г.), до 400—800 ккал/сут (апрель 1945 г.). Хотя и была дана установка обеспечить детей в возрасте до 1 года, беременных женщин и кормящих матерей дополнительными продовольственными пайками, выполнить это не представлялось возможным. После освобождения страны в мае 1945 г. потребление калорий увеличилось до 2000 ккал/сут и более.

Видео: Как питаться беременным? Еда беременной женщины - Светлана Калмыкова

При изучении последствий голода для населения Нидерландов использовали многочисленные источники, в том числе популяционные когорты, документы о призывах на военную службу, регистрационные записи психиатрических клиник и собственно отчеты о показателях здоровья. Одним из наиболее всеобъемлющих исследований результатов голода в Нидерландах является изучение когорты по дате рождения, в ходе которого опросили 912 человек, родившихся с 1 ноября 1943 г. по 28 февраля 1947 г.

Была также проведена оценка социально-экономических факторов, образа жизни и истории болезни каждого из них. Что касается размеров тела и его массы, то у младенцев, подвергшихся воздействию голода в начале внутриутробного развития, эти показатели не были меньше, чем у детей, матери которых не голодали, однако у них отмечали повышенный уровень заболеваемости ишемической болезнью сердца и чаще фиксировали артериальную гипертензию, дислипидемию и ожирение.



Хотя данные факты не являются в полной мере статистически достоверными, также вполне вероятно, что у взрослых людей, страдающих ишемической болезнью сердца, масса тела и окружность головы при рождении не достигали нормы. Подобным образом изучение когорты родившихся в амстердамском госпитале Вильгельмины в период между ноябрем 1943 г. и февралем 1947 г. выявило связь между голодом, который будущие матери пережили в начале беременности, и атерогенными показателями липидного профиля (более высокое соотношение холестерина ЛПНП и ЛПВП).

Кроме этого, доля людей, которые сами оценивают свое здоровье как плохое, была значительно выше в группе тех лиц, матери которых на ранней стадии беременности недоедали, в сравнении с теми, кто не испытывал голода внутриутробно [4].

Динамика роста грудных детей

Кроме того, дети подвергшиеся воздействию голода во II триместре внутриутробного развития, чаще страдали обструктивными заболеваниями дыхательных путей и микроальбуминурией. Интересно, что оба эти результата не зависят от размеров тела ребенка при рождении. У младенцев, подвергшихся воздействию голода в III триместре внутриутробного развития, чаще проявляются нарушения толерантности к глюкозе, о чем свидетельствует более высокое содержание глюкозы и инсулина в крови через 2 час по сравнению с теми, кто не испытывал голода внутриутробно.

Помимо этого, у лиц, подвергшихся воздействию голода во II и III триместрах внутриутробного развития, чаще наблюдаются аффективные расстройства.

Другие данные, полученные при исследовании когорты лиц, переживших голод в Нидерландах, выглядят несколько пугающими, т.к. свидетельствуют о связи между пережитым в материнской утробе голодом и повышенной частотой заболеваемости шизофренией, психическими расстройствами шизофренического спектра, а также случаев антисоциального поведения личности.

Видео: Уход за новорожденным до трех месяцев



Во всех трех группах лиц, подвергшихся воздействию голода в Нидерландах (в раннем, среднем или позднем периоде внутриутробного развития), наблюдался повышенный уровень смертности в 50-летнем возрасте. Смертность среди тех, кто испытывал голод в раннем, среднем или позднем периоде внутриутробного развития, составляет 11,5, 11,2 и 15,2% соответственно. В отличие от этих данных, смертность среди жителей Нидерландов, которые родились после голода и дожили до 50 лет, составляет всего 7,2%.

Во вторую когорту вошли исследования, проведенные Barker и соавт., ставшими «пионерами» эпидемиологического анализа. Объектом исследований были взрослые люди, получавшие недостаточное питание на стадии внутриутробного развития и в младенческом возрасте. Еще в 1986 г. Barker и Osmond в опубликованной в журнале "Lancet" статье отмечали географически обусловленную связь между ишемической болезнью сердца в 1968-1978 гг. и младенческой смертностью в 1921-1925 гг.. Еще тогда исследователи высказывали предположение, что «плохое питание в раннем возрасте повышает склонность к возникновению неблагоприятных последствий излишне изобильной диеты».

Видео: Влияние вредных воздействий при беременности

Наблюдения, связывающие младенческую смертность и болезни взрослых, были продолжены в Хартфордширских исследованиях, которые для многих в этой области по-прежнему остаются эталонными. Первоначально объектом внимания в этих исследованиях стала когорта, состоящая из 5654 мужчин, родившихся между 1911 и 1930 гг. в Хартфордшире (Англия). В рукописном документе 1989 г. было отмечено, что мужчины, имевшие самую низкую массу тела со дня рождения до достижения ими возраста 1 года, показывали самый высокий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

Подгруппу таких испытуемых также использовали для оценки взаимосвязи между чувствительностью к инсулину и массой тела при рождении. В частности, 468 мужчин, которые родились, выросли и проживали в Восточном Хартфордшире, были обследованы после приема внутрь 75 г раствора глюкозы. Лица с нарушенной толерантностью к нагрузке глюкозой, а также страдавшие инсулино-независимым сахарным диабетом, имели низкую массу тела при рождении и в возрасте 1 года. Кроме того, процент мужчин с нарушенной чувствительностью к инсулину понижался среди тех, у кого масса тела в возрасте 1 года была больше.

Эта прогрессия была статистически значимой и не зависела от массы тела взрослого человека. Это общее представление о том, что снижение темпов роста в раннем возрасте вызывает нарушение толерантности к нагрузке глюкозой, изменило отношение многих клиницистов и исследователей к вопросу обмена веществ и питания в перинатальном периоде.

Динамика роста и массы тела ребенка
В Европе активно пользуются центильными интервалами роста и веса детей. Выше они представлены в таблице. Интервалы от 25 до 80% считаются вариантами нормы

Хартфордширские исследования продолжают вносить значительный вклад в наше понимание взаимосвязи между питанием в раннем детском возрасте и заболеваниями у взрослых людей. К 2005 г. когорта уже включала 37 615 мужчин и женщин, родившихся в Хартфордшире. Низкая масса тела при рождении у мужчин из этой группы населения увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, в то время как низкая масса тела при рождении у женщин предрасполагает к заболеваниям сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, а также к пневмонии и сахарному диабету.

Несмотря на существование тендерных различий, эти данные показывают, что увеличение массы тела при рождении на одно стандартное отклонение приводит к сокращению смертности у представителей обоих полов в возрасте 75 лет на 0,86%.

Третьей исторически значимой когортой стали медицинские сестры, состояние здоровья которых стало предметом изучения в Nurses Health Study. Данное исследование было начато в 1976 г., когда примерно 122 тыс. замужних женщин-медсестер в возрасте 30-55 лет заполнили присланные им по почте анкеты с вопросами, касающимися истории их жизни. С целью продолжения исследования каждые последующие 2 года им также высылали опросные листы, куда они вносили обновленные сведения о своей жизни и информацию медицинского характера. Достоверность информации о массе тела при рождении оценивали в исследовании Nurses Health Study II, в котором сравнивали массу тела ребенка, указанную в свидетельстве о рождении, и массу тела, о которой сообщалось в анкете. Коэффициент корреляции Спирмена между этими двумя значениями массы тела составил 0,74.

Данное исследование добавило значимости наблюдениям Barker и соавт., указывая на значительно возрастающий относительный риск развития инсулинонезависимого диабета у женщин, родившихся с недостаточной массой тела (< 2490 г), по сравнению с теми, которые при рождении имели средние показатели (3210-3850 г). Относительный риск для женщин, масса тела которых была менее или равна 2490 г, составлял 1,88 (1,59-2,21) и 1,55 (1,32-1,83) соответственно. Поправка на возраст, индекс массы тела (ИМТ) и наличие в анамнезе у матери респондента диабета упрочивала взаимосвязь между низкой массой тела при рождении и развитием инсулинонезависимого сахарного диабета.

Никакого существенного воздействия на относительный риск после корректировки с учетом преждевременных родов, многоплодной беременности, возраста матери при рождении, кормления грудью, этнической принадлежности, рода занятий родителей в 16-летнем возрасте, наличия диабета у отца, роста респондента, количества детей в семье, табакокурения и физической активности отмечено не было.

Результаты Nurses Health Study были также использованы для изучения взаимосвязи между массой тела при рождении и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний у женщин. В качестве конечной точки исследования был определен нефатальный инфаркт миокарда, если он удовлетворял критериям ВОЗ. Другой конечной точкой был нефатальный инсульт, если он удовлетворял национальным критериям. На каждые 454 г увеличения массы тела при рождении отмечалось снижение риска нефатального инфаркта миокарда на 5% и снижение риска нефатального инсульта на 11%. Как и в исследовании резистентности к инсулину, эти выводы в значительной степени не зависели от других ключевых факторов: массы тела взрослого человека, наличия артериальной гипертензии, сахарного диабета, образа жизни и социально-экономического класса, к которому исследуемый принадлежал в детстве.

Исследования, в которых принимали участие эти три когорты, помогли понять суть взаимосвязи между питанием, физическим развитием организма в раннем периоде жизни и заболеваниями во взрослом возрасте. Они дали импульс для дальнейших исследований, направленных на определение возможных физиологических и молекулярных механизмов, которые обусловили бы выбор либо внутриутробного вмешательства, либо послеродовой терапии в целях уменьшения риска негативных последствий. В следующей статье на сайте будет внимание будет сосредоточено на недавно идентифицированных важных биологических объектах.

Фенотип взрослого человека, связанный с задержкой внутриутробного развития:
- Синдром дефицита внимания
- Хронические заболевания легких
- Дислипидемия
- Гипертензия
- Иммунодефицит
- Резистентность к инсулину
- Задержка нервно-психического развития
- Нейроэндокринное перепрограммирование
- Замедленный рост в постнатальном периоде
- Почечная недостаточность
- Шизофрения

Источник: http://meduniver.com
Похожее